Об изучении марксизма-ленинизма в военных академиях
Полковой комиссар Н. Цветаев.
В 1938/39 учебном году изучение марксистско-ленинской теории слушателями военных академий проходило на основе указаний, данных в постановлении ЦК ВКП(б) "О постановке партийной пропаганды в связи с выпуском "Краткого курса истории ВКП(б)".
До этого в практике преподавания в наших военных академиях, как и во всех вузах страны, имел место вредный разрыв между марксизмом и ленинизмом, было искусственное расчленение составных частей единого марксистского учения. Существовали отдельные кафедры: истории ВКП(б), ленинизма и диалектического и исторического материализма. Преподаватели страдали односторонностью подготовки.
Истекший учебный год прошел под знаком ликвидации этих недостатков. Три кафедры были слиты в одну кафедру марксизма-ленинизма и вместо трех самостоятельных курсов введен один курс - "Основы марксизма-ленинизма". В основу прохождения было положено глубокое изучение "Краткого курса истории ВКП(б)" и произведений классиков марксизма-ленинизма. Преподаватели энергично взялись за ликвидацию односторонности в своей подготовке, чему не мало помогли лекции и различные занятия, организованные Политуправлением РККА и кафедрами отдельных академий.
Выход в свет "Краткого курса истории ВКП(б)" вызвал у слушателей академий огромное повышение интереса к марксистско-ленинской теории. Это сильно способствовало повышению качества работы во всех звеньях учебного процесса.
Положительным моментом истекшего учебного года является тот факт, что преподавательские кадры академий широко, как никогда ранее, привлекались к пропаганде марксизма-ленинизма вне стен своих академий и провели огромную пропагандистскую работу в частях Красной Армии и в гражданских организациях. Судя по отзывам, эта работа проведена на высоком идейно-теоретическом уровне.
В 1938/39 году увеличилось количество преподавателей, имеющих ученые звания. Если раньше в академиях было всего 1-2 профессора и около десяти доцентов, то теперь имеется уже около десяти профессоров и свыше полусотни доцентов.
Переводные и государственные экзамены показали, что в подавляющей своей массе слушатели академий добросовестно работали над овладением марксистско-ленинской теорией. На переводных экзаменах процент отличных и хороших оценок колебался от 60 до 90. К сдаче государственных экзаменов большинство слушателей-выпускников готовилось серьезно, проявив большевистскую настойчивость. В Военно-ветеринарной академии 56,8 проц. выпускников имеют хорошие и отличные оценки, а в остальных академиях процент хороших и отличных оценок еще выше и достигает 80-90.
Качество лекций, читаемых преподавателями военных академий, улучшилось, лекции стали более содержательными. Значительную роль сыграли в этом предварительные обсуждения лекций, организованные Политуправлением РККА и самими кафедрами в академиях.
"Во всякой школе самое важное - идейно-политическое направление лекций. Чем определяется это направление? Всецело и исключительно составом лекторов. Вы прекрасно понимаете, товарищи, что всякий "контроль", всякое "руководство", всякие "программы", "уставы" и проч., все это - звук пустой по отношению к составу лекторов. Никакой контроль, никакие программы и т.д. абсолютно не в состоянии изменить того направления занятий, которое определяется составом лекторов" (Ленин. Соч., т. XIV, стр, 118).
В наших военных академиях сложился коллектив опытных, высококвалифицированных лекторов по основам марксизма-ленинизма. Особенно надо отметить таких лекторов, как тт. Волков (Академия им. Фрунзе), Абрамов (Академия моторизации и механизации), Фомичев и Пуховский (Воздушная академия), Соколов (Академия химической защиты), Грай (Академия им. Фрунзе), Карогодский (Артиллерийская академия) и т.д. В 193839 учебном году выдвинулись и показали хорошее качество работы и молодые лекторы: тт. Чепурных (Академия им. Фрунзе), Вольфсон (Хозяйственная академия), Иванов (Воздушная академия), Дунаева (Академия химической защиты) и другие.
Однако на фоне этих общих успехов есть и серьезные недостатки, которые необходимо устранить в 1939/40 учебном году.
