В 1907 г. в Московском университете стараниями Г.И.Челпанова был учреждён «Психологический семинарий», на который единовременно было отпущено 3000 руб., и в дальнейшем каждый год выделялось 600 руб. На эти деньги были приобретены книги и журналы, а также приборы и приспособления для исследований по экспериментальной психологии. В дальнейшем семинарий помимо Г.И. Челпанова, получил ещё одного сотрудника - специалиста-электротехника. В 1909 году на базе семинария начались занятия по экспериментальной психологии.

Первоначально семинарий располагался в трёх комнатах. Когда число участников достигло 40, остро встал вопрос о новом помещении. На помощь пришёл известный меценат С.И. Щукин. Среди студентов Челпанова оказался сын Щукина, он и заинтересовал отца психологией. На создание на базе семинария Психологического института меценат С.И. Щукин пожертвовал 100 тыс. руб.

Его Превосходительству
Господину Ректору
Императорского Московского Университета

Сочувствуя развитию и распространению философских и психологических знаний и желая оказать содействие Московскому Университету в достижении этой цели устройством соответствующего учебно-вспомогательного учреждения, сим честь имею заявить Вашему Превосходительству, что я, прилагая при сем сохранную расписку Государственного Банка на внесенные 100000 р. (сто тысяч рублей), жертвую их на устройство Психологического Института при кафедре философии историко-филологического факультета Московского Университета. Указанная сумма предоставляется в полное распоряжение Профессора Георгия Ивановича Челпанова с условием, что она должна быть израсходована на постройку здания и его оборудование. Институту должно быть присвоено название «Психологический Институт имени Лидии Григорьевны Щукиной». Институт должен быть построен на территории Московского Университета.

Сергей Иванович Щукин

Москва.
Мая 5-го дня.
1910 г.

В дневнике А.Ф. Лосева сохранилась запись о торжественном открытии Института 23 марта 1914 (реально функционировать Институт стал на два года раньше). 

"Попробую-ка рассказать кое-что из события 23 марта, которое никогда не выйдет у меня из памяти. Это был день торжественного открытия нашего Института, в котором я работаю уже два года. 23 марта - это было воскресенье перед 6-й неделей Поста. Половину пятой и шестой недели я жил исключительно Институтом; думаю, что немало было и других членов Института, которые в эти дни совершенно ничем не занимались, кроме как Институтом и его открытием. А воображаю, что переживал Георгий Иванович! День 23 марта был замечательный. Я его даже записал как первый весенний. Было до 400 человек гостей, все самая интеллигенция. Торжество открылось молебном и освящением здания. Затем в большой аудитории ректор читал речь об открытии Института, о трудах Челпанова, о культурном значении дара Щукина. Читались адреса от нас - Челпанову и Щукину. Потом - чтение многочисленных приветствий от разных ученых учреждений, обществ, частных лиц, от..." [Страница дневника не дописана]

Опубл. "Я сослан в XX век...": В 2 т. - Т. 2. - М.: Время, 2002. С. 416-417.

"Молодой Лосев усердно трудился в Психологическом институте при Московском Университете, институт был основан Г.И. Челпановым. И хотя официальное открытие института состоялось в 1914 г., но студенты стали гораздо раньше участвовать в просеминарах по экспериментальной психологии и семинарах по теории психологии проф. Челпанова. До нас дошли три статьи Лосева этого времени: «Проект экспериментального исследования эстетической образности» (около 1913 г.), «Проект экспериментального исследования эстетического ритма» (9/Х 1914 г.) и «Экспериментальное исследование эстетической образности» (17/XI 1914 г.). Кончая университет, студент пишет большую работу «Обзор и критика основных учений Вюрцбургской школы», для подготовки которой ездил в библиотеки Берлина (1914 г.).

Следует особо отметить, что уже в эти ранние годы Лосев проявляет стойкий интерес к эстетической образности, эстетическим ассоциациям, эстетическому ритму, используя самонаблюдение при слушании музыкальных произведений Бетховена, Шумана, Шуберта, Вагнера, Чайковского, Римского-Корсакова и признавая важность для дальнейшей работы его «давнишние занятия музыкой и эстетикой и любовь к эстетическим, главным образом, к музыкальным, настроениям» («Проект экспериментального исследования эстетического ритма», гл. IV)".

А.А. Тахо-Годи. Выразительный лик бытия в "Истории античной эстетитки"

Теги:  Психология

Добавлено: 31.07.2011

Связанные документы: Отчет об открытии Психологического института им. Л. Г. Щукиной, Сотрудники Психологического института

Связанные личности: Челпанов Георгий Иванович, Лосев Алексей Фёдорович