СЕКРЕТНЫЙ ОТДЕЛ ГПУ

ПРОТОКОЛ ДОПРОСА № – июня мес 25 дня я, упол[номоченный] 6 отд[еления] СОГПУ Казанский А.В. допрашивал в качестве – (подчеркнуть) гр-на(ку). Горского-Горностаева Александра Константиновича

который(ая) на предложенные вопросы показал(а):

1) Фамилия, имя и отчество Горский-Горностаев Александр Константинович

2) Возраст (число, м-ц, год и место рождения) 1882 г. 21 апреля, г. Стародуб

3) Бывшее сословие (социальное происхождение). Социальное положение и род занятий до революции и теперь с указанием адреса, должности и № телефона

Из дух[овного] сословия. Педагог уч[ебных] заведений (средних) – "латынь".

4) Профессия (до революции) педагог.

5) Местожительство (домашний и служебный адрес и № телеф[он] допрашиваемого родных и друзей)

Б[ольшой] Трубецкой, д. 4, кв. 14.

6) Национальность и подданство Русский, гр-н СССР

7) Семейное положение (отец) Константин Гаврилович (мать) Мария Григорьевна

(живыми)           (жена) Мария Яковлевна

(ее девичья фамилия) Монзолевская дети (сколько именно, возраст) – братья, сестры Борис, Василий, Елена, Нина

8) Образовательный ценз (первонач. образ, среднее, высшее, специальное, когда и какую школу закончил) дух[овное] училище в г. Стародубе – ок[ончил] 1898 г., семинария в г. Чернигове – ок[ончил] 1904 г., дух[овную] академию Московская – ок[ончил] 1910 г.

9) Где жил(а), служил(а)и чем занимался до войны 1914 г. (с 18 летн. возраста) профессорский стипендиат до 1911 г. при академии, народная школа в Ленинграде – до сент[ября] 1912 г., в Одесской дух[овной] семинарии, педагог и классный наставник, в гимназии Каменского в Одессе – педагог.

10) Тоже до февральской революции 1917г.–

11) Тоже до октябрьской 1917 г. – тоже

12) Тоже до момента допроса – тоже; с [I9]19 года, кроме того, "лекторской деятельностью" (история культуры), в 1920 г. "зав[едующий] лекторского бюро Вознесенского Уполитпросвета"; с 1922 г. "Москва, лит[ературная] деятельность".

13) Участие в профсоюзах, обществен., революционной деятельности до февраля 1917г.–

14) Тоже с февраля 1917 года до последних дней –

15) Сведения о прежней судимости и привлечению к следствию (при царизме и Сов-власти) в качестве обвиняемого где, когда, за что, и чем кончилось дело –

16) Партийность беспартийный

17) Отношение к существующей Соввласти (подробно) Сочувствую Соввласти

18) Отношение допрашиваемого свидетеля к обвиняемому –

Подпись допрашиваемого А.Горский


ПОКАЗАНИЯ ПО СУЩЕСТВУ ДЕЛА:

Вопрос: – Вы мистик?

Ответ: – Да, я мистик, но считаю, что мистика должна быть изжита путем большего прогресса науки, я сторонник учения Федорова.

Вопрос: – Скажите, в Дивеево33 Вы ездили? Зачем?

Ответ: – Да, был, с целью исследования апокалиптического настроения, центром которого Дивеево является. Там много слышно и известно, тамошние настроения разделяются многими, напр[имер] пустынниками на Кавказе и другими. Ездил я с той целью, чтобы использовать это движение для направления его в иное русло, переведя его с рельс ожидания катастрофы для более непосредственного жизненного строительства. Мы, как я уже говорил, считаем необходимым, это движение использовать.

Вопрос: – Кто это "мы", о которых Вы говорите в[о] множественном числе?

Ответ: – Я говорю о себе и моем друге Сетницком, больше я никого не могу назвать, кто бы мог причислить себя к нам. Другие течения не подписываются под тем, что утверждаем мы.

Вопрос: – Письма предсказательницы Ермнонии и "пресвитера Ерма"34 найденные у Вас. Вы откуда достали?

Ответ: – Прихожанка храма Николы-Плотника, не могу вспомнить сейчас кто, дала мне его.

Вопрос: – А лично Вы этих Ерма и Ермнонию знали?

Ответ: – Нет.

Вопрос: – Что за Гумилевский, о котором идет речь в записках: "как узнать антихриста"?

Ответ: – Священник Илья Гумилевский35, который также принадлежит к числу индивидуалистов-апокалиптиков.

Вопрос: – (по предъявлении выписки из книги Булгакова36 "Два града") Вы разделяете взгляды Булгакова о том, что социализм "деформированный хилиазм, а последний порождение еврейской философии (религии)"?

Ответ: – Я считаю, что социализм есть результат или следствие предыдущих систем, в частности иудаизма и христианства. Разрушительное начало в социалистических учениях носит некоторый оттенок иудаизма, а творческий – христианства.

Вопрос: – Что за заметки о роли еврейства в Европе и Америке?

Ответ: – Это заметки для моего сочинения о Достоевском, освещающие отношение последнего к еврейскому народу. Я лично считаю, что евреи и христиане два назначенных для мировой миссии народа.

Вопрос: – Что за заметки об "устройстве домашней церкви или молельни, специальной купальни" спальни эротической, переодевании в женском платье и парик и т.д.?

Ответ: – Это просто заметки мои, не помню, в связи с чем, во всяком случае, это только соображения о том, как устроить большую квартиру, если бы такая была.

Вопрос: – Что за "тезисы об евреях"?

Ответ: – Это мои тезисы. Если они производят до некоторой степени антисемитское впечатление, то это потому, что, во-первых, они не окончены, а во-вторых, это наброски, мысли пока только для себя. Кроме того, мой взгляд на еврейство отличается от взгляда Нилуса37 тем, что я не считаю нужным, как он, оставаться пассивно-покорным, а пропагандирую перерождение еврейства через сознание глубокого родства между русским народом и еврейством. Я к нилусовской деятельности и к самому Нилусу совершенно никакого отношения не имею.

Вопрос: – Каково Ваше отношение к "евразийцам"38?

Ответ: – Я считал бы их подходящими по их идеям, так как они одно время были близки к учению Федорова или, точнее, к некоторым моментам его учения, напр. учения о роли азиатских народов в будущем и т.д. В последнее время, в связи с тем, что они превратились в партию, я в них несколько разубедился, перестал ценить их как явление серьезное.

Вопрос: – Как часто Вам, федоровцам, приходилось собираться?

Ответ: – В этом году совсем не собирались. Показание мне прочитано и с моих слов записано верно, в чем и подписываюсь.

А.Горский

На обороте: в строчке 9-ой читать не "христианство", а "русские".

А.Горский

25 июня 1927 г.

ЦА ФСБ РФ. Д. № Р-15997. Л. 3–5. Подлинник. Рукопись. Автограф.


Источник: В.Г.Макаров. Архивные тайны: философы и власть. Александр Горский: судьба, покалеченная «по праву власти» // Вопросы философии. 2002. № 8. С.98–133.

Теги:  Репрессии

Добавлено: 24.08.2013

Связанные события: Арест и обыск Горского-Горностаева Александра Константиновича

Связанные личности: Горский Александр Константинович