Односторонность подготовки у преподавателей окончательно не изжита и еще сказывается в работе. Между тем, каждый преподаватель кафедры марксизма-ленинизма должен быть готов читать лекции или вести семинарские занятия по всем двенадцати темам курса. Надо смелее привлекать к преподаванию курса марксизма-ленинизма преподавателей политэкономии, поручая более подготовленным из них и чтение лекций. Это необходимо и потому, что в 1939/40 учебном году политэкономия преподаваться не будет, а преподавателей марксизма-ленинизма недостаточно, чтобы обслужить все курсы.
Крупнейшим недостатком истекшего учебного года было отсутствие показа в печати хороших лекций и семинарских занятий. Вследствие этого опыт лучших преподавателей и пропагандистов не становился достоянием всех. Забвение печати со стороны такого квалифицированного коллектива пропагандистов, каким являются преподаватели академий, ничем не может быть оправдано и должно быть немедленно ликвидировано.
Недочетами лекций являются недостаточная связь лектора с аудиторией и излишняя привязанность лектора к конспекту (особенно у молодых лекторов). У некоторых преподавателей не вполне отработана форма изложения, невысока культура речи. В лекциях все еще мало используются художественная литература и наглядные пособия. Лекции по IV теме некоторые товарищи читали слишком оторванно от всего курса.
Серьезные недостатки были выявлены в лекциях вольнонаемных преподавателей тт. Африканова и Крылова (Академия им. Фрунзе). Кафедра вынуждена была освободить их от чтения лекций и от работы в кафедре. Существенные недостатки имелись в некоторых лекциях т. Петрунина (Транспортная академия). Недоработанность в отношении формы изложения, культуры речи и т.п. наблюдалась в лекциях тт. Тамарченко (Инженерная академия), Оплеснина и Дмитриева (Артиллерийская академия), Шаворихина и Бугаева (Мотомехакадемия).
Эти недочеты в лекционной работе говорят о том, что лекторам надо основательно работать над улучшением качества лекций, чтобы читать их безукоризненно хорошо, в соответствии с теми высокими требованиями, какие предъявляются сейчас к каждому лектору.
Проведенные в академиях экзамены показали, что у ряда слушателей преобладает описательная сторона, нет уменья анализировать суть вопроса, форма изложения и культура речи имеют недостатки. Слушатели еще слабо умеют применять полученные теоретические знания при изложений вопросов текущей политики и недостаточно овладели изложением материала в письменной форме (план, конспект, заметки). Часть слушателей показала недостаточное знание политической карты СССР и мира.
"...Основным методом обучения кадров марксизму-ленинизму должен являться испытанный на опыте старшего поколения большевиков метод самостоятельного изучения истории и теории большевистской партии..." (Постановление ЦК ВКП(б) от 14 ноября 1938 года). Не все слушатели военных академий серьезно и глубоко усвоили это важнейшее указание. Самостоятельная работа слушателей страдает многими недостатками. Отсутствие плановости в самостоятельной работе, самотек ведут к "штурмовщине", к бессонным ночам накануне экзамена и т.п. И тут дело не только в перегрузке заданиями (к чему некоторые хотят свести все дело), а в неумении культурно, планово работать.
Надо добиться того, чтобы слушатель работал над курсом систематически и равномерно в течение всего года. В предстоящем учебном году кафедры и слушательская общественность этот вопрос должны поставить в центре своего внимания. Слушателю нужно чаще встречаться с преподавателем, получать от него указания, проверяя себя, как идет усвоение темы и работа над первоисточниками. Опыт прошлого года показал, что для решения этой задачи одних консультаций недостаточно. В новом учебном году предполагается ввести коллоквиумы и семестровые письменные работы. Письменные работы помогут слушателям проверить себя, насколько они овладели умением систематически и последовательно излагать усвоенный материал и правильно ли они понимают вопрос. Преподавателю же письменные работы дадут богатый материал для работы с каждым слушателем.
Письменные работы, проведенные в виде опыта в Военно-ветеринарной академии, вскрыли слабое усвоение некоторыми слушателями основ марксизма-ленинизма. Например, слушатель 1-го курса т. Аглицкий в своей письменной работе так излагал вопрос о народниках:
"Народники отрицали пролетариат как революционный класс, они считали, что к социализму можно притти только через стадию капитализма указывая как например на западные страны. И поэтому предлагали Ленину (марксистам) не только не вести борьбу с капитализмом, а наоборот ускорить развитие в России капитализма".
