Российский архив. Том IX

Оглавление

К истории народного университета им. А. Л. Шанявского

Воробьева Ю. С. Примечания: К истории народного университета им. А. Л. Шанявского // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв.: Альманах. — М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 1999. — С. 441—443. — [Т.] IX.



1 Чупров Александр Иванович (1842—1908), профессор, экономист, статистик, член-корреспондент Императорской Академии наук, общественный деятель. Оказал содействие Шанявскому в организации Женского медицинского института в Петербурге.



2 Ковалевский Максим Максимович (1851—1916), профессор, историк, занимавшийся изучением общественного и государственного строя, политических учений, этнограф, социолог, общественный деятель. Создатель Русской высшей школы общественных наук в Париже (1901 — декабрь 1905), первого высшего общественного учебного заведения, оказавшегося вне контроля Министерства народного просвещения.



3 В январе — феврале 1905 г. началась всероссийская студенческая забастовка, которая привела к прекращению деятельности всех высших учебных заведений. Выход из создавшегося положения русская профессура видела в реформе управления высшими учебными заведениями и в создании общественных высших учебных заведений — вольных университетов (Трубецкой Е. Н. Вольный университет // Русские Ведомости, 1905, 1 июня; Вернадский В. И. Три забастовки // Русские Ведомости, 1905, 5 июля и др.).



4 Имеется в виду Шанявский. Чупров, не будучи окончательно уверен в согласии Ковалевского на участие в разработке проекта вольного университета, решил не раскрывать имя Шанявского.



5 Семья Сабашниковых — братья Михаил Васильевич (1871—1943), Сергей Васильевич (1873—1909), создатели издательства «М. и С. Сабашниковы», компаньоны Шанявского по добыче золота. После смерти Шанявского 7 ноября 1905 г. М. В. Сабашников, будучи согласно завещанию его душеприказчиком, активно участвовал в работе по созданию народного университета. В 1911—1915 гг. — председатель правления Московского городского народного университета им. А. Л. Шанявского.



6 Мануйлов Александр Аполлонович (1861—1929), профессор, экономист, в 1905—1908 гг. проректор Московского университета.



7 Герценштейн Михаил Яковлевич (1859—1906), экономист, общественный деятель, с 1905 г. гласный Московской городской думы. Один из создателей аграрной программы партии кадетов.



8 Щепкин Николай Николаевич, купец, общественный деятель, гласный Московской городской думы, гласный Московского губернского собрания, почетный Мировой судья.



9 Гучков Николай Иванович (1860—1935), предприниматель, общественный деятель. Был членом правления и директором крупнейших московских предприятий (Т-ва московских металлических заводов, завода Гужон, Московского акционерного общества вагоностроительного завода, двух сахарных заводов и др.). Председатель русско-американской палаты. В 1906—1912 гг. — московский городской голова, потратил много сил и энергии на преодоление различных бюрократических препон при создании народного университета.



10 «Высшие вольные школы» впервые возникли в Дании в 1844 г. Датская высшая школа для народа посещалась исключительно сельскими жителями и представляла собой дополнительные сельские школы с очень широкой программой. Народные университеты в Англии начали действовать в 1872 г. Их задачей было распространение научных, главным образом практических знаний в широких кругах населения. Слушатель, выдержавший экзамен по шести курсам одного из двух главных отделений — гуманитарного или точных наук и двум дополнительным другого отделения, получал право поступать в университет и окончить его за два года (Гирш М. Народные университеты, их задача, организация, развитие, пропаганда. М., 1907).



11 Сперанский Николай Васильевич (1861—1921), зять А. И. Чупрова, историк, преподавал на Высших женских курсах в Москве.



12 Имеется в виду деятельность Ковалевского по созданию Русской школы общественных наук в Париже. (Подробнее о школе см.: Воробьева Ю. С. Русская школа общественных наук в Париже // Исторические записки. М., 1982. С. 107.)



13 Трубецкой Евгений Николаевич (1863—1920), князь, философ, правовед и общественный деятель. В статье «Вольный университет» доказывал, что при существующих порядках управления высшими учебными заведениями невозможна их успешная деятельность: «Порядок в университете станет тогда, когда университет начнет существовать при земстве» («Русские Ведомости». 1905. 1 июня).



14 Для поступления в высшие учебные заведения устанавливались различные цензы: образовательный, вероисповедания. Так, поступать в университет могли только лица мужского пола, имевшие аттестаты зрелости об окончании гимназии. Евреи принимались во все высшие учебные заведения в количестве 3% общего числа принятых. Женщины принимались только в специальные женские высшие учебные заведения. Кроме того, для поступления в любое высшее учебное заведение необходимо было представить справку о политической благонадежности.



15 К преподаванию в правительственных высших учебных заведениях допускались только лица, имеющие степени доктора или магистра соответствующих наук.



16 Соболевский Василий Михайлович (1846—1913), публицист, редактор газеты «Русские Ведомости».



17 Бларамберг Павел Иванович (1841—1907), композитор. С 1876 г. работал в газете «Русские Ведомости» помощником заведующего иностранным отделом, с 1878 г. — заведующим; был соредактором газеты, в музыкальном отделе не сотрудничал. Его жена Бларамберг-Чернова Нина Карловна (1845—1909), урожд. баронесса Врангель, певица. Выступала под фамилией Павлова. Впоследствии актриса Малого театра.



18 Добринович — псевдоним Арканданского Константина Васильевича (1849—1931), народника, затем эсера, эмигранта с 1881 г., постоянного корреспондента газеты «Русские Ведомости» из Франции.



19 Чупров Александр Александрович (1874—1926), теоретик статистики, основатель системы преподавания статистики.



20 Янжул Иван Иванович (1846—1914), профессор, экономист и статистик, примыкал к исторической школе в политэкономии. С 1895 г. действительный член Императорской Академии наук.



21 Трепов Дмитрий Федорович (1855—1906), петербургский генерал-губернатор.



22 Петербургский политехнический институт пригласил в 1905 г. Ковалевского читать курс лекций по социологии.



23 Милюков Павел Николаевич (1859—1943), политический деятель, историк, один из создателей кадетской партии.



24 В составлении заявления участвовали братья М. В. и С. В. Сабашниковы, Н. В. Сперанский и приехавший специально в Москву М. М. Ковалевский.



25 Глазов Владимир Гаврилович (1848—1918), генерал от инфантерии. С апреля 1904 г. по октябрь 1905 г. — министр народного просвещения.



