Электронная библиотека Руниверс > Наши рекомендации

Чингис-хан как полководец и его наследие

Наши рекомендации

Чингис-хан как полководец и его наследие

автор: Эренджен Хара-Даван

Культурно-исторический очерк Монгольской империи XII-XIV века.

Рецензия к книге:

«Мы нигде не встречаем удовлетворительного объяснения названия «Чингис». На языке западных монголов — ойратов-калмыков — в буквальном значении это слово значит «крепкий», «сильный». Но эти определения должно отнести не столько к понятию физическому, как к духовному: уму, характеру и т.п. На этом основании некоторые писатели слово Чингис считают равнозначащим понятию «непреклонный», которое, правда, близко подходит к характеру Темучина, но все-таки представляется односторонним, так как заключает в себе идею твердости только воли, не касаясь ума и физической стороны человека».

"Евразийство есть прежде всего направление эмоциональное, а не интеллектуальное, и эмоциональность его является реакцией творческих национальных и религиозных инстинктов на произошедшую катастрофу [Октябрьскую революцию]».
Николай Бердяев"



В 1929 году в Белграде вышла небольшая книга эмигранта-ученого Эренджана Хара-Давана, посвященная, согласно названию, Чингисхану. Работа эта оказалось знаменательной по ряду причин — с одной стороны, книга подробно, с использованием большого количества источников, рассказывала не просто о Чингисхане, но обо всей Монгольской империи, выступая блестящим историографическим трудом; в тоже время детально был проработан военный вопрос, знаменитые реформы Чингисхана своего войска и выигранные им сражения тщательно проанализированы с точки зрения современной автору военной теории. Мало того, эта книга явилась ласточкой пробуждения национальной интеллигенции, небольшой круг эммигрантов-калмыков с восторгом встречал издание работы соотечественника, по которой монголы и калмыки были неразрывно связанны единой культурой.

Но для Эренджена важнее было передать те идеи, которые, как ему казалось, были заложены в мировоззрение древнего властелина, идеи, отчасти совпадавшие с установками философско-политического движения евразийства; Хара-Даван, сам приверженец этого движения, увидел в образе Чингисхана воплощение духа Востока, противостоящего западной традиции капитала. Его интерпретация не жизни, но мыслей повелителя монголов, личностная, эмоциональная, рисует портрет абсолюта Азии, к которому и следует стремиться людям, племенам, нациям. С этой точки зрения, книга лишь маскируется под биографию, выводя на первое место глобальные мировоззренчиские вопросы.

Разбирать эту составляющую книги калмыцкого ученого сложнее всего. При широте поставленной задачи найти базисы евразийства в Монгольской империи и обосновать их различие с «западным устоем», сами выводы из исторических фактов порой довольно условны и спорны, и не идут, как правило, дальше нахождения схожести русской и азиатской души. Вопрос влияния ига на развитие русской цивилизации однозначно смещен в положительную сторону, и здесь Эреджан выступает почти предтечей Льву Гумилеву, но без его широчайших изысканий в этнографии и истории. По Хара-Давану, отход от восточного наследия ведет к отрицанию себя: «искусственная плотина русских царей», созданная Петром Первым, попытка навязать западные устои закономерно заканчивается русской революцией, снова возрождающая в народе ту, монгольскую, ментальность. Последовательно этим размышлениям, автор приходит к выводу о пользе действий Ленина, впрочем, стараясь не уходить от установленной темы книги.

Так сочинение распадается на три неравномерные части: подробную, скомпилированную из разных источников, биографию, постоянно дополняемую авторскими отступлениями и попытками проникнуть в мысли Чингисхана; небольшие вставки с осмыслением деятельности монголов и пути России с точки зрения евразийства; и лаконичный, строгий, но крайне увлекательный военный анализ тактики и кампаний древних кочевников. Как выделил сам Эреджан, написание всей военной составляющей было доверено профессиональному профессору-академику, чьи тексты составляют известный контраст с размышлениями Хара-Давана.

Неоднозначная книга калмыцкого историка-философа представляет большую ценность, прежде всего как личный взгляд на такую необъятную фигуру, каким был Чингисхан, чьи деяния никогда не будут забыты, а жизнь служить примером бескрайнего величия и необъяснимости человеческой судьбы.

Перейти к книге: Чингис-хан как полководец и его наследие

Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"