А вот выдержка из работы слушателя того же курса т. Гуляева:
"...Зарождение мысли, перехода от капитализма к социализму, в среде передовой интеллигенции относится к 70-80 годы. Эта часть передовой интеллигенции во главе: Струве, Туган-Варановский, Абнорский, Халтурин шли в народ проповедывать свои мировозрения" (орфография подлинника).
Приведенные выдержки не требуют комментариев. Можно лишь указать, что некоторые слушатели ухитрились сделать до 32 ошибок на полутора страницах.
Сейчас совершенно ясно, что с самостоятельной работой слушателей академий далеко не благополучно как в смысле ее организации, так и в смысле самого умения работать над книгой. Поэтому важнейшей задачей политорганов, кафедр и парторганизаций академий является создание слушателям всех условий для самостоятельной работы и помощи им. Большую роль должны сыграть в этом деле парткабинеты.
Семинарские занятия в 1938/39 учебном году претерпели коренное изменение. Упор был взят на живую беседу и товарищескую дискуссию по основным, наиболее важным вопросам темы. С этой целью отказались и от обязательных докладчиков на семинаре.
Успех семинарского занятия зависит прежде всего от тщательной подготовки. И здесь мы снова подходим к вопросу о значении самостоятельной работы слушателя. Чем лучше поставлена самостоятельная работа, тем выше качество семинара. При таком положении и доклады на семинаре (особенно на старших курсах) не снижают, а повышают активность всего семинара. Кафедры должны уделить больше внимания подготовке семинаров, отработке плана и методике. Начальники кафедр обязаны систематически контролировать ход семинарских занятий, своевременно выявляя и устраняя недостатки.
Наличие хотя и небольшого процента неудовлетворительных оценок (от 2 до 8 проц.) и анализ их причин показывает, что "неуды" явились результатом отсутствия систематической самостоятельной работы над курсом и недостаточного внимания к работе слушателей со стороны кафедр.
При оценке знаний слушателей должна быть высокая требовательность, исключающая малейшее проявление либерализма. Письменные работы, проведенные в конце года, показали более низкую успеваемость, чем устные переводные экзамены, и вскрыли отсутствие достаточной требовательности со стороны некоторых преподавателей на устных испытаниях. Например, результаты устных экзаменов в четырех отделениях Военно-хозяйственной академии таковы: "отлично" - 45,7 проц., "хорошо" - 33,3 проц., "посредственно" - 16,1 проц., "неудовлетворительно" - 4,9 проц. Результаты письменных работ в этих же отделениях выражаются в следующих цифрах: "отлично" - 13 проц., "хорошо" - 33,8 проц., "посредственно" - 41,5 проц., "неудовлетворительно" - 11,7 проц. Если даже учесть несколько большую трудность письменных испытаний по сравнению с устными, то все же налицо отсутствие достаточной требовательности при устных испытаниях. Либеральный подход к оценкам наблюдался и у ряда преподавателей других академий.
В новом учебном году надо повести решительную борьбу с этим исключительно вредным и опасным явлением.
В 1938/39 учебном году кафедры социально-экономических дисциплин всех академий провели большую и напряженную работу. В лучшую сторону выделяются кафедры академий: Моторизации и механизации, Военно-воздушной, Электротехнической и Артиллерийской. Хуже обстояло дело и больше было недостатков в работе кафедр: Академии им. Фрунзе, Военно-ветеринарной, военного факультета при Институте им. Плеханова,
В истекшем учебном году кафедры пополнились новыми преподавателями. В 1939/40 учебном году к работе приступит новая группа молодых преподавателей. Кафедры обязаны организовать систематическую коллективную работу всего преподавательского состава по подготовке лекций, семинаров и консультаций.
Комиссарам, политотделам, начальникам кафедр нужно усилить контроль за ходом работы по изучению основ марксизма-ленинизма. Политотделы и кафедры СЭЦ должны работать еще в более тесном контакте, представляя собой единый отряд политработников не на словах, а на деле. Каждый работник политотдела должен уметь не только контролировать, но и сам руководить занятиями по СЭЦ, а каждый преподаватель СЭЦ является активным политработником академии.
