Автора побудили издать исследование по "старому славянофильству" Два обстоятельства: 1) то, что исследователи славянофильского любомудрия не привели его в строго соразмерный и обработанный уклад, который охватывал бы его учение целикомъ и со всех сторон; 2) что нет еще писателя, который сравнил бы славянофильство, как философское учение, в его целом, со всею совокупностью западно-европейской учености и определил точно, научно и философски: в чем заключается отличие основ восточного просвещения от начал западной культуры и цивилизации и где сосредоточивается вся философская суть этого различия. Решение этих двух вопросов — цель усилий М.Ф.Таубе.
Славянофильство, как богословско-философско-научное учение восточного греко-славянского просвещения в отличие от романо-германской цивилизации складывается в сложное, но стройное, построение или уклад (систему). Славянофильство в своем мировоззрении, жизнепонимании познаниеведении (гносеологии) и вероисповедании резко отличается от всего круга знания и верования западноевропейской культуры. Оно, как особое и обобщенное тело познания (организм) представляет собою художественное, прекрасное и мощное построение, полное чарующей простоты, соразмерности (гармонии) и всеединства.
В первом томе собрания сочинений помещены произведения по философии, социологии, эстетике, педагогике и т. д., написанные П. Н. Ткачевым на родине в 60 — начале 70-х годов прошлого века. Значительная часть этих работ была напечатана лишь в журналах. В приложении даются юношеские стихи П. Н. Ткачева из его рукописного наследия.
Во второй том включены произведения по философии, социологии, этике, истории, психологии, педагогике и т.д., а также основные программные статьи из органа «якобинского» течения в русском революционном народничестве журнала «Набат», написанные П. Н. Ткачевым в 70-х — начале 80-х годов XIX в. в эмиграции. Большинство произведений П. Н. Ткачева, напечатанных в журнале «Дело», ранее не переиздавались.
Философские размышления о стране и мире в первые месяцы Мировой войны.
Статья написана во время Первой мировой войны с надеждой на духовное возрождение России. Автор обращается к древнерусскому религиозному искусству – бессмертному памятнику духовного величия. Мироощущение иконописца повышено в существе своем. Он живо чувствует совершающийся на земле ад, ту бездну, куда ниспадает завязывающаяся на земле греховная цепь, и ясно видит небо, куда направляется светлый духовный подъем и полет. Точка соприкосновения этих двух миров – подножие креста на Голгофе. Во всеобщем стремлении и приобщении к кресту, ощущении ужаса ада вся тайна иконописных откровений.
Осенью 1919 г. в разгар гражданской войны в Новочеркасске под впечатлением сказок Афанасьева Е. Трубецкой готовит лекцию «Иное царство и его искатели в русской народной сказе». Лекцию прочитать не удалось, но она была издана в 1922 г. в Москве.
Центральное гносеологическое сочинение Евгения Трубецкого.
Двухтомный труд кн. Е. Н. Трубецкого – результат осмысления короткой жизни и интенсивного творчества русского философа, богослова, поэта и публициста В. С. Соловьева. Автор пишет о человеке, близком ему по духу, но при этом не забывает древнего принципа: «Платон мне друг, но истина дороже».
В работе «Национальный вопрос, Константинополь и Святая София» кн. Е. Н. Трубецкой стремится осмыслить события Первой мировой войны в свете софийной метафизики В. С. Соловьева.