Библиотека  > Электронная библиотека Руниверс > Тематический каталог

Оглавление

    • Предисловие 9
  • I. О методе наук наблюдательных.
    • Глава I. Деления в природе. Собирание фактов. - Цель его. - Первый прием - классификация. - Скачки в природе. - Естественные науки с несовершенной классификацией 17
    • Глава II. Метода классификации. Сравнение. - Гомологи. - Их неизбежность. - Единство органического состава. - Физиологическое начало Кювье. - Сходство в устройстве и сходство в отправлениях. - Естественная система. - Неопределенность начал. - Важные признаки. - Сравнение по положению. - Ставнение по форме- Переходные формы. 34
    • Глава III. История развития. Мнение Шлейдера. - Зрелость организмов. - Превращения. - Теория Кильмайера. - Ошибка Карла Фохта. - Теория черепа. - Части слитные и сложные. - Возвратная метаморфоза. - Надежность изучения разных форм. - Заключение: в науке главное - мысль, а не факт 62
  • II. Органические категории.
    • Две статьи. - Происхождение идей. - Механическая категория натуралистов. - Декарт и Каспар Вольф. - Происхождение органических категорий. - Значение категорий вообще. - Действительность и факты. - Понимание истории и прогресса. - Языки вообще. - Гегелевская философия, как органическое понимание вещей. Перечень органических категорий по Куно Фишеру 86
  • III. Интересы естественных наук
    • 1). Интерес теоретический. Запрос на естественно-исторические познания. - Мнения о их пользе. - Неверность и непрактичность этого мнения. - Наука без пользы и польза без науки. - Прикладные науки. - Существование теоретического интереса. - Лекции Ценковского. - Необходимость проведения начал и осмысливания фактов. - Примеры противного: Генле, Кювье о рыбах. - Лекарственные свойства растений. - География организмов. - Рассказы о нравах и обычаях животных. - Изложение науки и каталоги фактов 108
    • 2). Интерес эстетический. Неопределенная занимательность знания. - В чем состоит особое удовольствие, возбуждаемое занятием естественными науками? - Здоровое занятие. - Мирные радости натуралистов. - Животные. - Растения. - Камни. - Глубина и древность эстетических отношений человека к природе. - Необходимость строго различать троякий интерес естественных наук: утилитарный, теоретический и эстетический 133
  • IY. Естественные науки и общее образование.
    • Вступление. Притязание естественных наук. - Разделение наук о природе. - Естественные науки в тесном смысле или естественная история 147
    • 1). Общее образование. Идея общего образования. - Энциклопедизм. - Идеал образованной жизни. - Уродливость в развитии. - Детские книжки. - Понимание чужой религии. - Настоящие учебные предметы и учебники 152
    • 2). Метода. Метода естественных наук. - Постепенное образование новых понятий. - Терминология. - Естественное родство. - Большее и меньшее совершенство. - Подчинение и связь организмов. - Система особых понятий. - Развитие. - Непонимание методы. - Индукция. - Смешивание естественно-исторической методы с методою наук механических 164
    • 3). Учебный предмет. Естественные науки, как общеобразовательный предмет. - Их элементарность, строгость, трудность; возможность полного усвоения; возможность упражнений; отвлеченность. - Необходимость их как наук объективных 183
    • 4). Положение дела. Молчание наших натуралистов. - Опасение верхоглядства. Несовершенность естественных наук. - Затруднения, вытекающие из их объективности. - Заключение из этих затруднений в их пользу 189
Читать книгу
Читать книгу
Оглавление

Скачать

Скачать с Torrent

Страхов Николай Николаевич

О методе естественных наук и значении их в общем образовании

Оригинальное название: О методѣ естественныхъ наукъ и значеніи ихъ въ общемъ образованiи

Издательство: Тип. Эдуарда Праца

Место издания: СПб.

Год издания: 1865

Количество страниц: 202 с.

Рубрики: Русская философия
Теги: Наука, Естествознание, Методология, Сциентизм, Позитивизм, Натурфилософия


Работа посвящена вопросам философии естествознания. Автор получил как духовно-академическое образование (семинария), так и естественно-научное, сочетая в дальнейшем занятия философией и наукой. Следя за новейшими открытиями в области европейской и отечественной науки и публикуя сообщения о них в «Журнале Министерства Народного Просвещения». Б.В. Никольский, знавший автора, утверждал, что «как философ, Страхов является преимущественно методологом... методология составляла его главнейший философский интерес... И вот Страхов, как методолог и философ, взял на себя тяжелый и неблагодарный труд - выяснить основные начала и крайние выводы естествознания, проверив со своим диалектическим методом самодовольные учения современных точных наук». Именно начала естественных наук Страхов избрал предметом своего анализа, так как к началам и должен быть приложен «тот диалектический метод, который, если рационализм - душа науки, должен являться как бы нервной системой». После  «Физиологических писем», вышедшими в «Русском мире» (1859), он пишет «Письма об органической жизни» («Светоче», 1861 и 1863), которые посвящены дальнейшему разъяснению уникальности качеств органической природы, выходя на обсуждение таких вопросов, как соотношение рационализма и иррационализма, свобода творчества, методы научного познания и границы науки, границы между философией, наукой, религией, искусством, мистикой. Работа представляет интерес как пример философского анализа методологии естествознания, как историческое свидетельство противостояния в России философии (метафизики) и сциентизма, позитивизма.


Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"