Качество работы во всех звеньях учебного процесса должно стоять на уровне современных требований. Уменьшение обязательной нагрузки преподавателя, проводимое Комитетом по делам Высшей школы при СНК СССР, должно содействовать повышению квалификации преподавательского состава и улучшению дела с научно-исследовательской работой кафедр. Рост числа преподавателей, имеющих ученые звания и степени, еще недостаточен. Поэтому мало приветствовать инициативу комиссаров ряда академий, предоставляющих 3-4-месячные отпуска преподавателям для научно-исследовательской работы и повышения своей квалификации.
В предстоящем учебном году кафедры социально-экономических дисциплин должны организовать работу кафедры так, чтобы повысить качество работы во всех звеньях учебного процесса. Опыт лучших преподавателей нужно делать достоянием всех, рассказывая в печати о хороших образцах работы. Следует обратить самое серьезное внимание на руководство самостоятельной работой слушателя, на то, чтобы он работал над курсом систематически и равномерно в течение всего года, и пресекать всякое проявление либерализма при оценке знаний слушателей.
Вокруг кафедры необходимо создать постоянно действующий слушательский актив.
Начальникам кафедр надо будет усилить контроль, а преподавателям (особенно молодым) чаще посещать занятия друг у друга и делиться опытом.
Научно-исследовательскую работу следует организовать так, чтобы каждый преподаватель имел конкретное задание в области своего теоретического роста и повышения квалификации.
Возросшие задачи в области большевистской пропаганды и необходимость повышения ее качества требуют коренного улучшения преподавания социально-экономических дисциплин в военных академиях.
Полковой комиссар Н. Цветаев.
В 1938/39 учебном году изучение марксистско-ленинской теории слушателями военных академий проходило на основе указаний, данных в постановлении ЦК ВКП(б) "О постановке партийной пропаганды в связи с выпуском "Краткого курса истории ВКП(б)".
До этого в практике преподавания в наших военных академиях, как и во всех вузах страны, имел место вредный разрыв между марксизмом и ленинизмом, было искусственное расчленение составных частей единого марксистского учения. Существовали отдельные кафедры: истории ВКП(б), ленинизма и диалектического и исторического материализма. Преподаватели страдали односторонностью подготовки.
Истекший учебный год прошел под знаком ликвидации этих недостатков. Три кафедры были слиты в одну кафедру марксизма-ленинизма и вместо трех самостоятельных курсов введен один курс - "Основы марксизма-ленинизма". В основу прохождения было положено глубокое изучение "Краткого курса истории ВКП(б)" и произведений классиков марксизма-ленинизма. Преподаватели энергично взялись за ликвидацию односторонности в своей подготовке, чему не мало помогли лекции и различные занятия, организованные Политуправлением РККА и кафедрами отдельных академий.
Выход в свет "Краткого курса истории ВКП(б)" вызвал у слушателей академий огромное повышение интереса к марксистско-ленинской теории. Это сильно способствовало повышению качества работы во всех звеньях учебного процесса.
Положительным моментом истекшего учебного года является тот факт, что преподавательские кадры академий широко, как никогда ранее, привлекались к пропаганде марксизма-ленинизма вне стен своих академий и провели огромную пропагандистскую работу в частях Красной Армии и в гражданских организациях. Судя по отзывам, эта работа проведена на высоком идейно-теоретическом уровне.
В 1938/39 году увеличилось количество преподавателей, имеющих ученые звания. Если раньше в академиях было всего 1-2 профессора и около десяти доцентов, то теперь имеется уже около десяти профессоров и свыше полусотни доцентов.
Переводные и государственные экзамены показали, что в подавляющей своей массе слушатели академий добросовестно работали над овладением марксистско-ленинской теорией. На переводных экзаменах процент отличных и хороших оценок колебался от 60 до 90. К сдаче государственных экзаменов большинство слушателей-выпускников готовилось серьезно, проявив большевистскую настойчивость. В Военно-ветеринарной академии 56,8 проц. выпускников имеют хорошие и отличные оценки, а в остальных академиях процент хороших и отличных оценок еще выше и достигает 80-90.