26 Имеется в виду намерение Глазова разработать новый университетский устав.



27 Толстой Дмитрий Андреевич (1823—1889), граф, генерал-лейтенант, государственный деятель, министр народного просвещения в 1868—1880 гг. В 1871 г. провел реформу среднего образования, заключавшуюся в значительном усилении преподавания латинского и греческих языков. Только воспитанники классических гимназий получали право поступления в университет.



28 Милютин Дмитрий Алексеевич (1816—1912), русский государственный и военный деятель, генерал-фельдмаршал (1898), граф. С 1861 — военный министр. Провел ряд военных реформ в период 1860—1870 гг.



29 Имеется в виду В. Г. Глазов, который окончил Академию Генерального штаба. В 1901—1904 гг. он был начальником Академии.



30 Рот Владимир Карлович (1848—1916), профессор, невропатолог-клиницист, близкий друг Шанявского. Будучи его душеприказчиком согласно завещанию, осуществил проект народного университета. В 1908—1911 гг. — председатель Попечительного совета Московского городского народного университета нм. А. Л. Шанявского.



31 Голицын Владимир Михайлович (1847—1931), князь, московский городской голова в 1897—1905 гг., председатель Попечительного совета Московского городского народного университета им. А. Л. Шанявского в 1911—1917 гг.



32 Шанявская Лидия Алексеевна (?—1921), дочь иркутской золотопромышленницы А. И. Родственной. Одна из активных поборниц развития женского образования в России. 26 октября 1905 г. Шанявский составил завещание, по которому все его движимое и недвижимое имущество переходило в пожизненное пользование жены, а после ее смерти — народному университету (ЦИАМ. Ф. 179. Оп. 11. Д. 734. Л. 10).



33 А. Л. Шанявский, стремясь укрепить материальное положение народного университета, в заявлении в Московскую городскую думу от 3 октября 1905 г. ходатайствовал об учреждении Общества для усиления средств Московского народного университета и предлагал предоставить этому обществу право избирать из своей среды двух членов в Попечительный совет (ЦИАМ. Ф. 179. Оп. 1. Д. 734. Л. 9 об.).



34 Дувакин Дмитрий Дмитриевич, практикующий врач, член Московской городской управы, гласный Московской городской думы (1901—1905 гг.).



35 Тихомиров Дмитрий Иванович (1844—1915), педагог и деятель в области народного образования.



36 7 ноября 1905 г. Шанявский подписал дарственную Московской городской думе на дом с землей на Арбате, а через несколько часов после этого скончался. Все хлопоты по созданию народного университета, которые длились три года, легли на плечи братьев Сабашниковых, Рота и Шанявской при активной поддержке московского головы Н. И. Гучкова.



Публикация Ю. С. ВОРОБЬЕВОЙ



Дувакин Д. Д. Письмо Шанявскому А. Л., 5 ноября 1905 г. // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв.: Альманах. — М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 1999. — С. 441. — [Т.] IX.



10



Д. Д. ДУВАКИН34 — А. Л. ШАНЯВСКОМУ



5 ноября 1905 г.



Милостивый государь Альфонс Леонович



Имею честь сообщить Вашему превосходительству, что Московская городская дума в собрании 25 октября с. г. по обсуждению доклада комиссии по вопросу о принятии пожертвования на учреждение Народного университета в гор. Москве — по заявлению Вашему о желании принести в дар гор. Москве принадлежащий Вам дом с землею для устройства и содержания в нем или из доходов с него народного университета, постановила:



1. Принять с благодарностью жертвуемое генерал-майором А. Л. Шанявским имущество для устройства и содержания в нем или из доходов с него народного университета.



2. Признать желательным немедленное учреждение особого общества для усиления средств на созидание и расширение народного университета с предоставлением таковому обществу права избрания из своей среды 2 членов в Попечительный Совет университета; до учреждения названного общества открыть при городской думе сбор пожертвования на народный университет.



3. Учредить особую комиссию для выработки будущей организации и для составления устава народного университета, предоставив А. Л. Шанявскому, согласно п. 6 его заявления, право избрать своих представителей в эту комиссию, причем просить комиссию при выработке устава университета иметь в виду пожелание, высказанное Д. И. Тихомировым35 о том, чтобы в Попечительном Совете университета были представители от преподавательского персонала.



Сообщая о вышеизложенном, имею честь довести до Вашего сведения, что пункт 1 означенного постановления Думы ныне же может быть приведен в исполнение36.



Пользуюсь случаем просить Ваше превосходительство принять уверение в совершенном моем почтении и глубокой преданности.



Д. Дувакин



Шанявский А. Л. Письмо Шанявской Л. А., 2 ноября 1905 г. // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв.: Альманах. — М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 1999. — С. 440—441. — [Т.] IX.



9



А. Л. ШАНЯВСКИЙ — Л. А. ШАНЯВСКОЙ



2 ноября 1905 г.



Милостивая государыня Лидия Алексеевна



С Вашего любезного согласия покорнейше прошу Вас принять участие в комиссии по выработке устава Народного университета в г. Москве и в Попечительном Совете этого университета, в качестве члена, назначенного с моей стороны пожизненно, на основании условий, изложенных в моих заявлениях Московской городской думе от 15 сентября и 3 октября сего года33, и принятых Московскою городскою думою на заседании ее от 25 октября сего года.



О согласии Вашем прошу не отказать меня уведомить письменно.



С глубоким уважением А. Шанявский



Шанявский А. Л. Письмо Шанявской Л. А., 31 октября 1905 г. // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв.: Альманах. — М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 1999. — С. 440. — [Т.] IX.



8



А. Л. ШАНЯВСКИЙ — Л. А. ШАНЯВСКОЙ32



31 октября 1905 г.



Жене моей, Лидии Алексеевне Шанявской



Покорнейше прошу Вас, вследствие моего нездоровья принять на себя труд испросить за меня согласие лиц, которых, как Вам известно, я желал пригласить в члены комиссии для выработки устава Народного университета, совокупно с членами, назначенными в эту комиссию от Московской городской думы, а также — в Попечительный Совет этого университета, когда он будет устроен, и наконец, от тех лиц, которых я уполномочил на изменение в случае надобности устава означенного университета. В случае отказа кого-либо из этих лиц от моего предложения предоставляю Вам право избрать на место его новое лицо и при его согласии поместить его в мой список приглашенных лиц, взамен отказавшегося.



