5 июня 1913 года в 10 часу вечера, по восточному времени, на рейде у монастыря остановилась канонерская лодка "Донец", па которой прибыла комиссия из Св. Российского Синода во главе архиеп[ископа] Никона, профессора, к[оллежского] с[екретаря] С. В. Троицкого, консула в Константинополе Д[ействительного] С[татского] Советника А. Ф. Шебунина, состоящий при посольстве в Константинополе т[айный] с[оветник] Б. С. Серафимов и т[айный] с[оветник] В. С. Щербина.

Под колокольный звон Владыка прошел в собор св. Великом[ученика] и цел[ителя] Пантелеймона. Братия монастыря встретила Владыку у св. ворот с подобающей честью; после краткой литии Владыка прошел на греческий архондарик, где, между прочим, сказал следующее: "Они хвастают, что их три тысячи человек, но хотя бы их было тридцать тысяч, мы их не пощадим, Церковь Православная этим не умалится", – после сего, Владыка ушел ночевать на судно. Утром 6 июня Владыка потребовал к себе выборных от Союза Архангела Михаила, исповедников Имени Божия, которые явились в числе десяти человек, пройдя в приемную каюту, остановились в ожидании выхода владыки; вскоре вышел и владыка, которому выборные сделали подобающий поклон и подошли под благословение, но вместо благословения услышали: "Я не могу вас благословлять, потому что вы противитесь Святому Патриарху и Св. Синоду, и отвергаете Церковь". Выборные заявили: "Мы, Владыка, сделали вам честь, и при этом заявляем, что от Св. Православной Церкви не отвергались, но все ее постановления приемлем, лобызаем и никогда от них не отвергаемся, новых же постановлений, как Св. Патриарха и Св. Российского Синода, не основанных на Священном Писании и предании Свв. Отцов, принять и подписать не можем; при этом мы должны объяснить Вам, Владыка, откуда явилось это новшество, ибо вся эта ересь вышла из нашего монастыря, от наших старцев". – "Мы из доносов, "Апологии" Булатовича и книги "На горах Кавказа" знаем, кто еретики", – сказал Владыка. Выборные заявили: "Если Св. Синод и признал книги неправильными, но мы знаем, и то, что на эту книгу ...духовником Агафодором совместно с иноком Хрисанфом и другими единомыслениками составлена рецензия, в которой похулили Имя Сына Божия "Иисус" и этим посеяли смуту и раздоры в обители, и потом, с согласия игумена Мисаила, напечатали в журнале "Русском иноке"; против этой хулы мы и возражаем". – "Вы только так говорите, а на самом деле, вы слово "Имя" называете Богом", – сказал Владыка, – "и этим вносите ересь, не повинуясь Церкви". – "Слово "Имя" мы не называем Богом, и Имя Господа нашего Иисуса Христа "Иисус" называем Богом и будем называть, и поклоняться Ему, как Богу, потому что Имя Его "Иисус" есть Он Сам Господь наш Иисус Христос, а игумен наш Мисаил, наместник Иоакинф, духовник Агафодор и их единомысленники хулят его, говоря: "Иисус Христос Бог, а Имя Его "Иисус" не Бог, потому что он рожденный, постижимый и т. п.". Владыка в раздражении произнес: "Это неправда, вы клевещете". – "Нет, не клевещем, а говорим сущую правду, что подтверждает рецензия, ими составленная (См. "Русский инок" №№ 4, 5 и 6 за 1912 г.) и акт исповедания новой их веры от 20 августа 1912 года. И акт этот богословами в Халках осужден (см.: "Церковные ведомости" № 20, стр. 885 за 1913 год)". – "Но ведь вы не понимаете смысла Священного Писания, вы не понимаете еврейского языка, ведь Евангелие писали евреи, они его понимали так, а мы понимаем иначе", – сказал Владыка. – "Хотя Св. Евангелие писали и евреи, разумея Свв. Апостолов, но ведь Свв. Отцы весьма ясно говорят, что Имя Божие есть Бог!" – "А какие Свв. Отцы?" – "Свт. Иоанн Златоуст в 5-м томе, стр. 926 говорит: "Имя Троице Бог!" Св. Исихий Иерусалимский говорит: "Имя Иисусово есть свет, Бог и владыка". Блаженный Феофилакт Болгарский говорит: "Имя Иисуса есть Бог, как и Имя Отца и Имя Св. Духа (Толк, на деян. св. ап. гл. 2, стр. 66): а в главе 13-й стр. 186 говорит: "Имя "Иисус" братья Богоубийцы понимают за имя человека". И другие, многие Свв. Отцы Церкви, а благодатный молитвенник отец Иоанн Кронштадтский с особенной ясностью написал об именах Божиих и о Имени Иисуса Христа". – "Эти писания переведены неправильно, потому что Имя Иисус поставлено в родительном падеже". – "Что же в этом? Один и тот же отец в одном месте поставил имя "Иисус" в род[ительном] пад[еже]; а в другом месте поставил имя "Иисус" имен[ительном] пад[еже]?" – "Но я вам скажу, что имя "Иисус" не есть Бог", – отрицательно сказал Владыка. – "Вы говорите, что не Бог, а Свв. Отцы говорят, что Бог! Синодское постановление говорит, что Имя Божие Сам Бог только в молитве, а потом оно не Бог, и не свойство, и не действия, и не энергия; а св. Тихон Задонский говорит: "Слава Имени Божия вечна, бесконечна и не переменяема есть, как и Сам Бог, и великое Имя Божие заключает в себе Божественные Его свойства... духовное существо и проч. (т. 3, кн. 2, стр. 73, 1899 г.) Синодское постановление говорит: "Св. тайны совершаются не в силу совершающего, не в силу приемлющего, и не именем Божиим произнесенным, а по вере Церкви", а свят. Иоанн Златоуст говорит: "Мы именем Божиим совершаем св. Таинства" (т. 5, кн. 1, стр. 309, 1899 г.), то кому же теперь верить – Св. Синоду или Свв. Отцам, учителям Церкви?" – "Вы не понимаете смысла Свв. Отец", – в раздражении произнес Владыка. В это время пришел Генеральный Консул Шебунин, в страшном раздражении закричал, стуча кулаком о стол: "Как вы смели так говорить Владыке, вы начинаете учить Владыку? Вон отсюда!". И так со всяким бесчестием выгнал нас, а мы, уходя, радовались, яко за Имя Господа Иисуса сподобились бесчестие приять.