Качество лекций, читаемых преподавателями военных академий, улучшилось, лекции стали более содержательными. Значительную роль сыграли в этом предварительные обсуждения лекций, организованные Политуправлением РККА и самими кафедрами в академиях.
"Во всякой школе самое важное - идейно-политическое направление лекций. Чем определяется это направление? Всецело и исключительно составом лекторов. Вы прекрасно понимаете, товарищи, что всякий "контроль", всякое "руководство", всякие "программы", "уставы" и проч., все это - звук пустой по отношению к составу лекторов. Никакой контроль, никакие программы и т.д. абсолютно не в состоянии изменить того направления занятий, которое определяется составом лекторов" (Ленин. Соч., т. XIV, стр, 118).
В наших военных академиях сложился коллектив опытных, высококвалифицированных лекторов по основам марксизма-ленинизма. Особенно надо отметить таких лекторов, как тт. Волков (Академия им. Фрунзе), Абрамов (Академия моторизации и механизации), Фомичев и Пуховский (Воздушная академия), Соколов (Академия химической защиты), Грай (Академия им. Фрунзе), Карогодский (Артиллерийская академия) и т.д. В 193839 учебном году выдвинулись и показали хорошее качество работы и молодые лекторы: тт. Чепурных (Академия им. Фрунзе), Вольфсон (Хозяйственная академия), Иванов (Воздушная академия), Дунаева (Академия химической защиты) и другие.
Однако на фоне этих общих успехов есть и серьезные недостатки, которые необходимо устранить в 1939/40 учебном году.
Односторонность подготовки у преподавателей окончательно не изжита и еще сказывается в работе. Между тем, каждый преподаватель кафедры марксизма-ленинизма должен быть готов читать лекции или вести семинарские занятия по всем двенадцати темам курса. Надо смелее привлекать к преподаванию курса марксизма-ленинизма преподавателей политэкономии, поручая более подготовленным из них и чтение лекций. Это необходимо и потому, что в 1939/40 учебном году политэкономия преподаваться не будет, а преподавателей марксизма-ленинизма недостаточно, чтобы обслужить все курсы.
Крупнейшим недостатком истекшего учебного года было отсутствие показа в печати хороших лекций и семинарских занятий. Вследствие этого опыт лучших преподавателей и пропагандистов не становился достоянием всех. Забвение печати со стороны такого квалифицированного коллектива пропагандистов, каким являются преподаватели академий, ничем не может быть оправдано и должно быть немедленно ликвидировано.
Недочетами лекций являются недостаточная связь лектора с аудиторией и излишняя привязанность лектора к конспекту (особенно у молодых лекторов). У некоторых преподавателей не вполне отработана форма изложения, невысока культура речи. В лекциях все еще мало используются художественная литература и наглядные пособия. Лекции по IV теме некоторые товарищи читали слишком оторванно от всего курса.
Серьезные недостатки были выявлены в лекциях вольнонаемных преподавателей тт. Африканова и Крылова (Академия им. Фрунзе). Кафедра вынуждена была освободить их от чтения лекций и от работы в кафедре. Существенные недостатки имелись в некоторых лекциях т. Петрунина (Транспортная академия). Недоработанность в отношении формы изложения, культуры речи и т.п. наблюдалась в лекциях тт. Тамарченко (Инженерная академия), Оплеснина и Дмитриева (Артиллерийская академия), Шаворихина и Бугаева (Мотомехакадемия).
Эти недочеты в лекционной работе говорят о том, что лекторам надо основательно работать над улучшением качества лекций, чтобы читать их безукоризненно хорошо, в соответствии с теми высокими требованиями, какие предъявляются сейчас к каждому лектору.
Проведенные в академиях экзамены показали, что у ряда слушателей преобладает описательная сторона, нет уменья анализировать суть вопроса, форма изложения и культура речи имеют недостатки. Слушатели еще слабо умеют применять полученные теоретические знания при изложений вопросов текущей политики и недостаточно овладели изложением материала в письменной форме (план, конспект, заметки). Часть слушателей показала недостаточное знание политической карты СССР и мира.
