В Покровском храме Московской Духовной академии студент Павел Флоренский произносит пламенную проповедь, в которой содержится призыв к прекращению взаимного кровопролития и отмене смертной казни. Проповедь была нелегально издана брошюрой под названием “Вопль крови”, на титульном листе которой было обозначено: “Слово в неделю Крестопоклонную. Сказано в храме Московской Духовной Академии за литургией 12 марта 1873 г. от смерти И. Христа. Изд. М[якши]на и Х[аритонов]а. 1906”. 

Студент Духовной академии Павел Флоренский был арестован и заключен в губернскую тюрьму на Таганке (Подробнее см.: Игумен Андроник. Гомилетическое наследие священника Павла Флоренского. // “Ныне и присно”, № 23–24, 2006, с. 153-184).

В тот же день студенты четырех курсов провели сходку и составили обращение к архипастырям. Первоначальные проекты Обращения записаны рукою П. А. Флоренского, который по-видимому был инициатором сходки и автором большей части текста документа, своим пафосом и формулировками перекликающегося с произнесенной им проповедью. В “Обращении” студенты обвиняют священноначалие в уклонении от правды Христовой в реальной общественной жизни.

Открытое обращение студентов Московской Духовной академии к архипастырЯм Русской Церкви

Архипастыри русской церкви! Мы ждали... вот-вот раздастся, наконец, из замкнутых уст наших архипастырей слово правды Христовой о последних событиях на нашей дорогой родине, – событиях, от которых сердце замирает и мысль цепенеет. Напрасное ожидание! – Уж несколько столетий уста эти сомкнулись для безбоязненного и нелицемерного исповедания заветов Христа – со св. Филиппа. Пастыри молчат, паства молчит... и слышится на Руси только свист пуль, гром пушек, стрекотанье пулеметов, да стоны... стоны без конца! – стоны насилуемых, истязуемых, расстреливаемых, вешаемых. – Архипастыри! Ведь они – эти не судом судимые, часто ни в чем не виновные mortui et morituri (умершие и те, которые умрут – ред.) – члены Церкви, члены тела Христова!.. И вы молчите!?

У нас нет сил больше молчать. Воспитываемые тою же школой, из которой вышли и вы, часто непосредственно вами самими научаемые заветам правды Христовой, мы недоумеваем, почему школа наша и вы, когда учите нас, – говорите подлинно по Христовой правде, а за пределами школы и ex cathedra вы о ней молчите или – еще хуже! – гнете и попираете ее в грязи в угоду сильных мира сего? – Быть может, мы не понимаем учения Христа? Быть может, оно существует только для преподавания в духовных школах, а в жизни ему нет места? Мы недоумеваем... Разрешите же наше недоумение, вы, учители наши в науках и в жизни, вы, кому Христос благодатно вверил нас как чад и “малых сих” и за соблазн которых – помните это! – вы ответите пред Ним в день судный!

Скажите, сломите, наконец, печать молчания на устах своих, – как ученики и пасомые ваши, мы вправе требовать от вас, мы требуем, чтобы вы развязали нашу совесть, – наставьте, какова Христова правда о человеческом суде, о зверствах над ближними, об их расстрелах и повешениях! Мы, – кажется нам, – знаем эту правду, но мы не слышим ее от вас; а так хотели бы мы, да и вся Богом хранимая русская паства наша, услышать ваше авторитетное слово о ней, – именем Христа ведь проповедуете вы! – именно в настоящий момент, когда рассудок ваших чад и пасомых мутится от впечатлений страшной, кровавой действительности!

Не требуем от вас вмешательства в политику, не зовем вас к мученичеству, не просим вас прекратить истязания и убийства, – на это вам и власти не дано, – но усердно молим: пастырски заявите свое отношение к насильникам и убийцам; исполните долг пред Богом и своей совестью и объявите во всеуслышание, что смертная казнь, а тем более, расстрелы без суда – противны учению Христа, что убийцы и насильники не имеют права быть членами Христовой церкви, доколе не разрешат им этого смертного греха! – Неужели мы ошибаемся, думая, что именно в этом заключается правда Христова?!

Архипастыри русской Церкви! Объявите всенародно, – не ошибаемся ли мы, до сих пор считая вас Христовыми и со Христом?!

Просим другие газеты перепечатать.

Студенты Московской Духовной академии [подписи]


Обращение широко распространялось как листовка, а опубликовано было сначала в газете “Путь”, 1906, № 24. Здесь среди 121 подписавшегося есть фамилии впоследствии преподавателей МДА П. Нечаева, С. Знаменского, Вл. Страхова, но нет подписи П. А. Флоренского, хотя стоит подпись его ближайшего друга С. С. Троицкого. В газете “Путь”, № 34 от 16 апреля 1906 года было помещено письмо в редакцию 51 студента, где объяснялось, что в момент отправки письма они отсутствовали и только поэтому их подписей не оказалось под “Обращением”, а теперь свидетельствуют, что присоединяются к ранее подписавшим. Председательствовавшие на несанкционированной сходке 12 марта Павел Флоренский и Михаил Пивоварчук находились в тюрьме, а потому не могли подписать “Обращение”, переданное в публикацию. Позже всем подписавшим “Обращение” был снижен балл по поведению. 
(Е. В. Иванова. Флоренский и Христианское братство борьбы. // Вопросы философии. 1993, № 6, с. 65) 

Теги:  Проповедь

Добавлено: 21.05.2012

Связанные личности: Флоренский Павел Александрович