Михайло Ломоносов переведен в высший класс Славяно-греко-латинской академии — «философию», где вскоре начал слушать лекции по логике Кувечинского. 

Класс «философии» включал три курса: логику, физику и метафизику. Лекции читались 3 часа в день. Один раз в неделю устраивались публичные собрания с приглашением учеников других школ. На этих собраниях ученики философского класса произносили наизусть русские и латинские речи и проповеди. Философские уроки основывались на учении Аристотеля.

Впоследствии Ломоносов писал об Аристотеле: «Я не презираю сего славного и в свое время отменитого от других философа, но тем не без сожаления удивляюсь, которые про смертного человека думали, будто бы он в своих мнениях не имел никакого погрешения, что было главным препятствием к приращению философии и прочих наук, которые от ней много зависят. Чрез сие отнято было благородное рвение, чтобы в науках упражняющиеся, один перед другим старались о новых и полезных изобретениях» (ПСС, т. I, стр. 423).

Источник: Летопись жизни и творчества М. В. Ломоносова / АН СССР; Ин-т истории естествознания и техники. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1961.

\...\ В 1685 г. явились в Москву Иоанникий и Сафроний Лихуды и открыли сперва в Богоявленском монастыре, потом в Заиконоспасском школу, в которой преподавались грамматика, пиитика, риторика, логика и физика на латинском и греческом языках. Это была в зародыше Славяно-греко-латинская академия с схоластическим направлением преподавания. Начало школы совпадает со временем известного спора о пресуществлении св. даров, в котором видную роль играли ее организаторы; памятниками их полемической и учебной деятельности служат многочисленные сочинения (Ф. Г. Миркович, "О времени пресуществления св. даров. Спор, бывший в Москве, во второй половине XVII в.". Вильна 1886). Место Лихудов в школе заняли ученики их — Николай Семенов и Федор Поликарпов; латинский язык был изгнан из школы. Но с переходом школы в ведение Палладия Роговского академия склоняется к западному просвещению и остается таковою во все продолжение второго периода (1700—1775). Сам руководитель школы окончил образование на Западе и был некоторое время униатом; этому направлению содействовала и воля Петра I, и сочувствие образованных людей того времени (Стефан Яворский) к западному образованию. Наставники, а нередко и ученики, вызывались из Киева; науки преподавались на латинском языке. Во главе академии стояли ректор и префект; первый наблюдал гл. обр. за наставниками и преподаванием, второй — за учениками. Предметы преподавания: богословие, философия по Аристотелю, физика, метафизика, психология, метеорология, риторика. Наставники академии, кроме преподавания, производили испытание лицам, определяемым на священно— и церковнослужительские места, проповедовали, равно как и ученики богословия, в церквах; проповеди эти не свободны от приемов схоластических, но под влиянием Феофана Прокоповича и Стефана Яворского в некоторых из них заметна живость изложения и свобода мысли; принимали участие в исправлении славянского перевода Библии (1712—1747 г.); ректоры и префекты рецензировали духовные сочинения и переводы, увещевали иноверцев, раскольников и отступников от веры. Ученики набирались из духовного сословия, из дворян и разночинцев, иногда посредством принудительных мер; в числе учеников бывали священники, диаконы, церковнослужители и монахи. Даровитейшие проходили академический курс в 12—13 лет; иные же в продолжение 15-ти лет едва достигали философского класса; бывали случаи, когда ученики учились по 20 лет и в одном классе оставались по 10 лет. В этой академии получили, образование многие из известнейших деятелей XVIII в.: митр. Гавриил, Феофилакт Горский, Бантыш-Каменский, кн. А. Д. Кантемир, Костров, Ломоносов \...\.

Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Теги:  Духовно-академическая философия

Добавлено: 30.07.2011

Связанные события: Наиболее способных направить в Петербург для обучения в Академии наук

Связанные личности: Ломоносов Михаил Васильевич