"...Основным методом обучения кадров марксизму-ленинизму должен являться испытанный на опыте старшего поколения большевиков метод самостоятельного изучения истории и теории большевистской партии..." (Постановление ЦК ВКП(б) от 14 ноября 1938 года). Не все слушатели военных академий серьезно и глубоко усвоили это важнейшее указание. Самостоятельная работа слушателей страдает многими недостатками. Отсутствие плановости в самостоятельной работе, самотек ведут к "штурмовщине", к бессонным ночам накануне экзамена и т.п. И тут дело не только в перегрузке заданиями (к чему некоторые хотят свести все дело), а в неумении культурно, планово работать.
Надо добиться того, чтобы слушатель работал над курсом систематически и равномерно в течение всего года. В предстоящем учебном году кафедры и слушательская общественность этот вопрос должны поставить в центре своего внимания. Слушателю нужно чаще встречаться с преподавателем, получать от него указания, проверяя себя, как идет усвоение темы и работа над первоисточниками. Опыт прошлого года показал, что для решения этой задачи одних консультаций недостаточно. В новом учебном году предполагается ввести коллоквиумы и семестровые письменные работы. Письменные работы помогут слушателям проверить себя, насколько они овладели умением систематически и последовательно излагать усвоенный материал и правильно ли они понимают вопрос. Преподавателю же письменные работы дадут богатый материал для работы с каждым слушателем.
Письменные работы, проведенные в виде опыта в Военно-ветеринарной академии, вскрыли слабое усвоение некоторыми слушателями основ марксизма-ленинизма. Например, слушатель 1-го курса т. Аглицкий в своей письменной работе так излагал вопрос о народниках:
"Народники отрицали пролетариат как революционный класс, они считали, что к социализму можно притти только через стадию капитализма указывая как например на западные страны. И поэтому предлагали Ленину (марксистам) не только не вести борьбу с капитализмом, а наоборот ускорить развитие в России капитализма".
А вот выдержка из работы слушателя того же курса т. Гуляева:
"...Зарождение мысли, перехода от капитализма к социализму, в среде передовой интеллигенции относится к 70-80 годы. Эта часть передовой интеллигенции во главе: Струве, Туган-Варановский, Абнорский, Халтурин шли в народ проповедывать свои мировозрения" (орфография подлинника).
Приведенные выдержки не требуют комментариев. Можно лишь указать, что некоторые слушатели ухитрились сделать до 32 ошибок на полутора страницах.
Сейчас совершенно ясно, что с самостоятельной работой слушателей академий далеко не благополучно как в смысле ее организации, так и в смысле самого умения работать над книгой. Поэтому важнейшей задачей политорганов, кафедр и парторганизаций академий является создание слушателям всех условий для самостоятельной работы и помощи им. Большую роль должны сыграть в этом деле парткабинеты.
Семинарские занятия в 1938/39 учебном году претерпели коренное изменение. Упор был взят на живую беседу и товарищескую дискуссию по основным, наиболее важным вопросам темы. С этой целью отказались и от обязательных докладчиков на семинаре.
Успех семинарского занятия зависит прежде всего от тщательной подготовки. И здесь мы снова подходим к вопросу о значении самостоятельной работы слушателя. Чем лучше поставлена самостоятельная работа, тем выше качество семинара. При таком положении и доклады на семинаре (особенно на старших курсах) не снижают, а повышают активность всего семинара. Кафедры должны уделить больше внимания подготовке семинаров, отработке плана и методике. Начальники кафедр обязаны систематически контролировать ход семинарских занятий, своевременно выявляя и устраняя недостатки.
Наличие хотя и небольшого процента неудовлетворительных оценок (от 2 до 8 проц.) и анализ их причин показывает, что "неуды" явились результатом отсутствия систематической самостоятельной работы над курсом и недостаточного внимания к работе слушателей со стороны кафедр.
