Библиотека > Электронная библиотека Руниверс > Тематический каталог
Правила учтивости и благопристойности
Издательство: Тип. Августа Семена
Место издания: М.
Год издания: 1819
Количество страниц: 54 с.
Рубрики:
Детская иллюстрированная книга
В конце XVIII века известный издатель Н.И. Новиков не без сожаления отметил, что «между некоторыми неудобствами в воспитании одно из главнейших в нашем отечестве есть то, что детям читать нечего». Издатели начала XIX века постарались восполнить этот пробел. Нравоучительная, воспитательная литература той эпохи продолжала быть переводной. Отношение к переводу было достаточно вольным, часто не указывался оригинал перевода, иногда переводчик составлял компиляции из нескольких трудов одного автора, не указывая на это.
Издатель Август Семен, выпускавший в свет изысканные книги, выбрал для издания «Правил учтивости…» оригинальный формат, напоминающий небольшой детский альбом. Такой формат должен был расположить ребенка к чтению и рассматриванию картинок. Издание так и составлено: слева всегда расположена иллюстрация в лист, справа – сопровождающий ее текст, занимающий всего лишь один лист с двух сторон. Так издатель предположил, что разглядывание картинки будет долгим, пока не прочитается половина текста, который являет собой крошечный рассказ, с элементами беседы, разговора с читателем.
Всего в этой книге десять правил «учтивости и благопристойности». На первый взгляд, нам покажется, что этого совсем недостаточно. Но, вчитываясь в эти правила, читатель понимает, что выбраны те, без которых вы не можете обходиться ни одного дня. Знание этих норм поведения раскрывает читателю смысл эпиграфа, украсившего титульный лист: «Кто в юности посеет, тот может в старости пожать».
О художниках
Чаще всего художники-иллюстраторы в начале XIX века оставались неизвестными. Они еще и не назывались иллюстраторами, а просто граверами, литографами. Иллюстрации могли продаваться отдельно от текста и вклеиваться владельцами уже самостоятельно. Вот почему бумага, на которой печатали картинку, была часто другого цвета, другого качества и даже не всегда лист с картинкой совпадал с форматом книги. Самой распространенной техникой в то время была гравюра на меди, реже – литография. Встречаются экземпляры с раскрашенными акварелью от руки гравюрами. Раскрашиванием могли заниматься и сами дети, и их родители, что тоже входило в круг проблем познавательно-поучительного издания, воспитательной литературы.