ИНСТИТУТ КРАСНОЙ ПРОФЕССУРЫ
ПРОТОКОЛ ЗАСЕДАНИЯ СОВЕТА
ФИЛОСОФСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ИКП ОТ 27 ЯНВАРЯ 1928 Г.
Присутствовали: Деборин, Попов, Карев, Подволоцкий, Додонова, Гессен, Слепков, Дмитриев.
Слушали: Об условиях приема на будущий год на основное и подготовительное отделение.
Тов. Подволоцкий о необходимости повышения требований к поступающим. Необходимо при приеме на подготовительное отделение ввести экзамены по общеобразовательным предметам в объеме вузовских приемных требований. По общественным же вопросам они должны быть повышены, и вообще наступил уже момент поставить вопрос о подготовительном отделении в полном объеме. В свое время организация подготовительного отделения была необходима потому, что стоял вопрос о привлечении рабочих в ИКП, а рабочих, прошедших через вузы, не было. Теперь положение уже другое, не мало рабочих, прошедших через вузы, и комвузы. Если их принимать на подготовительное отделение на один год, чтобы они имели возможность подготовиться к работе на основном отделении, а ИКП за год может проверить степень их пригодности к работе, мы сможем получить нужный нам социальный состав с надлежащей подготовкой. На основные отделения требования должны быть также повышены: необходимо ввести журнальные статьи по дискуссионным проблемам, а также литературу по истории материализма.
Тов. Милонов находит, что задача, выдвинутая т. Подволоцким, несвоевременная. Сейчас мы имеем большой рабочий актив, прошедший через различные кружки и школы, имеющий хорошую подготовку, но не имеющий достаточного общего развития. Если поставить ставку на вузы, то мы закроем двери ИКП перед рабочим активом.
Тов. Карев высказывается за повышение требований к принимаемым на подготовительное отделение, введение экзаменов по общеобразовательным предметам, сокращение количества принимаемых в целях наилучшего отбора и за привлечение исключительно рабочих.
Тов. Дмитриев считает, что причины понижения уровня лежат не только вне, но и в самом ИКП. Нельзя переводить с подготовительного отделения товарищей, не подготовленных к самостоятельной работе на основных отделениях. Необходим более строгий отбор при переходе и совершенно недопустимо восстановление отчисленных под влиянием всякого рода давлений и записочек, что имело место в текущем году. Необходимо самому ИКП принять участие в отборе кандидатов для ИКП путем посылки своих представителей на места. Основной базой должны являться рабочие, прошедшие через вузы.
Тов. Гессен, считая необходимым взять курс на повышение уровня подготовки принимаемых в ИКП, высказался за прием в виде опыта на второй курс подготовительного отделения окончивших социально-экономические вузы, установление контакта с отбираемыми коммунистами, экзамены по общеобразовательным предметам, за введение в условия приема для естественников литературы по методологии естествознания, а также экономической истории Западной Европы и понижение стажа для естественников.
Тов. Деборин говорит, что ИКП переживает кризис и что это надо сказать совершенно серьезно и откровенно... Окончивший РАНИОН должен написать и защитить диссертацию, на основании которой он получает соответствующую квалификацию. Ничего подобного в ИКП нет. Сводка, разработанная учебной частью, говорит, что 50% слушателей подготовительного отделения, пробыв в ИКП три года, выбывает ввиду неподготовленности их к самостоятельной работе. Первый прием в ИКП был наилучшим. С каждым годом уровень подготовки слушателей понижается, а теперь он совершенно неудовлетворителен. Если мы не хотим превратить ИКП во второе издание Свердловки, а считаем его задачей подготовку преподавателей вузов, необходимо бить тревогу и принимать строгие меры, не останавливаясь на полумерах. Если опыт показал невозможность подготовить слушателей ИКП из рабфаковцев, надо ставить ставку на рабочих, прошедших через вузы, принимая их на один год на подготовительное отделение. Эта система даст возможность ИКП более осторожно и рационально подбирать состав основных отделений, а вузовцам, недостаточно хорошо подготовленным по общественным предметам, даст хорошую тренировку для работы на основном отделении.
Тов. Попов, считая правильной оценку настоящего положения ИКП, не согласен с тем, что ИКП переживает кризис. Рабфаковцы и вузовцы не удовлетворяют требованиям ИКП потому, что они до ИКП не получили надлежащей подготовки, ибо комвузы и рабфаки только за два последних года начали становиться настоящими учебными заведениями, а потому не следует отказываться от приема рабфаковцев и комвузовцев. Нужно лишь строже производить отбор и повышать вступительные требования. Точка зрения Милонова – принимать рабочих, прошедших через кружки, неприемлема. При таком составе подготовительное отделение превратится в обычный рабфак, а основное отделение – в обычный вуз. Во вступительные требования необходимо включить общеобразовательные предметы. По общественным предметам требования должны быть не ниже 2-го курса вуза. В данный момент свести подготовительное отделение до одного года не удастся.
Тов. Додонова. Еще в прошлом году большинство преподавателей подготовительного отделения указывало на невозможность за два года подготовить рабфаковцев к работе на основном отделении при условии непрохождения их через вузы.
