Н. К. Крупская.
ОБ АНТИРЕЛИГИОЗНОЙ ПРОПАГАНДЕ
Мы имеем налицо несомненное оживление религиозной пропаганды. Духовенство православное, мусульманское, лютеранское и другое, сектантские вожаки всех видов и сортов стремятся использовать свои гражданские права для того, чтобы вернуть себе тот авторитет, каким они пользовались в старые времена. Они усиленно стремятся вновь темнить сознание малограмотных граждан, пользуясь отсутствием у них знаний, пользуясь пережитками в быту старых навыков и традиций.
Нельзя отмахиваться от этого факта простым утверждением, что все это одна чепуха, что наука и техника наглядно доказали несостоятельность всякой религии. Не надо забывать, что у старой церкви были большие организационные навыки, уменье приспособляться, использовать настроения, использовать отсутствие знаний у трудящихся.
Чтобы бороться с религиозной пропагандой, мало высмеивать религию, мало утверждать, что религия — глупость. Надо широко развить научную антирелигиозную пропаганду, упорно работать над перестройкой быта, над устранением так называемых религиозных предрассудков. На базе современных достижений науки и техники, в условиях советского уклада, в условиях имеющихся у нас достижений антирелигиозная пропаганда будет иметь, несомненно, быстрый успех. Но само собой ничего не делается. Необходимо, чтобы учительство, интеллигенция города и села активно принялись за это дело. Необходимо, чтобы агрономы, врачи, техники, научные работники приходили на помощь учительству.
Необходимо поставить на службу антирелигиозной пропаганде кино и радио, но не дожидаться, когда это будет кем-то сделано, браться за дело самим немедля.
Возьмем вопрос о Вселенной. Не надо дожидаться, когда удастся повезти малограмотных в Москву смотреть планетарий. Надо рассказать, как представляли себе люди Землю раньше и как улучшение способов передвижения дало возможность обследовать Землю. Теперь мы видим, как каждый день подтверждаются наблюдения и утверждения ученых (рассказать о челюскинцах, о том, как люди овладевают воздухом, пространством; рассказать, какую роль сыграла в познании Вселенной математика и как математические вычисления подтверждаются фактами).
У нас часто забывают о минералогии и геологии — красноречивых доказательствах происхождения Земли. У нас в забросе преподавание анатомии и физиологии в школах взрослых. А между тем знакомство со строением и жизнью человеческого тела, со строением нервной системы, показ путем вскрытия животных, показ опытов имеют громадное значение.
В свое время церковь брала на себя, как это видно из библии, из практики старообрядцев, медицинские функции. Надо показать, что делает современная медицина, показать ее успехи. Прикладные науки особенно убеждают, если умело показывать их научную основу. Убеждает показ развития животного мира под влиянием меняющихся условий среды. Царская власть не запрещала прикладных наук, но не допускала в школах объяснения их основ. Недаром Дарвин и его учение были под запретом в школах при царизме. Недаром стараются затемнить часто основы наук и в буржуазных странах. В целях антирелигиозной пропаганды мы должны особенно заботливо освещать эти основы.
Чрезвычайно важно также освещать историю религий, показать, как религия служила господствующим классам, помогала держать в узде эксплуатируемые массы.
Антирелигиозную пропаганду нельзя откладывать на «потом»: сначала-де обучим грамоте, а потом уже займемся антирелигиозной пропагандой. Именно в школах неграмотных и малограмотных, учащиеся которых больше всего были опутаны всю жизнь поповскими россказнями, надо учебную работу связывать с антирелигиозной разъяснительной работой.
Надо каждое положение иллюстрировать наглядными примерами. Учащиеся будут чувствовать, как помогает школа росту их сознательности, и еще больше потянутся к знанию.
Дело это неотложное.
Мы имеем налицо несомненное оживление религиозной пропаганды. Духовенство православное, мусульманское, лютеранское и другое, сектантские вожаки всех видов и сортов стремятся использовать свои гражданские права для того, чтобы вернуть себе тот авторитет, каким они пользовались в старые времена. Они усиленно стремятся вновь темнить сознание малограмотных граждан, пользуясь отсутствием у них знаний, пользуясь пережитками в быту старых навыков и традиций.
Нельзя отмахиваться от этого факта простым утверждением, что все это одна чепуха, что наука и техника наглядно доказали несостоятельность всякой религии. Не надо забывать, что у старой церкви были большие организационные навыки, уменье приспособляться, использовать настроения, использовать отсутствие знаний у трудящихся.
Чтобы бороться с религиозной пропагандой, мало высмеивать религию, мало утверждать, что религия — глупость. Надо широко развить научную антирелигиозную пропаганду, упорно работать над перестройкой быта, над устранением так называемых религиозных предрассудков. На базе современных достижений науки и техники, в условиях советского уклада, в условиях имеющихся у нас достижений антирелигиозная пропаганда будет иметь, несомненно, быстрый успех. Но само собой ничего не делается. Необходимо, чтобы учительство, интеллигенция города и села активно принялись за это дело. Необходимо, чтобы агрономы, врачи, техники, научные работники приходили на помощь учительству.
Необходимо поставить на службу антирелигиозной пропаганде кино и радио, но не дожидаться, когда это будет кем-то сделано, браться за дело самим немедля.
Возьмем вопрос о Вселенной. Не надо дожидаться, когда удастся повезти малограмотных в Москву смотреть планетарий. Надо рассказать, как представляли себе люди Землю раньше и как улучшение способов передвижения дало возможность обследовать Землю. Теперь мы видим, как каждый день подтверждаются наблюдения и утверждения ученых (рассказать о челюскинцах, о том, как люди овладевают воздухом, пространством; рассказать, какую роль сыграла в познании Вселенной математика и как математические вычисления подтверждаются фактами).
У нас часто забывают о минералогии и геологии — красноречивых доказательствах происхождения Земли. У нас в забросе преподавание анатомии и физиологии в школах взрослых. А между тем знакомство со строением и жизнью человеческого тела, со строением нервной системы, показ путем вскрытия животных, показ опытов имеют громадное значение.
В свое время церковь брала на себя, как это видно из библии, из практики старообрядцев, медицинские функции. Надо показать, что делает современная медицина, показать ее успехи. Прикладные науки особенно убеждают, если умело показывать их научную основу. Убеждает показ развития животного мира под влиянием меняющихся условий среды. Царская власть не запрещала прикладных наук, но не допускала в школах объяснения их основ. Недаром Дарвин и его учение были под запретом в школах при царизме. Недаром стараются затемнить часто основы наук и в буржуазных странах. В целях антирелигиозной пропаганды мы должны особенно заботливо освещать эти основы.
Чрезвычайно важно также освещать историю религий, показать, как религия служила господствующим классам, помогала держать в узде эксплуатируемые массы.
Антирелигиозную пропаганду нельзя откладывать на «потом»: сначала-де обучим грамоте, а потом уже займемся антирелигиозной пропагандой. Именно в школах неграмотных и малограмотных, учащиеся которых больше всего были опутаны всю жизнь поповскими россказнями, надо учебную работу связывать с антирелигиозной разъяснительной работой.
Надо каждое положение иллюстрировать наглядными примерами. Учащиеся будут чувствовать, как помогает школа росту их сознательности, и еще больше потянутся к знанию.
Дело это неотложное.
Впервые опубликовано в газ. «В помощь учебе» № 20 от 18 апреля 1937 г. Печатается по указанному источнику.
Теги: Атеизм
Добавлено: 20.10.2011