СЛОВО
о существенных обязанностях
ВИТИИ
и о способах к приобретению успехов
в красноречии,

произнесенное
Экстраординарным Профессором и Действительным Членом Общества
Любителей Российской Словесности,
Статским Советником и Кавалером,
Петром Победоносцевым

Июня 3 дня 1831 года

(Фрагменты)


Между науками, потребными для оратора, важнейшее место занимает Философия и История. Первой одолжен он тем, что приобретает обо всем ясные понятия, а от них переходит к здравым суждениям и основательным умствованиям, и таким образом, простираясь от легчайших к труднейшему, все течение мыслей приводит в порядок и связь неразрывную. У Древних способность хорошо говорить были в совершенном равновесии и тесном соединении. Аристотель, положивший краеугольный камень наук Витийства и до самых начал ее доискавшийся, доказал, что Логика есть основание Риторики, и что нет Красноречия без убеждения. Это неоспоримо. Стараясь дать словам правильный оборот, в то же время заботился приводить в порядок свои мысли; а при ясном понятии приучаемся и к ясному их выражению. Сию истину подтверждает Гораций, говоря:

Искусство мыслить – ключ к искусству сочинять. <…>

Кому-ж из отечественных Писателей припишем такой талант, такое искусство в Красноречии? Образователю нашего языка, отцу Российского Витийства – Ломоносову. <…> Всякий предмет умом он изображать приличными красками: о маловажных вещах говорил просто, о посредственных умеренно, о великих важно и красноречиво, следственно заслужил имя Оратора. Как исследователь природы и Философ, умом проницательным углублялся он в испытание сокровенных сил ее и прокладывал себе путь во внутренность земли и в высоту неба… <…>

Любовь к истине и добродетели будет приносить плоды вожделенные, если мы силою убеждения научимся преклонять волю других к избиранию только изящного, возвышенного, общеполезного. Сию цель должны иметь в виду посвятившие себя Красноречию. Но приобретение сего искусства, требующее обширных занятий. Какие же занятия нужны желающим успеть в Красноречии? 1. Чтение образцовых Писателей, 2. Подражание и 3. Упражнение в сочинениях. <…>

Наконец обращаю речь мою и к вам, благовоспитываемые юноши! Науки – предмет ваш; цель – просвещение; его основание – чистейшая нравственность святой Веры. Учение, из нее почерпаемое, да будет путеводною звездою, а благонравие подкрепительным жезлом на всех стезях вашей жизни. Любя отечественное, родное, руководствуйтесь правилами и примерами благомыслящих Писателей наших, трудившихся в назидание современников и потомков. Только с ними достигнете вожделенной цели: благоуспешно действовать на умы и сердца других. Обогатясь запасом полезных знаний, потребных для ораторского искусства, произведения свои освящайте печатию истины и добродетели. К ним направляя все силы размышления и чувствования, старайтесь, чтобы во всех словах ваших видно было соединение образованного ума с сердцем, украшенным доблестями; чтобы во всех писаниях ваших являлось строгое хранение уроков нравственности и правил жизни. Не обольщайтесь приманчивыми блесками славы: ложная, угодница самолюбия, рассеется как дым и прах; истинная, на страхе Божием основанная, обрекшая себя служить Отечеству, незыблема, как гора кремнистая. Деятельностью и терпением оградив себя от праздности, легкомыслия и рассеяния, помните сказанное Соломоном: в злохудожну душу не внидет премудрость. – Только с неукоризненною совестью, с чистым сердцем и душою, напитанною спасительными правилами Откровения, обрящете премудрость, по выражению того же мудрого Царя, благолепнейшую солнца, превосходящую злато и сребро, премудрость, в деснице коля долгота жизни, в шуйце же богатство и слава (*). Счастлив, кто удостоится найти сие сокровище: на нем почиет дух Благодати небесной.

(*) Притчи Соломона. III, 4. I, 16

Теги:  Красноречие, Риторика

Добавлено: 19.10.2011