Совещание расширенной редакции «Пролетария» происходило в Париже с 21 по 30 июня 1909 г. На третьем заседании (23 июня) обсуждался вопрос о «богостроительстве». В принятой совещанием резолюции «О богостроительских тенденциях в социал–демократической среде» было сказано:
«Принимая во внимание, что в настоящее время, когда — в атмосфере упадка общественного движения — рост религиозных настроений в контрреволюционной буржуазной интеллигенции придал этого рода вопросам важное общественное значение и что в связи с этим ростом религиозных настроений делаются ныне и отдельными социал–демократами попытки связать с социал–демократией проповедь веры и богостроительства и даже придать научному социализму характер религиозного верования, — расширенная редакция «Пролетария» заявляет, что она рассматривает это течение, особенно ярко пропагандируемое в статьях т. Луначарского, как течение, порывающее с основами марксизма и приносящее по самому существу своей проповеди, а отнюдь не одной терминологией, вред революционной социал–демократической работе по просвещению рабочих масс, и что ничего общего с подобным извращением научного социализма большевистская фракция не имеет».
Материалы из протоколов этого заседания были напечатаны в «Литературном наследстве», кн. 1 (1931), стр. 27—36. Полный текст протоколов появился в кн.: «Протоколы совещания расширенной редакции „Пролетарий"». Партиздат ЦК ВКП(б), 1934.
«Принимая во внимание, что в настоящее время, когда — в атмосфере упадка общественного движения — рост религиозных настроений в контрреволюционной буржуазной интеллигенции придал этого рода вопросам важное общественное значение и что в связи с этим ростом религиозных настроений делаются ныне и отдельными социал–демократами попытки связать с социал–демократией проповедь веры и богостроительства и даже придать научному социализму характер религиозного верования, — расширенная редакция «Пролетария» заявляет, что она рассматривает это течение, особенно ярко пропагандируемое в статьях т. Луначарского, как течение, порывающее с основами марксизма и приносящее по самому существу своей проповеди, а отнюдь не одной терминологией, вред революционной социал–демократической работе по просвещению рабочих масс, и что ничего общего с подобным извращением научного социализма большевистская фракция не имеет».
Материалы из протоколов этого заседания были напечатаны в «Литературном наследстве», кн. 1 (1931), стр. 27—36. Полный текст протоколов появился в кн.: «Протоколы совещания расширенной редакции „Пролетарий"». Партиздат ЦК ВКП(б), 1934.
А.Царицын. "Ленин в борьбе с богостроительством"
ОГИЗ, Государственное антирелигиозное издательство, Москва, 1939г.
Из аннотации:
ОГИЗ, Государственное антирелигиозное издательство, Москва, 1939г.
Из аннотации:
Работы Ленина, разоблачающие богостроительство, богоискательство и другие формы утонченной поповщины, имеют актуальнейшее значение для наших дней. Работа т. Царицына раскрывает огромное значение борьбы Ленина против идеализма и религии в эпоху реакции, когда Ленин отстоял и развил основные положения философии марксизма — диалектического материализма.
Из книги:
"... В рядах большевиков также были отдельные мелкобуржуазные попутчики. Они тоже, как агенты буржуазии, стремились проводить буржуазное влияние на пролетариат. В среде большевиков появились отзовисты и ультиматисты (Богданов, Алексинский и др.).
Ленин и Сталин разоблачали отзовизм и ультиматизм как «меньшевизм наизнанку». «Отзовисты» вместе с ликвидаторами-меньшевиками занялись проповедью богостроительства и реакционной буржуазной философии.
Богостроители не только в теории, но и на практике являлись врагами большевистской партии. Ленин не случайно нх называл «божественными отзовистами». Он отмечал, что к ликвидаторству также «относится богостроительство и защита богостроительских тенденций, в корне порывающих с основами марксизма» (Ленин. Соч., т. XIV, стр. 109).
Проповедь богостроительства в период реакции сочеталась с отказом от использования легальных возможностей революционной борьбы, сочеталась с отзовизмом и ультиматизмом Богданова и Луначарского, с открытым ликвидаторством меньшевика Юткевича, с ренегатством, переходом на меньшевистские позиции Базарова, Рожкова и др."...
Ленин и Сталин разоблачали отзовизм и ультиматизм как «меньшевизм наизнанку». «Отзовисты» вместе с ликвидаторами-меньшевиками занялись проповедью богостроительства и реакционной буржуазной философии.
Богостроители не только в теории, но и на практике являлись врагами большевистской партии. Ленин не случайно нх называл «божественными отзовистами». Он отмечал, что к ликвидаторству также «относится богостроительство и защита богостроительских тенденций, в корне порывающих с основами марксизма» (Ленин. Соч., т. XIV, стр. 109).
Проповедь богостроительства в период реакции сочеталась с отказом от использования легальных возможностей революционной борьбы, сочеталась с отзовизмом и ультиматизмом Богданова и Луначарского, с открытым ликвидаторством меньшевика Юткевича, с ренегатством, переходом на меньшевистские позиции Базарова, Рожкова и др."...
Теги: Богостроительство, Франция, Париж
Добавлено: 12.11.2011
Связанные события: О фракции сторонников отзовизма и богостроительства
Связанные личности: Ленин Владимир Ильич, Луначарский Анатолий Васильевич