Библиотека  > Электронная библиотека Руниверс > Тематический каталог

Оглавление

    Читать книгу
    Оглавление

    Скачать

    Скачать с Torrent

    Лесков Николай Семенович

    Тупейный художник

    Издательство: Аквилон

    Место издания: СПб.

    Год издания: 1922

    Количество страниц: 56 с.

    Рубрики: Детская иллюстрированная книга

    В 1883 году рассказ был опубликован во втором номере «Художественного журнала с приложением художественного альбома» (издатель Николай Александров) с пометкой «С-Петербург, 19 февраля 1883 года. День освобождения крепостных и суббота «поминовения усопших». Впоследствии рассказ печатался без этой подписи либо с фразой «Святой памяти благословенного дня 19-го февраля 1861 г.»

    После публикации в «Художественном журнале» рассказ не издавался Лесковым ни отдельно, ни в сборниках до 1890 года, когда вышло первое прижизненное Собрание сочинений писателя. В шестой том Собрания сочинений «Тупейный художник» вошёл с некоторыми изменениями, усиливающими его обличительный характер. Например, в этом варианте появились слова: «Начальство и думать не смело вступаться» (за пытаемых), «Простые люди всё ведь страдатели» и т. п. Кроме того, усилен мотив жадности и вымогательства предателя-попа.

    В 1922 году «Тупейный художник» выходит отдельной книжкой в петроградском издательстве «Аквилон» в оформлении Мстислава Добужинского, чьи иллюстрации до сих пор считаются лучшими в истории иллюстрирования этого произведения. В этом издании из рассказа были убраны посвящение и эпиграф. Затем в течение семи лет «Тупейный художник» выходит пять раз отдельным изданием, с различными сокращениями (первая глава исключалась полностью).

    В рассказе повествование главной героини обращено к ребенку. Цель автора – освободить будущие поколения русских людей от нравственного наследства крепостничества, изжить темные начала в русской душе. Кроме этого, не случайно развитие сюжета предваряется рассуждениями повествователя о самом понятии «художник». «У нас многие думают, что «художники» – это только живописцы да скульпторы, и то такие, которые удостоены этого звания академиею, а других не хотят и почитать за художников... У других людей не так...» – с этого рассуждения начинается первая глава рассказа. И дальше повествователь приводит несколько примеров, которые иллюстрируют, как именно понимают это слово «другие».

    Добужинский Мстислав Валерианович (1875 – 1957) - русский художник-график, живописец, иллюстратор, театральный декоратор, педагог. В 1885 – 1887 годах учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств и на юридическом факультете Петербургского университета. В Академию художеств поступить не сумел. С 1902 года – член объединения «Мир искусства».

    В творчестве Добужинского соединились традиции петербургского стиля графики старших мирискусников, элементы модерна и символизма. Постепенно, все больше и больше увлекаясь книжной графикой, художник отходит от канонов «мирискуснической» книжной графики. Это было заметно уже в рисунках к «Свинопасу» Андерсена, за которыми последовали рисунки к «Бедной Лизе» Карамзина, «Тупейному художнику» Лескова и, наконец, к «Белым ночам» Достоевского, ставшие шедеврами русской книжной графики.


    Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
    Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
    Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
    О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
    Сообщить об ошибке
    Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
    ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"