Что же касается нашей просьбы и заявления выслушать и разобрать наше дело пред всей братией его, так как вся эта грязь, смута и ересь вышла из нашего монастыря, возмутившая не только наш монастырь и Афон, но и всю Россию, от наших старцев: игумена, наместника Агафодора и их единомысленников. Архиепископ Никон, консул Шебунин, Серафимов, Щербина, Троицкий и слушать не хотели, и на всякое наше справедливое слово выкрикивали: "Неправда, вы клевещете, это не может быть". Вот они, какие праведные судии оказались. /.../

Все вышеизложенное свидетельствуем собственноручными подписями и иноческим словом и готовы удостоверить клятвенно, полномочные от братии Русского на Афоне св. Пантелеймонова монастыря, записавшихся в Союз Архангела Михаила исповедников Имени Божия в числе более девятисот человек.

Духовник, иеромонах Сила Ершов,
Духовник, иеромонахПонтий Непиющий,
Духовник, иеромонах Имеретий Рощин,
Духовник, иеромонах Гиацинт Еременко,
Духовник, иеросхимонах Николай Иванов,
Духовник, иеромонах Федим Еременко,
Духовник, Монах Ианнуарий Гробовой,
Иеромонах Филарет Белоконь,
Иеродиакон Игнатий Митюрин, Монах Ириней Цуриков,
Монах Манассия Зенин,
Монах Филипп Ершов.

Рукопись. НИОРРГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 29.1913 год.

Теги:  Имяславие, Греция, Афон

Добавлено: 05.11.2013