Тов. Подволоцкий. Тов. Деборин правильно поставил вопрос: РАНИОН или ИКП. Нам нужно иметь лучший состав не только в социальном и партийном отношениях, но и в академическом. Уже сейчас ранионовцы имеют марксистскую подготовку не хуже наших слушателей, а общее образование у них несомненно выше. На партработу их берут не с меньшей, а пожалуй с большей охотой, в частности, потому, что они более аккуратно и добросовестно относятся к своим обязанностям. Рабфаки даже и при лучшей постановке там учебных занятий не смогут дать нам достаточно удовлетворительный состав слушателей основного отделения даже после подготовительного отделения, так как нельзя рабфаковца за два года подготовить к работе на основном отделении. Опасаться, что мы потеряем партийцев-практиков, не следует, так как они могут к нам попасть, пройдя через курсы марксизма и комвузы. Надлежащий состав на основное отделение мы получим, когда будем принимать на один год на подготовительное отделение рабочих, окончивших вузы и комвузы; за год к ним можно достаточно присмотреться, отобрать безусловно пригодных для самостоятельной работы, – это как перспектива на будущее; на этот год необходимо повысить вступительные требования, а также дать разверстку на социально-экономические вузы, принимая их на один год. Академическая проверка должна быть более суровой и ни в коем случае не допускать восстановления. На основное отделение условия приема также должны быть повышены. Необходимо ввести дискуссионную литературу и по истории материализма.
Постановили: По подготовительному отделению а) ориентируясь по-прежнему главным образом на прием рабочих и крестьян, считать необходимым повышение вступительных требований путем увеличения основной литературы, а также введением экзамена по общеобразовательным предметам (русский язык, экономическая география, математика и естествознание) в объеме вступительных экзаменов в вузы; б) допустить в будущем году прием на 2-й курс подготовительного отделения окончивших комвузы и социально-экономические вузы, опубликовав соответствующую разверстку; в) считать возможным допущение на 2-й курс подготовительного отделения естественников, имеющих законченное вузовское образование; г) в требованиях на естественное отделение включить литературу по методологии естествознания, а также по всеобщей истории; д) для поступления на естественное отделение в отдельных случаях допускать понижение партстажа; е) от поступающих на философское и естественное отделения требовать знакомства с периодической марксистской литературой по дискуссионным проблемам философии и естествознания (в частности с журналом "Под знаменем марксизма").
ПРОТОКОЛ ЗАСЕДАНИЯ СОВЕТА
ФИЛОСОФСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ИКП ОТ 27 ЯНВАРЯ 1928 Г.
Присутствовали: Деборин, Попов, Карев, Подволоцкий, Додонова, Гессен, Слепков, Дмитриев.
Слушали: Об условиях приема на будущий год на основное и подготовительное отделение.
Тов. Подволоцкий о необходимости повышения требований к поступающим. Необходимо при приеме на подготовительное отделение ввести экзамены по общеобразовательным предметам в объеме вузовских приемных требований. По общественным же вопросам они должны быть повышены, и вообще наступил уже момент поставить вопрос о подготовительном отделении в полном объеме. В свое время организация подготовительного отделения была необходима потому, что стоял вопрос о привлечении рабочих в ИКП, а рабочих, прошедших через вузы, не было. Теперь положение уже другое, не мало рабочих, прошедших через вузы, и комвузы. Если их принимать на подготовительное отделение на один год, чтобы они имели возможность подготовиться к работе на основном отделении, а ИКП за год может проверить степень их пригодности к работе, мы сможем получить нужный нам социальный состав с надлежащей подготовкой. На основные отделения требования должны быть также повышены: необходимо ввести журнальные статьи по дискуссионным проблемам, а также литературу по истории материализма.
Тов. Милонов находит, что задача, выдвинутая т. Подволоцким, несвоевременная. Сейчас мы имеем большой рабочий актив, прошедший через различные кружки и школы, имеющий хорошую подготовку, но не имеющий достаточного общего развития. Если поставить ставку на вузы, то мы закроем двери ИКП перед рабочим активом.
Тов. Карев высказывается за повышение требований к принимаемым на подготовительное отделение, введение экзаменов по общеобразовательным предметам, сокращение количества принимаемых в целях наилучшего отбора и за привлечение исключительно рабочих.
Тов. Дмитриев считает, что причины понижения уровня лежат не только вне, но и в самом ИКП. Нельзя переводить с подготовительного отделения товарищей, не подготовленных к самостоятельной работе на основных отделениях. Необходим более строгий отбор при переходе и совершенно недопустимо восстановление отчисленных под влиянием всякого рода давлений и записочек, что имело место в текущем году. Необходимо самому ИКП принять участие в отборе кандидатов для ИКП путем посылки своих представителей на места. Основной базой должны являться рабочие, прошедшие через вузы.
Тов. Гессен, считая необходимым взять курс на повышение уровня подготовки принимаемых в ИКП, высказался за прием в виде опыта на второй курс подготовительного отделения окончивших социально-экономические вузы, установление контакта с отбираемыми коммунистами, экзамены по общеобразовательным предметам, за введение в условия приема для естественников литературы по методологии естествознания, а также экономической истории Западной Европы и понижение стажа для естественников.
