\...\ Итак, небо или везде или нигде, говорят ищущие противоречий? Если небо всюду над нами, куда б мы не перенеслись, то оно везде; если мы нигде не будем на нее, в какое место беспредельного пространства мы бы не перенеслись, то небо нигде. Где же то вещественное небо, о которому Св. Писание так часто упоминает; везде или нигде? Если оно везде, то почему и не на земле? Если же оно нигде, то зачем и упоминать о небе, которого нет нигде? — Так рассуждают ищущие противоречий, и, ошибаясь сами, обвиняют в ошибках Св. Писание. Из предыдущего не следует, что небо или везде или нигде; но, судя по здравой логике, выходит, что небо везде, где только нас нет и нигде, где только мы находимся: от нас небо бежит, как призрак, для нас оно неуловимо; небо перестает быть небом там, где мы появимся; мы неба недостойны. Небо есть понятие относительное; Астроном, который смотрит на солнце, луну и звезды с поверхности земли, называет, вместе с Моисеем, писавшим для жителей земли, совокупность всего, вне Земли находящегося, небом, называя землю землею.
Если солнце имеет Астрономов, то они называют небом совокупность всего видимого ими вне солнца, называя солнце солнцем. Итак, может ли заключать изречение Моисеево: «И сотвори Бог небо и землю» какую-либо ошибку в себе? Решительно никакой — Ищущие противоречий гораздо лучше бы сделали, гораздо бы сообразнее с законами чистого разума поступали если б, обратив внимание на слово небо, поставленное пред словом земля, выводили заключение, что Моисей быль человек истинно Боговдохновенный; что он имел ясное понятие о небе вещественном, не называл небом голубого свода, возвышающегося над землею, свода, который посещается орлом и соколом; но называл небом что-то несравненно высшее, нежели этот свод. Если б Книга Бытия начиналась словами: «В начале сотвори Бог землю и светильники земли», то ищущие противоречий имели бы некоторое основание для своих опровержений; но к удивлению каждого Естествоиспытателя она начинается словами: «В начале сотвори Бог небо и землю». Перейдем от неба к земле и к солнцу. Какое понятие дает нам Астрономия о земле и солнце? \...\
Если солнце имеет Астрономов, то они называют небом совокупность всего видимого ими вне солнца, называя солнце солнцем. Итак, может ли заключать изречение Моисеево: «И сотвори Бог небо и землю» какую-либо ошибку в себе? Решительно никакой — Ищущие противоречий гораздо лучше бы сделали, гораздо бы сообразнее с законами чистого разума поступали если б, обратив внимание на слово небо, поставленное пред словом земля, выводили заключение, что Моисей быль человек истинно Боговдохновенный; что он имел ясное понятие о небе вещественном, не называл небом голубого свода, возвышающегося над землею, свода, который посещается орлом и соколом; но называл небом что-то несравненно высшее, нежели этот свод. Если б Книга Бытия начиналась словами: «В начале сотвори Бог землю и светильники земли», то ищущие противоречий имели бы некоторое основание для своих опровержений; но к удивлению каждого Естествоиспытателя она начинается словами: «В начале сотвори Бог небо и землю». Перейдем от неба к земле и к солнцу. Какое понятие дает нам Астрономия о земле и солнце? \...\
О мнимом противоречии между истинами, явствующими из познания неба видимого-вещественного, и истинами, в которых открывается человеку небо невидимое-духовное // Журнал Министерства народного просвещения. Часть XXV. —СПб.: 1840. С. 7.
Теги: Астрономия
Добавлено: 27.02.2013
Связанные книги: Журнал Министерства народного просвещения. Часть XXV