Библиотека  > Электронная библиотека Руниверс > Тематический каталог

Оглавление

  • Основные вопросы философской истории естественных религий (prolegomena) 13
    • Глава первая. Предварительная 15
      • I. Сознание языческое и язычествующее 15
      • II. История язычества, как история постепенного раскрытия доступной естественному религиозному сознанию истины и как история постепенного уяснения последним своих границ 25
      • III. Частные проблемы Пролегомен и руководящая точка зрения 37
    • Глава вторая. Психологическая закономерность религиозного процесса (психология веры): вера в знании 41
      • I. Религиозная вера, как биогенетический принцип психологии 41
      • II. Примат религиозной веры в жизни нашего сознания 45
      • III. Религиозная природа основного критерия истины 50
      • IV. Религиозная вера, как необходимое восполнение знания, требуемое идеалом истины 53
      • V. Понятие религиозной веры в ее отношении к знанию 57
    • Глава третья. Психологическая закономерность религиозного процесса (психология веры): вера в воле 63
      • I. Волевая природа веры и верующая природа воли 63
      • II. Религиозная вера, как основание свободы 69
      • III. Религиозная вера, как основание нравственного закона 78
      • IV. Религиозная вера в ее отношении к воле 86
    • Глава четвертая. Психологическая закономерность религиозного процесса (психология веры): вера в жизни чувства 89
      • I. Сердце, как средоточение нашей духовной жизни, и чувство таинственного (мистического) единения с Божеством, как средоточение жизни сердца 89
      • II. Религиозная природа так называемых суждений оценки 97
      • III. Определение веры в ее отношении к чувству 103
      • Общие выводы о психологической закономерности религиозного процесса 108
    • Глава пятая. Закономерность мифологического процесса (религия и мифология) 115
      • I. Господствующие гипотезы 115
      • II. Установка объяснительного принципа 125
      • III. Разъяснение принципа 130
      • IV. Применение принципа и общие выводы 135
    • Глава шестая. Социологическая закономерность религиозного процесса (религия и социология) 143
      • I. Мнимые и действительные задачи социологии в отношении к вопросу о религии 143
      • II. Религия в соотношении с социальными факторами. (Статика общественно-религиозного сознания) 152
      • III. Законы смены форм религиозного сознания. (Общественно-религиозная динамика) 166
    • Глава седьмая. Историческая закономерность религиозного процесса (религия в истории) 175
      • I. Невозможность априорно-дедуктивного построения религиозной истории человечества 175
      • II. Невозможность апостериорно-индуктивного построения религиозной истории человечества 186
      • III. О различии номологической и телеологической точек зрения на историко-религиозный процесс 200
    • Глава восьмая. Телеологическая закономерность религиозного процесса. (мысл истории язычества) 214
      • I. Пантеистическая и теистическая точки зрения на вопрос о смысле истории язычества 214
      • II. Язычники некогда знали Бога 221
      • III. Психология отпадения язычников 228
      • IV. Томление язычников по истинном Боге 234
      • Методологическое примечание 242
  • Религии Индии 247
    • Отдел первый. Древнейший период Индийской религии - Ведаизм 249
      • Глава первая. Предварительная 249
        • I. Самхита Риг-Веды, как источник, и вопрос о хронологических датах 249
        • II. О методах толкования Риг-Веды 255
        • III. Климато-географическая и социально-исторические условия жизни индийцев в Ведийскую эпоху 265
        • IV. Исходная точка процесса 276
        • V. Основные моментв в развитии Ведийской религии 282
      • Глава вторая. Божество, как начало этическое 288
        • I. Дьяус-Азура-Питар, как высшее Бошеств до-Ведийской эпохи, воспоминание о котором ясно хранилось и в эпоху Ведийскую 288
        • II. Варуна, как конкретное откровение Дьяуса-Азуры-Питара в религиозном сознании древнейших арийцев и как его заместитель 301
        • III. Концепция Атидий и вопрос о первоначальной форме индийского религиозного сознания 316
      • Глава третья. Божество, как начало космическое 326
        • I. Вопрос о зле, как стимул для перехода индийского религиозного сознания с этической на космическую точку зрения. Объяснительный принцип 326
        • II. Божества света и светил небесных 333
        • III. Божества влаги и сферы воздушной 342
        • IV. Концепция Индры 346
      • Глава четвертая. Божество, как начало мистическое 363
        • I. Спор о первенстве между Варуной и Индрой и разрешение этого спора 363
        • II. Концепция Агнии в его троякой функции и троякос значении 372
        • III. Собственно религиозное (мистико-религиозное) значение Агни 383
        • IV. Сома и Бригаспати или Браманаспати 392
        • Кризис мифологического сознания древней Индии 402
    • Отдел второй. Браманизм 407
      • Глава первая. Предварительная 407
        • I. Культурно-социальные условия возникновения Браманизма 407
        • II. Организация Вед и ее основной принцип 412
        • III. Первая (неудавшаяся) попытка Индийского религиозного сознания подняться над мифологическим миросозерцанием: концепция Праджапати 424
