Об издании серии «Из истории отечественной философской мысли»
Постановление Политбюро ЦК КПСС
12 мая 1988 г.
Согласиться с предложениями по данному вопросу, изложенными в записке т. Яковлева А.Н. (прилагается).
Уважение к богатейшему духовному наследию нашей страны — одна из опор интернационалистской политики партии. История отечественной философии, в особенности того периода, который продолжался с середины XIX до начала XX веков, до сих пор, к сожалению, мало изучена. По разным причинам предан забвению целый массив философских произведений, который составил бы честь культуре любой европейской страны.
Указанный период характеризуется острым столкновением идей, в том числе и в философии; больше того, в свете этой борьбы лучше виден закономерный характер Великой Октябрьской социалистической революции, ее высокий моральный пафос, вся обоснованность и оправданность политики и идеологии большевиков, яснее философский фундамент революционных преобразований.
Долгий период «замалчивания» привел к негативным результатам: во-первых, к резкому сокращению числа ученых-историков философии, которые бы профессионально занимались богатейшим материалом, заключенным в нашей культуре. Дело дошло до того, что на Западе сейчас появились ученые, которые лучше знают историю нашей отечественной философии, чем мы сами, живущие на земле, которая родила Чернышевского, Белинского, Герцена, Толстого, Добролюбова, Достоевского и других великих мыслителей, чьи имена входят в сокровищницу мировой культуры. Без хранящего ока историков философии оказались бесценные архивы, да, впрочем, и более доступные источниковые фонды.
Как известно, Россия не просто «восприняла» марксизм, но, по выражению В.И. Ленина, «выстрадала» его, в том числе и в своем духовном развитии, как не имеющий альтернатив решающий шаг — идейный, а затем и практический — к построению нового общества без насилия и эксплуатации.
История борьбы, в том числе и борьбы философских течений во всем их многообразии, — это грандиозная картина становления того духа творческого созидания, который зародился в стране и затем выразился в нашей великой революции.
Еще один негативный результат подобного «замалчивания» состоит в том, что появляются люди, сознательно нагнетающие атмосферу «вокруг» вопроса о русской философской мысли, сознательно делающие из нее «тайну» и «запрет». Это подрывает доверие к нашему мировоззрению, противопоставляя национальное — интернациональному, что выливается на деле в подогревание национализма и межнациональных проблем. Между тем ничего такого, чего могли бы «бояться» марксисты, в русской философии нет, а спекуляции на этот счет вырастают из фактического незнания ее истории. Поэтому обнародование и исследование активных духовных исканий российской интеллигенции игнорировать далее неразумно.
Наконец, третье. В западной философской мысли XX столетия немало идей, которые бурно обсуждаются в периодике, книгах, на конгрессах и т.д. Однако многие из них были впервые высказаны нашими отечественными мыслителями. И в этом ничего удивительного нет, ибо по напряженности духовных исканий Россия была в предреволюционные годы впереди любой европейской страны.
Думается, настала пора восстановить приоритеты, дать аргументированную оценку отечественной философии середины XIX — начала XX веков, наконец, стимулировать развитие исследований в области отечественной философской мысли.
Началом такой работы могло бы стать следующее.
Поручить редакции журнала «Вопросы философии» взять на себя организацию и подготовку издания серии книг (в качестве приложения к журналу) с публикациями оригинальных текстов крупнейших отечественных философов под названием «Из истории отечественной философской мысли», общим числом 35–40 томов, каждый том, как правило, объемом до 35 п.л., снабженный подробными предисловиями, комментариями, биографическими справками. Издание предлагается осуществить в 3–4 года, обеспечив высокий профессиональный уровень исполнения на базе издательства «Правда»1.
В серию предлагается включить произведения В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, А.И. Герцена, Д.И. Писарева, Н.А. Добролюбова, П.А. Кропоткина, К.Н. Леонтьева, П.Н. Ткачева, П.Д. Юркевича, А.С. Хомякова, П.Л. Лаврова, В.С. Соловьева, И.В. Киреевского, И.М. Сеченова, Д.И. Менделеева, Б.Н. Чичерина, М.А. Бакунина, В.В. Лесевича, Н.Е. Михайловского, А. Белого, Вяч. Иванова, П.Я. Чаадаева, Н.Я. Данилевского, А.А. Козлова, С.Н. Трубецкого, С.Л. Франка, Л. Шестова, П.А. Флоренского, Н.О. Лосского, А.А. Потебни, Г.И. Челпанова, С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева, Л.П. Карсавина, В.В. Розанова, Г.Г. Шпета, К.Д. Кавелина, А.А. Богданова, Н.Ф. Федорова (по ходу работы могут быть внесены изменения).
На эти цели потребуется журналу 5–6 единиц научно-редакционных работников. К работе будут привлечены соответствующие институты.
Осуществление данного проекта будет крупным событием в научной жизни страны. В дальнейшем можно будет решить в этом ключе и вопросы, связанные с изданием трудов по российской истории и политэкономии.
А. Яковлев
Постановление Политбюро ЦК КПСС
12 мая 1988 г.