Тов. Деборин говорит, что ИКП переживает кризис и что это надо сказать совершенно серьезно и откровенно... Окончивший РАНИОН должен написать и защитить диссертацию, на основании которой он получает соответствующую квалификацию. Ничего подобного в ИКП нет. Сводка, разработанная учебной частью, говорит, что 50% слушателей подготовительного отделения, пробыв в ИКП три года, выбывает ввиду неподготовленности их к самостоятельной работе. Первый прием в ИКП был наилучшим. С каждым годом уровень подготовки слушателей понижается, а теперь он совершенно неудовлетворителен. Если мы не хотим превратить ИКП во второе издание Свердловки, а считаем его задачей подготовку преподавателей вузов, необходимо бить тревогу и принимать строгие меры, не останавливаясь на полумерах. Если опыт показал невозможность подготовить слушателей ИКП из рабфаковцев, надо ставить ставку на рабочих, прошедших через вузы, принимая их на один год на подготовительное отделение. Эта система даст возможность ИКП более осторожно и рационально подбирать состав основных отделений, а вузовцам, недостаточно хорошо подготовленным по общественным предметам, даст хорошую тренировку для работы на основном отделении.
Тов. Попов, считая правильной оценку настоящего положения ИКП, не согласен с тем, что ИКП переживает кризис. Рабфаковцы и вузовцы не удовлетворяют требованиям ИКП потому, что они до ИКП не получили надлежащей подготовки, ибо комвузы и рабфаки только за два последних года начали становиться настоящими учебными заведениями, а потому не следует отказываться от приема рабфаковцев и комвузовцев. Нужно лишь строже производить отбор и повышать вступительные требования. Точка зрения Милонова – принимать рабочих, прошедших через кружки, неприемлема. При таком составе подготовительное отделение превратится в обычный рабфак, а основное отделение – в обычный вуз. Во вступительные требования необходимо включить общеобразовательные предметы. По общественным предметам требования должны быть не ниже 2-го курса вуза. В данный момент свести подготовительное отделение до одного года не удастся.
Тов. Додонова. Еще в прошлом году большинство преподавателей подготовительного отделения указывало на невозможность за два года подготовить рабфаковцев к работе на основном отделении при условии непрохождения их через вузы.
Тов. Подволоцкий. Тов. Деборин правильно поставил вопрос: РАНИОН или ИКП. Нам нужно иметь лучший состав не только в социальном и партийном отношениях, но и в академическом. Уже сейчас ранионовцы имеют марксистскую подготовку не хуже наших слушателей, а общее образование у них несомненно выше. На партработу их берут не с меньшей, а пожалуй с большей охотой, в частности, потому, что они более аккуратно и добросовестно относятся к своим обязанностям. Рабфаки даже и при лучшей постановке там учебных занятий не смогут дать нам достаточно удовлетворительный состав слушателей основного отделения даже после подготовительного отделения, так как нельзя рабфаковца за два года подготовить к работе на основном отделении. Опасаться, что мы потеряем партийцев-практиков, не следует, так как они могут к нам попасть, пройдя через курсы марксизма и комвузы. Надлежащий состав на основное отделение мы получим, когда будем принимать на один год на подготовительное отделение рабочих, окончивших вузы и комвузы; за год к ним можно достаточно присмотреться, отобрать безусловно пригодных для самостоятельной работы, – это как перспектива на будущее; на этот год необходимо повысить вступительные требования, а также дать разверстку на социально-экономические вузы, принимая их на один год. Академическая проверка должна быть более суровой и ни в коем случае не допускать восстановления. На основное отделение условия приема также должны быть повышены. Необходимо ввести дискуссионную литературу и по истории материализма.
Постановили: По подготовительному отделению а) ориентируясь по-прежнему главным образом на прием рабочих и крестьян, считать необходимым повышение вступительных требований путем увеличения основной литературы, а также введением экзамена по общеобразовательным предметам (русский язык, экономическая география, математика и естествознание) в объеме вступительных экзаменов в вузы; б) допустить в будущем году прием на 2-й курс подготовительного отделения окончивших комвузы и социально-экономические вузы, опубликовав соответствующую разверстку; в) считать возможным допущение на 2-й курс подготовительного отделения естественников, имеющих законченное вузовское образование; г) в требованиях на естественное отделение включить литературу по методологии естествознания, а также по всеобщей истории; д) для поступления на естественное отделение в отдельных случаях допускать понижение партстажа; е) от поступающих на философское и естественное отделения требовать знакомства с периодической марксистской литературой по дискуссионным проблемам философии и естествознания (в частности с журналом "Под знаменем марксизма").
Источник: Л.А.Коган. На подступах к советской философии (первые «свердловцы», «соц. академики», «икаписты») // Вопросы философии. 2002. № 5. С.112–140.
Теги: Институт красной профессуры
Добавлено: 03.03.2012
Связанные личности: Деборин Абрам Моисеевич