Отставной генерал-майор Генерального штаба А. Шанявский



Голицын В. М. Письмо Шанявскому А. Л., 21 сентября 1905 г. // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв.: Альманах. — М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 1999. — С. 440. — [Т.] IX.



7



В. М. ГОЛИЦЫН31 — А. Л. ШАНЯВСКОМУ



21 сентября 1905 г.



Милостивый государь Альфонс Леонович



Имею честь довести до Вашего сведения, что Московская городская дума, по докладе в собрании 20 сентября сего года и желании Вашем принести в дар городу Москве дом с землею, для устройства и содержания в нем или из доходов с него Народного университета, единогласно постановила: выразить Вам глубочайшую признательность городской думы за Вашу готовность принести городу Москве пожертвование, долженствующее служить распространением просвещения, и поручить особо избранной комиссии, в составе 15-ти лиц, немедленно рассмотреть условия пожертвования и доклад о принятии такого представления Думе к одному из ближайших собраний.



Пользуюсь случаем просить Вас, милостивый государь, принять уверения в совершенном моем почтении и глубокой преданности.



Голицын



Шанявский А. Л. Письмо Роту В. К., 15 сентября 1905 г. Москва // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв.: Альманах. — М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 1999. — С. 439—440. — [Т.] IX.



6



А. Л. ШАНЯВСКИЙ — В. К. РОТУ30



Москва



15 сентября 1905 г.



Милостивый государь Владимир Карлович



Прилагая при сем подписанное мною известное Вам заявление в Московскую городскую Думу, я покорнейше прошу Вас принять на себя труд доложить Думе это мое заявление.



При этом также прошу Вас обсудить в Думе вопрос, которого я не нашел нужным касаться в главном заявлении и потому дополняю сим письмом, а именно: хотя дар на просветительные цели и не подлежит при переходе имущества обложению пошлинами, как тому были прецеденты, и между прочим решение по аналогичному вопросу московских судебных мест и Сената относительно пожертвований на С.-Петербургский женский медицинский институт, но если бы почему-либо при формальной передаче Московской городской думе моего дома ей пришлось такие пошлины заплатить, то имеет она право на основании этого моего письма удержать их из первых доходов с этого дома, хотя в прилагаемом заявлении мною было обусловлено накопление доходов с него впредь до утверждения устава Народного университета.



При сем прилагается отчет по дому, составленный бухгалтером И. Я. Волковым за 2 последних года, считая по заведенному у нас порядку с марта по март.



С глубочайшим уважением и совершенной преданностью



Альфонс Леонович Шанявский



С подлинно верно А. Шанявский



Шанявский А. Л. Письмо Глазову В. Г. , 15 сентября 1905 г. Москва // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв.: Альманах. — М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 1999. — С. 437—439. — [Т.] IX.



5



А. Л. ШАНЯВСКИЙ — В. Г. ГЛАЗОВУ25



Москва



15 сентября 1905 г.



Ваше высокопревосходительство милостивый государь Владимир Гаврилович



Позвольте мне прежде всего выразить Вам сердечное приветствие по поводу благой меры, недавно порадовавшей всех друзей просвещения, порядка и неразрывно связанного с ним прогресса — я говорю, конечно, об университетской реформе26. Такой утешительный поворот под вашим руководством — Министерства народного просвещения на благой и давно желанный путь, дает надежду, что Вами будет встречено с сочувствием и доверием и следующее дело, которое должно в скором времени поступить на Ваше рассмотрение и на Вашу санкцию. Теперь же я прошу позволения лишь вкратце изложить объяснительные мотивы, вызвавшие к жизни это дело.



Несомненно, нам нужно как можно больше умных, образованных людей, в них вся наша сила и наше спасение, и в недостатке их причина всех наших бед и несчастий и того прискорбного положения, в котором очутилась ныне вся Россия. Печальная система графа Д. А. Толстого27, старавшегося всеми мерами сузить и затруднить доступ к высшему образованию, сказалась теперь наглядно в печальных результатах, которые мы переживаем и в нашей крайней бедности образованными и знающими людьми на всех поприщах. А другие страны в это время напротив всеми мерами привлекали людей к образованию и знанию, вплоть до принудительного способа включительно. Все ясно сознавали ту аксиому, что с одними руками и ногами ничего не поделаешь, а нужны и головы, и чем они лучше гарнированы и чем многочисленнее, тем страна богаче, сильнее и счастливее.



В 1895 г. я пробыл почти год в Японии — при мне шла ее кипучая работа по обучению и образованию своего народа во всех сферах его деятельности, и теперь мне пришлось быть свидетелем японского торжества и нашей полной несостоятельности. Но такие удары никакая страна, даже наша, не может сносить не встрепенувшись вся, и вот она жаждет теперь загладить свое унижение, она жаждет дать выход гению населения России — не глупее же оно в самом деле даже монгольской расы — но если оно коснеет доселе в принудительном невежестве, то теперь настало время, когда оно рвется из него выйти и со всех сторон раздается призыв к знанию, учению и возрождению. Даже в глухих углах Сибири, как Томск, Красноярск — и там несут свои лепты на народные университеты — так всецело прониклись единодушною верою в это единственное средство спасения и обновления России. Неужели же в таком святом законном желании всего населения России оно не встретит поддержки и симпатий со стороны своего Министерства народного просвещения. Зная Вас и видя с радостью новый курс, постепенно принимаемый под Вашим руководством в Вашем министерстве, я с полной верою призываю Вашу симпатию и Ваше покровительство на следующее нарождающееся в Москве дело.



Москва также желает иметь свой Народный университет, т. е. такой университет, который давал бы доступ к знанию всем обездоленным, не имеющим входа в казенный универвитет, благодаря программе графа Толстого. Такой университет не будет конкурировать с казенным, а лишь дополнять и расширять его, делая доступным знание всем его жаждущим — без всяких аттестатов зрелости. Контроль, конечно, всегда может быть установлен, но препятствовать или останавливать такое дело — было бы прискорбным недоразумением. Кроме прямой пользы — оно принесет еще и косвенную — предоставив обществу случай попробовать свои силы на работе созидательной; доселе ему поневоле была доступна лишь работа критическая — пусть же теперь оно само организует свои университеты, как считает лучшим, а Министерство будет контролировать и назидать. Наконец такое общедоступное образование может еще послужить противоядием против развившихся ныне «забастовок». Если несогласные с руководителями забастовок будут в состоянии продолжать беспрепятственно учение в других местах, то цель забастовок рушится сама собою. Правительство же, сохраняя в своих руках дипломы и сопряженные с ними права, может, проверив знания государственным экзаменом — безостановочно получить нужных ему образованных деятелей.