Согласиться с предложениями по данному вопросу, изложенными в записке т. Яковлева А.Н. (прилагается).
Уважение к богатейшему духовному наследию нашей страны — одна из опор интернационалистской политики партии. История отечественной философии, в особенности того периода, который продолжался с середины XIX до начала XX веков, до сих пор, к сожалению, мало изучена. По разным причинам предан забвению целый массив философских произведений, который составил бы честь культуре любой европейской страны.
Указанный период характеризуется острым столкновением идей, в том числе и в философии; больше того, в свете этой борьбы лучше виден закономерный характер Великой Октябрьской социалистической революции, ее высокий моральный пафос, вся обоснованность и оправданность политики и идеологии большевиков, яснее философский фундамент революционных преобразований.
Долгий период «замалчивания» привел к негативным результатам: во-первых, к резкому сокращению числа ученых-историков философии, которые бы профессионально занимались богатейшим материалом, заключенным в нашей культуре. Дело дошло до того, что на Западе сейчас появились ученые, которые лучше знают историю нашей отечественной философии, чем мы сами, живущие на земле, которая родила Чернышевского, Белинского, Герцена, Толстого, Добролюбова, Достоевского и других великих мыслителей, чьи имена входят в сокровищницу мировой культуры. Без хранящего ока историков философии оказались бесценные архивы, да, впрочем, и более доступные источниковые фонды.
Как известно, Россия не просто «восприняла» марксизм, но, по выражению В.И. Ленина, «выстрадала» его, в том числе и в своем духовном развитии, как не имеющий альтернатив решающий шаг — идейный, а затем и практический — к построению нового общества без насилия и эксплуатации.
История борьбы, в том числе и борьбы философских течений во всем их многообразии, — это грандиозная картина становления того духа творческого созидания, который зародился в стране и затем выразился в нашей великой революции.
Еще один негативный результат подобного «замалчивания» состоит в том, что появляются люди, сознательно нагнетающие атмосферу «вокруг» вопроса о русской философской мысли, сознательно делающие из нее «тайну» и «запрет». Это подрывает доверие к нашему мировоззрению, противопоставляя национальное — интернациональному, что выливается на деле в подогревание национализма и межнациональных проблем. Между тем ничего такого, чего могли бы «бояться» марксисты, в русской философии нет, а спекуляции на этот счет вырастают из фактического незнания ее истории. Поэтому обнародование и исследование активных духовных исканий российской интеллигенции игнорировать далее неразумно.
Наконец, третье. В западной философской мысли XX столетия немало идей, которые бурно обсуждаются в периодике, книгах, на конгрессах и т.д. Однако многие из них были впервые высказаны нашими отечественными мыслителями. И в этом ничего удивительного нет, ибо по напряженности духовных исканий Россия была в предреволюционные годы впереди любой европейской страны.
Думается, настала пора восстановить приоритеты, дать аргументированную оценку отечественной философии середины XIX — начала XX веков, наконец, стимулировать развитие исследований в области отечественной философской мысли.
Началом такой работы могло бы стать следующее.
Поручить редакции журнала «Вопросы философии» взять на себя организацию и подготовку издания серии книг (в качестве приложения к журналу) с публикациями оригинальных текстов крупнейших отечественных философов под названием «Из истории отечественной философской мысли», общим числом 35–40 томов, каждый том, как правило, объемом до 35 п.л., снабженный подробными предисловиями, комментариями, биографическими справками. Издание предлагается осуществить в 3–4 года, обеспечив высокий профессиональный уровень исполнения на базе издательства «Правда»1.
В серию предлагается включить произведения В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, А.И. Герцена, Д.И. Писарева, Н.А. Добролюбова, П.А. Кропоткина, К.Н. Леонтьева, П.Н. Ткачева, П.Д. Юркевича, А.С. Хомякова, П.Л. Лаврова, В.С. Соловьева, И.В. Киреевского, И.М. Сеченова, Д.И. Менделеева, Б.Н. Чичерина, М.А. Бакунина, В.В. Лесевича, Н.Е. Михайловского, А. Белого, Вяч. Иванова, П.Я. Чаадаева, Н.Я. Данилевского, А.А. Козлова, С.Н. Трубецкого, С.Л. Франка, Л. Шестова, П.А. Флоренского, Н.О. Лосского, А.А. Потебни, Г.И. Челпанова, С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева, Л.П. Карсавина, В.В. Розанова, Г.Г. Шпета, К.Д. Кавелина, А.А. Богданова, Н.Ф. Федорова (по ходу работы могут быть внесены изменения).
На эти цели потребуется журналу 5–6 единиц научно-редакционных работников. К работе будут привлечены соответствующие институты.
Осуществление данного проекта будет крупным событием в научной жизни страны. В дальнейшем можно будет решить в этом ключе и вопросы, связанные с изданием трудов по российской истории и политэкономии.
А. Яковлев
Добавлено: 25.06.2013
Связанные события: Издательство ЦК КПСС «Правда» обеспечит выпуск всех томов приложения к журналу «Вопросы философии» — «Из истории отечественной философской мысли»