Библиотека > Электронная библиотека Руниверс > Тематический каталог
Деревянный орел
Под редакцией: Художник Е.И. Нарбут
Издательство: Издание И. Кнебель
Место издания: М.
Год издания: 1909
Количество страниц: 12 с. с ил.
Рубрики:
Детская иллюстрированная книга
Русская народная сказка «Деревянный орел» принадлежит к разряду волшебных сказок с традиционным, присущим этому жанру набором образов и приёмов. В произведении, как и положено, исполняется заветная мечта главного героя, в конце торжествует добро. Здесь присутствуют типичные образы грозного царя, придворных работников, молодого царевича, прекрасной царевны. Сказка прославляет простого русского мастерового человека в образе придворного столяра, действия и мастерство которого отражают лучшие качества русского национального характера. Сказка имеет довольно редкий сюжет и отличается лаконичностью подачи материала. Встречается несколько вариантов пересказа этого устного народного предания.
Нарбут Егор (Георгий) Иванович (1886 – 1920) - художник, рисовальщик и иллюстратор, организатор высшего графического образования на Украине. Учился у М. В. Добужинского, у немецких мастеров в Мюнхене, И. Я. Билибина. С юности старался подражать мастерам «Мира искусства», поэтому в его ранних произведениях соседствуют приемы орнаментики, пропущенные сквозь призму модерна, и принципы украинских народных вышивок и заставок старопечатных книг.
В 1906 году молодой рисовальщик с Украины начинает учиться в Петербургском университете, где становится инициатором создания вечерней студии рисунка. Вскоре на студийцев обратили внимание мэтры объединения «Мир искусства». В 1913 году Нарбут становится членом «Мира искусства».
Его работы в области книжной графики отличаются не только технической виртуозностью. Они свидетельствуют о чрезвычайном трудолюбии художника. Нарбуту доступны разные техники – рисунка, акварели, силуэта.
Известное издательство И. Кнебеля начинает сотрудничать с Е. И. Нарбутом в начале 1900-х годах, и к концу 1909 года художник, закончив работу над иллюстрированием русских народных сказок «Война грибов» и «Деревянный орел», приступает к работе над двумя следующими «Теремок» и «Мизгирь».
В этих работах для детей проявилась характерная и для всех последующих его кнебелевских книжек черта: максимум графики при минимуме текста. Сочная, выразительная обложка, обязательный авантитул, декоративно оформленный титульный лист, повторяющиеся орнаментальные рамки вокруг полосы набора, заставки, концовки, буквицы и, наконец, три-четыре полосные иллюстрации - таков набор рисованных графических элементов, искусно использованных художником в двенадцатистраничной кнебелевской книжке-тетрадке. С этого времени начинается наиболее интенсивный четырехлетний период сотрудничества Кнебеля с Нарбутом.
Очевидно, что детские книги, созданные Кнебелем и Нарбутом, были адресованы и взрослым – любителям иллюстрированных изданий. Исследователи, говоря о достижениях Нарбута в книжной графике, подчеркивали безукоризненность мастерства, сознательное отношение ко всем задачам по сопровождению текста и украшению страницы.