И в других странах, особенно в Англии, Америке и Японии благополучно существуют вольные или народные университеты — и ничего кроме добра не приносят, содействуя привлечению интереса народа к знаниям и науке, обогащая нашу страну умными и образованными деятелями. Желая того же и России, я решил и своими маленькими заработками прийти на помощь этому делу и потому вошел в Московскую городскую думу с прилагаемым при сем в копии заявлением, а Вас, глубокоуважаемый, достойнейший Владимир Гаврилович — усердно прошу отнестись к этому делу с необходимым вниманием и доверием, чтобы не прошло еще много лет бесплодных ожиданий и ходатайств по поводу такого безобидного и справедливого дела. Конечно — есть вещи непреложные и свободное образование после многих веков мрака придет когда-нибудь и в нашей стране, в этом твердом уповании я и несу на него свою лепту. Но зачем еще лишнему поколению гибнуть в этом мраке. Вы, глубокоуважаемый Владимир Гаврилович, испытали на себе благо и радость высшего образования, поэтому смею надеяться найти в Вас поддержку и в распространении этого блага на многих других — на всех его жаждущих и желающих. Если же среди Ваших коллег и найдутся еще люди старого закала, страдающие светоболезнью, то их легко сбить с позиции, представив им картину, как придет снова какой-нибудь японец со своим образованием, развитием и выучкой и нашу темную Русь обратит в Корею, а сынов ее в своих рабов. Еще свежа наша рана, и последний столь печальный урок пусть послужит по крайней мере к нашему вразумению.



Итак, в руки Ваши предаю наше новое начинание на благо и возрождение



России, имея основания надеяться, что Московская городская дума отнесется к нему сочувственно. В выработке деталей этого дела принимали по моей просьбе совещательное участие и многие веские силы нашей московской профессуры и московского общества — смею думать, что это увеличит Ваше доверие к пользе и осуществимости этого проекта. В поступлении на него новых необходимых пожертвований мы имеем основания не сомневаться и теперь вся быстрота осуществления этого дела будет зависеть от Вашего высокопревосходительства.



Было бы большою для меня радостью, если бы Вы поддержали его так, как незабвенный Дмитрий Алексеевич Милютин28 некогда поддержал в самом зачатке Женский медицинский институт, также приобретший все права гражданства, тогда наша дорогая Академия Генерального штаба могла бы снова с удовольствием вспомнить, что под руководством ее питомца29 прошла еще такая новая живительная и развивательная для России мера.



Очень жалею, что не имею возможности лично поговорить с Вами об этом деле, так как упорный мой недуг лишает меня удовольствия личных разъяснений.



С истинным почтением и глубоким уважением А. Шанявский



Шанявский А. Л. Заявление в Московскую Городскую думу, 15 сентября 1905 г. Москва // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв.: Альманах. — М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 1999. — С. 435—437. — [Т.] IX.



4



ЗАЯВЛЕНИЕ А. Л. ШАНЯВСКОГО В МОСКОВСКУЮ ГОРОДСКУЮ ДУМУ24



Москва



15 сентября 1905 г.



В нынешние тяжелые дни нашей общественной жизни, признавая, что одним из скорейших способов ее обновления и оздоровления должно служить широкое распространение просвещения и привлечение симпатий народа к науке и знанию, — этим источникам добра и силы, — я желал бы, по возможности, оказать содействие скорейшему возникновению учреждения, удовлетворяющего потребности высшего образования, поэтому прошу Московское Городское общественное управление принять от меня, для почина, в дар городу Москве принадлежащее мне в Москве, подробно описанное ниже недвижимое имущество — дом с землей, для устройства и содержания в нем или с доходов Народного университета на следующих главных основаниях.



1. В Народном университете читаются предметы по всем отраслям академического знания, и при этом чтение может вестись не только на русском, но и на других языках. По невозможности открытия разом лекций по всем предметам предпочтительное открытие таковых предоставляется Попечительному Совету Народного университета. Лекторами могут быть лица обоего пола, имеющие ученую степень, а также лица, составившие себе имя в литературе, науке или в области преподавания, наконец, известные своими дарованиями Попечительному Совету Народного университета.



2. К слушанию лекций в Народном университете допускаются лица обоего пола не моложе шестнадцати лет, без различия национальностей и вероисповеданий, причем самим преподавателям предоставляется определять, имеют ли желающие слушать какой-либо предмет достаточную подготовку для слушания его с пользой. Такое условие, широко открывая двери Народного университета всем истинно жаждущим знания, тем самым и определяет цель его: служить дополнением к существующим ныне высшим учебным заведениям и расширять сферу высшего образования и деятельности на пользу его, не ограничивая поступления аттестатом зрелости, а преподавание формальными дипломами.



3. Состоя в ведении Московского городского общественного управления, Народный университет должен находиться под непосредственным управлением Попечительного Совета из шестнадцати лиц. Половина состава Попечительного Совета, а именно 8 членов, должны избираться Московской городской думой посредством закрытой баллотировки сроком на четыре года, с постепенным обновлением. В числе их должно быть не менее 4-х членов с высшей ученой степенью, а также не менее 2-х женщин. Члены другой половины Попечительного Совета будут назначены мною пожизненно. Затем, по мере выбытия их, они должны замещаться лицами, избираемыми самим Попечительным Советом на четыре года, причем для избрания требуется получить не менее десяти голосов. Попечительному Совету предоставляется право пополнить свой состав и до двадцати членов избранием еще четырех членов, причем для такого избрания требуется получить не менее двенадцати голосов.



4. Ведению Попечительного Совета принадлежит выбор предметов преподавания, составление общего плана преподавания, открытие факультетов и отделов народного университета, приглашение лекторов и профессоров, установление размера и способа вознаграждения преподавателей и платы за слушание курсов. Для ближайшего заведования делами Народного университета Попечительному Совету предоставляется организовать исполнительный орган (Правление), в состав которого Попечительный Совет может избрать как членов Совета, так и посторонних лиц. Сверх того, вследствие новизны дела и по примеру других стран Попечительный Совет должен устроить «Комитет Усовершенствования», состоящий из почетных членов обоего пола, разных профессий и стран, светил науки и людей, известных своей общественною деятельностью, или сделавших полезное пожертвование на Московский народный университет. Такие члены Комитета Усовершенствования избираются Московской городской думой по представлению Попечительного Совета и Комитет этот должен собираться не менее одного раза в два года. Члены Попечительного Совета состоят по должности также членами Комитета Усовершенствования.