При оценке знаний слушателей должна быть высокая требовательность, исключающая малейшее проявление либерализма. Письменные работы, проведенные в конце года, показали более низкую успеваемость, чем устные переводные экзамены, и вскрыли отсутствие достаточной требовательности со стороны некоторых преподавателей на устных испытаниях. Например, результаты устных экзаменов в четырех отделениях Военно-хозяйственной академии таковы: "отлично" - 45,7 проц., "хорошо" - 33,3 проц., "посредственно" - 16,1 проц., "неудовлетворительно" - 4,9 проц. Результаты письменных работ в этих же отделениях выражаются в следующих цифрах: "отлично" - 13 проц., "хорошо" - 33,8 проц., "посредственно" - 41,5 проц., "неудовлетворительно" - 11,7 проц. Если даже учесть несколько большую трудность письменных испытаний по сравнению с устными, то все же налицо отсутствие достаточной требовательности при устных испытаниях. Либеральный подход к оценкам наблюдался и у ряда преподавателей других академий.
В новом учебном году надо повести решительную борьбу с этим исключительно вредным и опасным явлением.
В 1938/39 учебном году кафедры социально-экономических дисциплин всех академий провели большую и напряженную работу. В лучшую сторону выделяются кафедры академий: Моторизации и механизации, Военно-воздушной, Электротехнической и Артиллерийской. Хуже обстояло дело и больше было недостатков в работе кафедр: Академии им. Фрунзе, Военно-ветеринарной, военного факультета при Институте им. Плеханова,
В истекшем учебном году кафедры пополнились новыми преподавателями. В 1939/40 учебном году к работе приступит новая группа молодых преподавателей. Кафедры обязаны организовать систематическую коллективную работу всего преподавательского состава по подготовке лекций, семинаров и консультаций.
Комиссарам, политотделам, начальникам кафедр нужно усилить контроль за ходом работы по изучению основ марксизма-ленинизма. Политотделы и кафедры СЭЦ должны работать еще в более тесном контакте, представляя собой единый отряд политработников не на словах, а на деле. Каждый работник политотдела должен уметь не только контролировать, но и сам руководить занятиями по СЭЦ, а каждый преподаватель СЭЦ является активным политработником академии.
Качество работы во всех звеньях учебного процесса должно стоять на уровне современных требований. Уменьшение обязательной нагрузки преподавателя, проводимое Комитетом по делам Высшей школы при СНК СССР, должно содействовать повышению квалификации преподавательского состава и улучшению дела с научно-исследовательской работой кафедр. Рост числа преподавателей, имеющих ученые звания и степени, еще недостаточен. Поэтому мало приветствовать инициативу комиссаров ряда академий, предоставляющих 3-4-месячные отпуска преподавателям для научно-исследовательской работы и повышения своей квалификации.
В предстоящем учебном году кафедры социально-экономических дисциплин должны организовать работу кафедры так, чтобы повысить качество работы во всех звеньях учебного процесса. Опыт лучших преподавателей нужно делать достоянием всех, рассказывая в печати о хороших образцах работы. Следует обратить самое серьезное внимание на руководство самостоятельной работой слушателя, на то, чтобы он работал над курсом систематически и равномерно в течение всего года, и пресекать всякое проявление либерализма при оценке знаний слушателей.
Вокруг кафедры необходимо создать постоянно действующий слушательский актив.
Начальникам кафедр надо будет усилить контроль, а преподавателям (особенно молодым) чаще посещать занятия друг у друга и делиться опытом.
Научно-исследовательскую работу следует организовать так, чтобы каждый преподаватель имел конкретное задание в области своего теоретического роста и повышения квалификации.
Возросшие задачи в области большевистской пропаганды и необходимость повышения ее качества требуют коренного улучшения преподавания социально-экономических дисциплин в военных академиях.
Управление пропаганды и агитации ЦК партии (создано 3 августа 1939) с целью объединения структурных подразделений ЦК, отвечающих за партийную пропаганду. Управление руководило пропагандой и агитацией в стране при помощи подконтрольных ему средств массовой информации; издательств и т.д.; осуществляло теоретическую подготовку партийных и государственных служащих. Имелась широкая сеть окружных изданий, выходило немало военных журналов, и крупнейшие из них - «Пропагандист и агитатор РККА».
Теги: Марксизм-Ленинизм
Добавлено: 27.10.2013
Связанные события: В учебные планы всех вузов вводится единый курс «Основы марксизма-ленинизма»