Библиотека > Электронная библиотека Руниверс > Тематический каталог
Пятигорский Александр Моисеевич
Материалы по истории индийской философии
Издательство: Издательство Восточной Литературы
Место издания: М.
Год издания: 1962
Количество страниц: 255 с.
Рубрики:
Русская философия
Теги:
История философии, Восток
Эта работа написана для того, чтобы познакомить людей, интересующихся историей философии (особенно материалистической), историей религии и вообще историей культуры, с образцами средневековой философской и религиозной тамильской литературы и вместе с тем, чтобы ввести в обиход советской востоковедной и индологической науки хотя бы небольшую часть богатейшего литературного наследия южноиндийского средневековья.
Философская литература представлена в книге прежде всего текстами из трактатов Сива-Ньяна-бодам и Шива-Ньяна-сидд-хийяр, содержащими, систематическое изложение основ древнеиндийского материалистического учения локайяты, и отчасти Шива-пураной. Этическая литература представлена переводом первой части Наладийяра. Значительное место отведено тамильской литературе бхакти, абсолютно самобытной и исключительно интересной для истории религии.
Общая структура книги такова:
Первая глава содержит краткое введение общего характера и некоторые замечания о древней тамильской этической литературе.
Во второй главе рассказывается о первом систематическом изложении философских систем древней Индии в тамильской литературе. При этом особенно большое внимание здесь уделяется древнеиндийской теории познания и материалистическим учениям адживака и бхутавада.
Третья глава по своему характеру стоит несколько особняком; в вводной ее части предлагается новая методика описания и анализа содержания специфических и нарративных культовых источников, которая применяется к отдельным образцам тамильской и санскритской религиозной литературы. Эта вводная часть служит как бы теоретическим введением к последующим параграфам главы, где дано систематическое (но не строго историческое вследствие несовпадения последовательности, в которой источники систематизировались позднейшими местными комментаторами, с их реальной хронологической последовательностью) изложение сведений о литературе тамильского бхакти (особенно шайва-бхакти). Там же дается и анализ ряда текстов с точки зрения упрощенной структуры культового содержания литературных источников, предложенной в вводной части.
B четвертой главе дается краткое описание тамильской пуранической литературы и рассматривается отношение гимнов и шуран с точки зрения преобразования культовой информации гимнов в щуранах. При этом совершается небольшой экскурс в область этнографии и сравнительной истории религий. В третьей и четвертой главах вкратце излагаются легенды о жизни шиваитских поэтов.
Пятая и шестая главы содержат подробное изложение материалистического учения локаяты, как оно было донесено до нас тамильскими религиозно-философскими источниками, а также ряд сведений о самих этих источниках.
Философская литература представлена в книге прежде всего текстами из трактатов Сива-Ньяна-бодам и Шива-Ньяна-сидд-хийяр, содержащими, систематическое изложение основ древнеиндийского материалистического учения локайяты, и отчасти Шива-пураной. Этическая литература представлена переводом первой части Наладийяра. Значительное место отведено тамильской литературе бхакти, абсолютно самобытной и исключительно интересной для истории религии.
Общая структура книги такова:
Первая глава содержит краткое введение общего характера и некоторые замечания о древней тамильской этической литературе.
Во второй главе рассказывается о первом систематическом изложении философских систем древней Индии в тамильской литературе. При этом особенно большое внимание здесь уделяется древнеиндийской теории познания и материалистическим учениям адживака и бхутавада.
Третья глава по своему характеру стоит несколько особняком; в вводной ее части предлагается новая методика описания и анализа содержания специфических и нарративных культовых источников, которая применяется к отдельным образцам тамильской и санскритской религиозной литературы. Эта вводная часть служит как бы теоретическим введением к последующим параграфам главы, где дано систематическое (но не строго историческое вследствие несовпадения последовательности, в которой источники систематизировались позднейшими местными комментаторами, с их реальной хронологической последовательностью) изложение сведений о литературе тамильского бхакти (особенно шайва-бхакти). Там же дается и анализ ряда текстов с точки зрения упрощенной структуры культового содержания литературных источников, предложенной в вводной части.
B четвертой главе дается краткое описание тамильской пуранической литературы и рассматривается отношение гимнов и шуран с точки зрения преобразования культовой информации гимнов в щуранах. При этом совершается небольшой экскурс в область этнографии и сравнительной истории религий. В третьей и четвертой главах вкратце излагаются легенды о жизни шиваитских поэтов.
Пятая и шестая главы содержат подробное изложение материалистического учения локаяты, как оно было донесено до нас тамильскими религиозно-философскими источниками, а также ряд сведений о самих этих источниках.