5. Плата за слушание лекции попредметно или группами должна быть определена в возможна доступном размере, и если последующими пожертвованиями будет образован капитал, проценты с которого вполне обеспечат содержание Народного университета, вместе с вознаграждением профессоров, то со слушателей и слушательниц не должна взиматься никакая плата за слушание лекций в Народном университете. В случае же пожертвований со специальным назначением, например, на университетское, исключительно женское образование, Народный университет, принимая такие пожертвования, может отделять особые часы для лекций женщин, или нанимать особые аудитории для удовлетворения такого условия.



6. Выработка будущей организации Народного университета на изложенных выше условиях и составление устава этого учреждения возлагаются Московским городским общественным управлением на особую комиссию, специально для этого избранную с предоставлением мне права назначить в нее и моих представителей.



7. Пока идет подготовительная работа по приведению в исполнение всего выше изложенного, чистый доход с жертвуемого мною имущества должен накопляться для употребления его на содержание университета по его открытию. Если же в течение трех лет Московское городское общественное управление не найдет возможным открыть университет на вышеизложенных основаниях, то, оставляя жертвуемое мною имущество предназначенным в пользу высшего народного университетского образования, при том как мужского, так и женского, Московское городское общественное управление должно составить новый план служащего этой цели учреждения и на приведение его в исполнение попросить согласие мое или лиц, какие будут мною для этого назначены. До получения такого согласия доходы должны продолжать накопляться.



8. Если бы Московское городское общественное управление нашло полезным в видах расширения Народного университета выгодно продать даримое имущество, с тем, чтобы на вырученную от этой продажи сумму выстроить для Народного университета новое здание на свободной, но принадлежащей Московскому городскому общественному управлению земле, то таковую реализацию даримого дома с землей предоставляется совершить Московскому городскому общественному управлению в любое время, но не иначе, как после утверждения устава Народного университета. Если же и здание признано будет возможным выстроить полностью или частично на другие средства, или если будет признано более удобным нанимать помещение для народного университета, то реализованная сумма должна быть обращена в процентные, гарантированные правительством бумаги и процентные деньги должны пойти на содержание Народного университета и вознаграждение профессоров.



9. В случае принятия от меня вышеозначенного дома на изложенных здесь условиях, поручу вследствие моего нездоровья жене моей заключить формальный о том с Московским городским общественным управлением договор.



10. Предлагаемое в дар городу Москве недвижимое имущество состоит из земли в 1 068 кв. сажен с домом, Пречистенской части 2 участка, под № 2. Занимая по фасаду на Арбате 52 сажени, дом состоит из трех корпусов, частью купленных, частью мною выстроенных, с канализацией, водопроводом мытищенской воды и с артезианским колодцем, снабжающим естественной водой все корпуса дома; валовый доход ежегодно достигает до 45 тысяч рублей, долг Московскому земельному банку по залогу остается к 1 января 1906 г. в 260 291 руб. 92 коп., платеж процентов и погашение ежегодно требуют 17 850 руб., которые весьма легко могут быть оплачиваемы одним нижним этажом, магазины в котором вместе с ремесленными заведениями дают дохода более 22 000 руб., таким образом второй и третий этажи могут быть обращены в аудитории без всяких стеснений во владении домов, или же из доходов дома может быть оплачиваем наем необходимых аудиторий в других местах.



11. В заключение почтительнейше прошу Московскую городскую думу не отказать в принятии мер к скорейшему открытию Народного университета, и если к тому будут встречены препятствия по независимым от Городской думы обстоятельствам, то покорнейше прошу Московское городское общественное управление принять на себя ходатайство о том, чтобы представление об открытии Народного университета внесено было в первое же собрание народных представителей.



С подлинно верно.



Отставной генерал-майор Генерального штаба — Альфонс Леонович Шанявский



Ковалевский М. М. Письмо Чупрову А. И., 18 августа 1905 г. // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв.: Альманах. — М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 1999. — С. 434—435. — [Т.] IX.



3



М. М. КОВАЛЕВСКИЙ — А. И. ЧУПРОВУ



18 августа 1905 г.



Дорогой Александр Иванович



По получении твоего первого письма я отправил к Ник[олаю] В[асильевичу] Сперанскому длинную отповедь, заканчивающуюся выражением готовности приехать через десять дней из Карлсбада, если в этом есть нужда. На долг мы, кажется, смотрим с тобой одинаково. Пятисот тысяч мало для университета. Надо начинать с основания двух соединенных школ, общественно-государственных и юридических наук с широким историческим, социологическим и историко-философским фундаментом.



Курс двух или трехгодичный, доступ широко открытый обоим полам с дипломами и без дипломов. От лекторов требуются не ученые степени, а работы или педагогическая деятельность, а также имя в литературе или печати.



Лично для меня возникают два недоумения: во-первых, я не желаю иметь никакого касательства к материальной стороне дела. Ни с наследниками, ни с Думою хозяйственных счетов я не желаю иметь никаких.



Во-вторых, раз по словам Янжула, Трепов21 не хочет допустить меня к чтению в Политехникуме22, какое основание думать, что мне открыта будет возможность не только директорствовать, но и преподавать в будущей вольной школе?



Закрыть школу в Париже при неизвестности, какая судьба ждет московскую, я питал бы ошибкой. В нынешнем году чтение, во всяком случае, будет продолжено. Почему бы тебе самому не выступить в роли директора. Тебя в Москве любят. Начальство тебя устранить не решится. Я бы лично охотно пошел бы при тебе в вице-директора и всячески содействовал успеху общего предприятия. Прежние препятствия твоему возвращению, как я и говорил тебе, более не существуют или в значительной степени уменьшились. При содействии с одной стороны Сперанского, с другой — моей, может быть, Милюкова23 и Герценштейна, дело пошло бы хорошо. Жду ответа.



Сердечно твой М. Ковалевский



Не Шанявский ли действительный жертвователь и к чему держать его имя в секрете от меня?



Ковалевский М. М. Письмо Чупрову А. И., 18 августа 1905 г. // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв.: Альманах. — М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 1999. — С. 434—435. — [Т.] IX.