        • IV. Действительный подъем религиозного сознания Индии над мифологическим миросозерцанием: 1) концепция Атмана, как единого, духовного космического Первопринципа 430
        • V. Действительный подъем религиозного сознания Индии над мифологическим миросозерцанием: 2) концепция Брамы, как субъективного откровения Атмана 435
      • Глава вторая. Теология Браманизма 443
        • I. Характеристика Упанишад с точки зрения теории религиозного познания 443
        • II. Учение Упашинад о Браме-Атмане - Символическое и умозрительное 453
        • III. Брама-Атман в его отношении к миру, в связи с вопросом о призрачности мира (Майя) 463
      • Глава третья. Психология, этика и эсхатология Браманизма 476
        • I. Психология Браманизма 476
        • II. Сотериология и этика Браманизма 486
        • III. Эсхатология Браманизма 499
      • Глава четвертая. Философия школы, как саморазложение непосредственной религиозной философии Браманизма 514
        • I. Общие сведения о школах и наша специальная задача в отношении к ним 514
        • II. Монистическо-идеалистическое направление философской мысли в браманистической Индии (две Веданты) 519
        • III. Дуалистическо-реалистическое направление философской мысли в браманистической Индии (Санкья и Вайсешика) 526
        • IV. Мистико-объединительное направление философской мысли в браманистической Индии (Йога) 537
        • Кризис религиозно-пантеистического Индии 547
    • Отдел третий. Буддизм 548
      • Глава первая. Предварительная 548
        • I. Условия возникновения Буддизма. Буддизм и философия Санкьи. Буддизм м Джайнизм 548
        • II. Логика сказаний о жизни основателя Буддизма 560
        • III. Основная тенденция первоначального Буддизма и план нашего дальнейшего анализа буддийского вероучения 569
      • Глава вторая. Первая "святая" истина Буддизма: "все в пламени", "бытие-страдание" 573
        • I. Мнения ученых 573
        • II. Характеристика буддийского пессимизма до первоисточникам 579
        • III. Призрачность мира, по учению буддийских первоисточников 586
        • IV. Непоследовательностть Буддизма 593
      • Глава третья. Вторая "святая" истина Буддизма: учение о "цепи причинностей" 601
        • I. Формула и ее разъяснение по первоисточникам 601
        • II. Самсара и карма, как необходимое предположение буддийского учения о "уепи причинностей" 611
        • III. Гносеологическая природа и метафизические следствия буддийского учения о "цепи причинностей" 620
        • IV. Учение о самсаре и карме, как выражение практических постулатов религиозного сознания 627
      • Глава четвертая. Третья "святая" истина Буддизма: нирвана 636
        • I. Противоположность двух господствующих мнений о нирване 636
        • II. Учение первоначального Буддизма о нирване 645
        • III. Учение позднейшего Буддизма о нирване 652
        • IV. Архатство, как положительная сторона, по существу отрицательного, понятия нирваны 658
      • Глава пятая. Четвертая "святая" истина Буддизма: "путь к спасению" 668
        • I. Общий характер буддийской этики и ее место в ряду других этических систем 668
        • II. Первая ступень буддийского "пути ко спасению": добродетели справедливости 674
        • III. Вторая ступень буддийского "пути ко спасению": созерцательное самоуглубление 681
        • IV. Третья (высшая) ступень буддийского "пути ко спасению": мудрость 692
        • Кризис атеистического создания Индии 701
      • Глава заключительная. Индуизм, как граница естественного религиозного сознания и как выражение потребности в помощи свыше 704
        • I. Общая характеристика Индуизма 704
        • II. Тримутри 710
        • III. Индуистское учение об аватарах 714
        • IV. Реформационная попытка Общества Брамо-Сомадж и ее внутренний смысл 718
        • Ретоспективный взгляд 722
  • Приложение 727
    • Литература, извлечения из источников и специальные подробности 727
    • Addenda et corrigenda 764
Читать книгу
Читать книгу
Оглавление

Скачать

Скачать с Torrent

Введенский Алексей Иванович

Религиозное сознание язычества

Оригинальное название: Религiозное сознанiе язычества

Издательство: Университетская типография

Место издания: М.

Год издания: 1902

Количество страниц: 765 с.

Рубрики: Русская философия


Данная работа является докторской диссертацией, подготовленной с целью «содействовать освобождению современного христианского сознания от обольщающих призраков язычества». По мнению автора, критерием в оценке любых верований является «истина бытия Божия», в многообразные отношения с которой вступает религиозное сознание. Введенский считал, что для языческого («естественного») сознания бытие Божие открывалось только частично, критиковал, особенности и недостатки «ложной религиозной жизни», понимая ее как «мировую трагедию веры». В этой работе получили развитие идеи относительно религиозного сознания, развитые учителем Введенского — В.Д. Кудрявцевым-Платоновым в цикле «Из чтений по философии религии». Универсальная идея религиозного развития, предложенная Кудрявцевым-Платоновым, у Введенского предстала в концепции «естественного» религиозного сознания, устремленного к поиску положительной религиозной истины, но постепенно приходящего к полной деградации.


Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"