Библиотека > Электронная библиотека Руниверс > Тематический каталог
Васильев Николай Александрович
Лекции по психологии, читанные на Казанских Высших Женских Курсах Н.А. Васильевым
Оригинальное название: Лекцiи по психологiи, читанныя на Казанскихъ Высшихъ Женскихъ Курсахъ Н.А. Васильевымъ
Издательство: Тип. Т-ва "А.И. Никитин и Ко"
Место издания: Казань
Год издания: 1914
Количество страниц: 227 с.
Рубрики:
Русская философия
Теги:
Психология
В декабре 1906 г. преподаватели Казанского университета В.Н. Ивановский и А.Д. Гуляев составили «Инструкцию для занятий по философии профессорского стипендиата Н.А. Васильева», где говорится, что «занятия свои г. Васильев должен вести, применяясь, с одной стороны, к некоторым общим требованиям, обусловленным состоянием философских наук, а с другой – к своим личным интересам и к своей прежней подготовке... Для г. Васильева должна быть на первом плане, с одной стороны, психология, а с другой – история философии с метафизикой... г. Васильеву, как лицу, получившему также медицинское образование, будет очень удобно обратить значительное внимание на изучение психологии, что... будет соответствовать и современным потребностям научного преподавания». В 1907 г. на Казанских высших женских курсах Николай Александрович читает курс психологии, а в 1908 г. выходит первое издание его лекций. В них освещается широкий круг психологических проблем сквозь призму философского подхода к предмету и методам этой науки. Науки им подразделяются на те, которые изучают действительность («объективные»), и те, которые «строят идеалы» («нормативные»). Так, «логика – идеал мысли, эстетика – идеал чувства, этика – идеал воли и поступков... Психология, – убежден Н.А. Васильев, – должна быть чужда субъективизму нормативных наук, она должна быть наукой объективной (как естественные)». Критикуя главные психологические направления, автор замечает, что каждое направление утрирует тот или иной «закон сознания», и в связи с оценкой достоинств и недостатков ведущих психологических направлений Васильев высказывает свои суждения о путях достижения истинного знания.