3



М. М. КОВАЛЕВСКИЙ — А. И. ЧУПРОВУ



18 августа 1905 г.



Дорогой Александр Иванович



По получении твоего первого письма я отправил к Ник[олаю] В[асильевичу] Сперанскому длинную отповедь, заканчивающуюся выражением готовности приехать через десять дней из Карлсбада, если в этом есть нужда. На долг мы, кажется, смотрим с тобой одинаково. Пятисот тысяч мало для университета. Надо начинать с основания двух соединенных школ, общественно-государственных и юридических наук с широким историческим, социологическим и историко-философским фундаментом.



Курс двух или трехгодичный, доступ широко открытый обоим полам с дипломами и без дипломов. От лекторов требуются не ученые степени, а работы или педагогическая деятельность, а также имя в литературе или печати.



Лично для меня возникают два недоумения: во-первых, я не желаю иметь никакого касательства к материальной стороне дела. Ни с наследниками, ни с Думою хозяйственных счетов я не желаю иметь никаких.



Во-вторых, раз по словам Янжула, Трепов21 не хочет допустить меня к чтению в Политехникуме22, какое основание думать, что мне открыта будет возможность не только директорствовать, но и преподавать в будущей вольной школе?



Закрыть школу в Париже при неизвестности, какая судьба ждет московскую, я питал бы ошибкой. В нынешнем году чтение, во всяком случае, будет продолжено. Почему бы тебе самому не выступить в роли директора. Тебя в Москве любят. Начальство тебя устранить не решится. Я бы лично охотно пошел бы при тебе в вице-директора и всячески содействовал успеху общего предприятия. Прежние препятствия твоему возвращению, как я и говорил тебе, более не существуют или в значительной степени уменьшились. При содействии с одной стороны Сперанского, с другой — моей, может быть, Милюкова23 и Герценштейна, дело пошло бы хорошо. Жду ответа.



Сердечно твой М. Ковалевский



Не Шанявский ли действительный жертвователь и к чему держать его имя в секрете от меня?



Чупров А. И. Письмо Ковалевскому М. М., 16 августа 1905 г. Гершинг // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв.: Альманах. — М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 1999. — С. 432—434. — [Т.] IX.



2



А. И. ЧУПРОВ — М. М. КОВАЛЕВСКОМУ



Гершинг (вилла Бовария)



16 августа 1905



Дорогой мой Максим Максимович



Третьего дня я послал тебе из Мюнхена письмо по поводу основания в Москве Высшей Школы, или, как ее называют на месте, «Вольного университета». Как я писал, тебя очень желают иметь в кругах, стоящих близко к этому делу, руководителем нового предприятия. Если бы можно было надеяться на благоприятное отношение правительства к новой Школе, я всей душой посоветовал бы тебе не отказываться. Ты, с твоим именем и твоею репутацией, один лишь мог бы сделать новое учреждение общеполезным, симпатичным и славным. Для твоих знаний и талантов открылось бы новое обширное поприще, на котором поистине стоило бы поработать. Если ты сумел при Парижских условиях быстро собрать аудиторию, преподавательские силы и материальные средства12, то можно себе представить, сколько было бы создано тобою в родном краю, при богатом материальном обеспечении и при широком выборе лекторов. Ты человек свободный, независимый, которому нечего искать ни у кого. Поэтому ты скорее, чем всякий другой, мог бы ввести новое учреждение в настоящие научные границы и устранить из него чрезмерное политиканство, которое может, даже при остальных благоприятных условиях, погубить его. Наконец, твой обширный опыт в устройстве и ведении аналогических предприятий ручается, что в самую организацию нового дела ты внесешь все, что способно гарантировать его жизненность и солидность. По всем этим соображениям я очень советовал бы тебе, если только ты имеешь к тому какую-либо возможность, поехать в Москву и посодействовать правильной постановке нового заведения, поехать даже в том случае, если тебе не захочется стать во главе нового учреждения.



Не скрою, однако, что я не очень верю в осуществляемость нового предприятия по причинам, о которых мой Николай Васильевич Сперанский как будто вовсе забыл. «Вольный университет» выдвигается как замена или суррогат «старых», переставших функционировать, и как прибежище для преподавателей, которые будут выкинуты за борт при предстоящей катастрофе. Неужели же учредители думают, что правительство будет настолько наивно, чтобы не поставить всяческие препоны подобному начинанию? Мне кажется поэтому, что пока наша бюрократия остается в силе, о «вольном университете» и мечтать нечего. Правда, мы все надеемся, что в непродолжительном будущем водворятся новые порядки; но когда-то это будет?



Благоразумие требовало б подождать с самим возбуждением вопроса до тех пор, пока не начнет действовать народное представительство, но, к сожалению, обстоятельства не позволяют откладывать дело до более благоприятного момента. Жертвователь полумиллионного капитала «дышит на ладан», и если отсрочить дело, можно совершенно упустить этот капитал, потому что наследники рыскают около больного в стремлении отбить жирный кусок. Поневоле приходится «ковать железо пока горячо». И вот в виду этой трагической альтернативы, я позволил бы себе высказать два слова о самой основной идее нового учреждения. На мой взгляд, нет ни малейшей надобности устроить такую школу, которая призвана была бы конкурировать с университетом. Это и не нужно и невозможно, так как у частного учреждения в России не может быть ни стольких ученых сил, ни стольких материальных средств, скольким располагает государство. Поэтому, самая постановка дела в печати, особенно в известной статье Трубецкого13, самое имя «вольного университета», которым окрещено предполагаемое заведение, кажется мне непрактичной и даже опасной для будущности. Не в копии с университетов, которые в значительной мере изжились при нынешних формах, а в чем-то новом свежем, до сих пор только начинающемся в не совсем ясных контурах нуждается наша страна, да и не одна она, а и другие.



Эта новая Школа должна существовать, как мне кажется, не как замена, а как дополнение и корректив ныне существующего университетского образования. Подобное дополнение, безусловно, необходимо Москве, если бы даже ее университет работал полным ходом. Прежде всего университет переполнен превыше меры. Уже сейчас в нем более пяти тысяч студентов. Значительно расширить контингент учащихся при существующих зданиях и устройствах нет никакой возможности. Уже теперь занятия с аудиторией, имеющей подчас более пятисот человек, становятся почти что формальностью, а когда число слушателей подойдет под тысячу, от серьезной работы останется пустой звук. Уже эта многочисленность слушателей и непрерывный дальнейший их приток заставляют желать дополнительной школы.



Но сверх того при существующих условиях приема в высшую школу попадают лишь немногочисленные счастливцы14. Потребность же в высшем образовании ощущается бесчисленным множеством молодых людей, для которых университеты недоступны. Возьмем реалистов, семинаристов, воспитанников технических и земледельческих школ, евреев и пр. и сверх того всех женщин. Это такой контингент слушателей, который способен заполнить не одну, а десять высших школ в России. Вот для этих-то элементов, ныне не допускаемых в университеты, а между тем жадно к ним стремящимся и должен быть дан исход. Для них-то и следовало основать подходящие «высшие курсы», «высшую школу» или как еще будет признано целесообразным назвать ее, а не для тех окончивших средние учебные заведения (читай гимназии мужские и женские), которые и без того могут получить доступ к высшему образованию. При такой постановке новое учреждение не будет переходить дорогу ни университету, ни высшим женским курсам Герье, ни кому-либо другому, а между тем привлечет многие тысячи самых желательных слушателей и слушательниц. При такой постановке и правительству неловко будет мешать новому предприятию, и Думе есть полное основание хлопотать, и жертвователям есть достаточный резон раскошелиться, так как идет дело о доставлении высшего просвещения таким слоям русского общества, которые лишены его теперь.



Сказанное выше исключает правило о приеме в число слушателей лишь лиц, окончивших средние учебные заведения, которые хотел было ввести жертвователь. Пусть это правило будет заменено, если то нужно, незначущей фразой о подготовке, которая управлением Школы будет признана достаточной. Сказанным же отметается я название «вольный университет». И еще я забыл об одном основании к более свободной постановке приема. Если вы допустите лишь абитуриентов гимназии, понадобятся и патентованные преподаватели, а вся прелесть нового учреждения состоит в том, что в нем могут найти себе место талантливые люди из числа тех, кому, как например моему Николаю Васильевичу (Сперанскому), не посчастливилось сделаться магистром или доктором15. Итак, я посоветовал бы назначить пожертвование на устройство высших научных курсов для лиц обоего пола, обладающих достаточной подготовкой хотя б они и не удовлетворяли тем условиям, какие требуются у нас ныне для вступления в высшие учебные заведения. А еще лучше было б не говорить в уставе вовсе ничего о подготовке, предоставив это внутренним распорядкам.



И в другом еще отношении новая школа не должна бы состязаться с университетом. Она не может иметь всех факультетов; достаточно было бы ограничиться общественными науками и естествоведением, оставив юриспруденцию, медицину и чистую математику соответствующим факультетам. Новая школа должна быть общеобразовательным научным учреждением, не претендовать на сообщение специальной выучки. Впрочем, о программе еще пока говорить рано. Для обсуждения подробностей дела хорошо было бы тебе добыть и захватить в Москву устав и правила Брюссельского университета, Парижской школы социальных наук, а равно также разных народных университетов или университетских курсов вроде Гегештифтунг, Берлинских и прочих вакационных курсов.



Два слова о себе. Я больше недели пробыл в Мюнхене, потому что сошлось на один и тот же период много посещений. В. М. Соболевский16, П. И. Бларамберг с женою17, моя сестра Нат(алия) Ив(ановна). В это же время приехала из Москвы моя дочь Марья и отправилась в Москву дочь Ольга. Завтра я отправляюсь в Швейцарию для свидания с К. В. Добриновичем18, а в субботу буду встречать мою дочь Елену, которая приезжает с ребенком к нам в Гершинг. Таким образом, я совсем отстал от всяких научных интересов; только и делаю, что болтаю с приятелями и с родными с утра до ночи. На днях пришли ко мне тридцать оттисков моей статьи и «Сборник» в одном экземпляре. Такого количества оттисков мне оказалось очень мало. Не можешь ли ты попросить издателя выслать мне еще имеющиеся оттиски. Я очень был бы благодарен тебе за это. Никаким земствам я рассылать своей статьи не предполагаю, а личным знакомым удобнее отправить отсюда, нежели из Петербурга, тем более, что неизвестно, когда попадет мой сын19 в Петербург и долго ли он там пробудет. Я надеюсь, что «Сборник» дошел теперь и до тебя. Если нет, то я мог бы на время послать присланный мне экземпляр. Как живешь ты? Удалось ли тебе повидаться с Янжулом20? Я получил письмо от него, в котором однако он о тебе не упоминал. Каково идет лечение, скоро ты его окончишь и когда собираешься в Россию? Очень был бы признателен, если бы ты написал мне пару страниц. Поклон тебе от моего сына и дочери.



Твой А. Чупров



Чупров А. И. Письмо Ковалевскому М. М., 12 августа 1905 г. Мюнхен // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв.: Альманах. — М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 1999. — С. 431—432. — [Т.] IX.



1



А. И. ЧУПРОВ1 — М. М. КОВАЛЕВСКОМУ2



Мюнхен



12 августа 1905



Дорогой Максим Максимович



Кроме желания узнать о твоем здоровье есть у меня для настоящего писания довольно важный повод.



С тех пор как наши государственные учебные заведения волею судеб обречены на бездействие, в русском обществе много раз высказывалась мысль о целесообразности основания в России «вольного университета»3. Представь себе, что эта мысль как будто получает возможность осуществиться. Одно лицо4, близко стоящее к семье Сабашниковых5, предлагает пожертвовать на основание подобного предприятия доходный дом в Москве, стоимостью около 500 000 руб. В виду популярности идеи есть основание надеяться, что это первое пожертвование привлечет и другие. Сам жертвователь — человек с тяжелой хронической болезнью и ему не под силу выработать план нового учреждения в деталях. Он желает, только, чтобы это была высшая школа непременно для лиц обоего пола, прошедших курс среднего образования. Наиболее целесообразным он находит поставить новый университет под патронаж Московской думы, которой он и намерен принести в дар свой дом на основание университета. Но жертвователю не хочется делать Думу полной хозяйкой в новом деле, и он желал бы, чтобы на первое время таким учреждением руководила комиссия, в которой часть членов была бы выбрана Думой, а другая часть состояла бы из указанных им лиц. Эта комиссия должна будет и разработать все детали проекта. Влиятельные Думские гласные, с которыми уже была речь по этому предмету, надеются, что Дума примет дар и возьмется хлопотать. В комиссию от Думы, вероятно, попадут Мануйлов6, Герценштейн7, Щепкин8 и Гучков9.



Лица, прикосновенные к настоящему делу, решили просить тебя помочь устройству нового учреждения твоими советами, а потом и сделаться, если можно, его директором. И по брюссельскому, и особенно по парижскому опытам, ты лучше, чем кто-нибудь в России знаком со всеми деталями высших вольных школ10, и никто не может так удачно повести новое дело, как ты. Жертвователь относится к тебе с симпатией, а Дума и подавно. Одна препона — правительство, но московские люди надеются, что и эта помеха будет обойдена.



Если ты в принципе не прочь поработать над этим делом, то тебя усердно просят приехать поскорее в Москву для того, чтобы обдумать совместно с жертвователем и другими людьми первые шаги. Только ты можешь выяснить, что можно и должно требовать в дарственной записи жертвователя у Думы и правительства, ты же компетентнее всех и по части деталей устава. Приходится очень спешить с этим делом в виду серьезной болезни жертвователя, которая, по словам врачей, может каждую минуту привести его к смерти. Ник(олай) Вас(ильевич) Сперанский11, который пишет мне по этому поводу, просит поручиться перед тобой, что задуманное предприятие — дело вполне серьезное, поскольку оно зависит от воли и желания жертвователя. Но в то же время он просит предупредить, что жертвователь и его жена — люди больные, которых болезнь иногда делает совсем не дееспособными, и что они грешат чрезмерною осторожностью во всех направлениях и страхом всяких конфликтов. Однако, это люди вполне порядочные и сочувствующие как просвещению, так и освободительным идеям. Я сообщил выше, как они представляют себе новое учреждение, но думаю, что в случае надобности они и в главных основаниях плана способны принять поправки, например вряд ли станут держаться за требование об окончании курса в средних заведениях, представляющееся лично мне излишним.



Если бы ты решил помочь осуществлению нового благого дела и для этого поехать в Москву поскорее, то потрудись снестись с Николаем Васильевичем Сперанским письмом или телеграммой, и если он телеграфом подтвердит тебе приглашение, то отправляйся в полной уверенности, что поедешь на дело. В Москве найди или Ник(олая) Вас(ильевича) Сперанского или, если его случайно не будет на месте, Мих(аила) Вас(ильевича) Сабашникова. До 1 сентября старого стиля один из них будет непременно находиться в Москве. Спешу кончить письмо, потому что и без того задержал его дня на три. Сегодня же я надеюсь написать тебе из Гершинга о разных личных делах, а равно высказать свое мнение по поводу проекта. Сейчас замечу только, что судьба как будто идет как раз навстречу твоему намерению перенести Парижскую школу в Россию. Об этом стоит подумать со всей серьезностью.



Будь здоров



твой А. Чупров



Н. В. Сперанский просит передать тебе его низкий поклон, а я присовокупляю таковые же от сына и дочери.



Адрес Николая Васильевича Сперанского: Гагаринский пер., д. Ленгольд, квартира Сабашникова. Для телеграммы же сокращенный и условный адрес Сабашниковых: Missab Moscou.



Прости за нескладицу письма, очень спешу.



Воробьева Ю. С.  К истории народного университета им. А. Л. Шанявского // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв.: Альманах. — М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 1999. — С. 430. — [Т.] IX.



Альфонс Леонидович Шанявский (1837—1905) родился в небогатой дворянской семье. По окончании Константиновского военного училища служил в лейб-гвардии Егерском полку. В 1861 г. окончил Академию Генерального штаба с занесением на мемориальную доску. Ему была предложена доцентура в Академии. Однако сильнейшие горловые кровотечения помешали военной карьере Шанявского, и врачи предложили покинуть Петербург, изменить образ жизни, избегать душной атмосферы кабинетов.



А. Л. Шанявский принял предложение Н. Н. Муравьева-Амурского участвовать в устройстве Амурского края и около десяти лет провел в Сибири. Вернувшись в Петербург для работы в Военном министерстве, он снова тяжело заболел и, выйдя в отставку в возрасте 38 лет в чине генерал-майора, возвратился в Сибирь. В это время были открыты золотые прииски на Амуре. Шанявский вместе с В. Н. Сабашниковым организовал компанию по добыче золота. В 80-х годах он поселился в Москве, но часто посещал прииск на Зее.



А. Л. Шанявский считал, что без просвещения народа невозможен дальнейший прогресс страны и всю жизнь стремился способствовать его развитию. Так, он дал 30 тысяч рублей для Благовещенской гимназии, предоставил землю и тысячу рублей для открытия сельскохозяйственной школы в Забайкалье, а в 1894 г. пожертвовал 120 тысяч рублей на организацию Женского медицинского института в Петербурге.



Внимательно следил Шанявский за деятельностью созданной М. М. Ковалевским в 1901 г. в Париже Русской высшей школы общественных наук и мечтал создать в России нечто подобное. Неудачи в русско-японской войне заставили тяжело больного Шанявского действовать. Поражение России он считал расплатой за политику, которая тормозила общее культурное развитие страны. Он решил создать высшее учебное заведение, в котором «могли бы свободно без требования аттестатов зрелости и пр. учиться мужчины и женщины, русские и не русские, одним словом, все, кто учиться желал.»*



В начале лета 1905 г. Лидия Алексеевна Шанявская сообщила о решении мужа создать «вольный университет» близким людям: профессору В. К. Роту, братьям М. В. и С. В. Сабашниковым. Обсуждался вопрос о правовом положении будущего учебного заведения. По совету М. В. Сабашникова решили создать его при Московской городской думе, которая с 1901 г. приступила к реформе начальных школ, и к 1905 г. в Москве было организовано общедоступное начальное образование.



Прежде чем приступить к переговорам с Думой, Шанявский привлек к обсуждению своего проекта преподавателя Высших женских курсов в Москве И. В. Сперанского, его тестя, известного экономиста профессора А. И. Чупрова, и создателя Русской высшей школы общественных наук в Париже М. М. Ковалевского.



Публикуемые документы отразили ход работы над проектом «вольного университета» и роль Шанявского в его создании.



Документы хранятся: 1, 2 — ПФА РАН, Ф. 103. Оп. 2. Д. 256. Л. 11—12 об. и 13—15 (автограф, машинопись); 3 — ЦИАМ. Ф. 2244. Оп. 1. Д. 1706. Л. 119—120 (автограф); 4—10 — РО РГБ. Ф. 554. Карт. 1. Ед. хр. 6, 10, 12, 17, 31.