Электронная библиотека Руниверс > Авторы

Грот Николай Яковлевич

Краткая библиографическая справка


Грот Николай Яковлевич 

- профессор философии (1852 - 1899), сын академика; сначала профессор в историко-филологическом институте князя Безбородко в Нежине, потом с 1883 г. в Новороссийском университете, а с 1886 г. - в Московском университете. Философские взгляды Грота слагались постепенно, и в его многочисленных статьях можно найти следы всех фазисов, через которые прошло его мировоззрение. В своем первом труде (Киев, 1877), посвященном разбору "Философских этюдов" профессора Козлова , Грот стоит всецело на позитивистической точке зрения. После небольшого исследования: "Сновидения как предмет научного анализа" (Киев, 1878), Грот посвятил целый ряд работ психологии чувствований; самая значительная из них - "Психология чувствований в ее истории и главных основах" (Санкт-Петербург, 1879 - 80; магистерская диссертация). Основным фактом душевной жизни Грота считает так называемый психический оборот, который слагается из четырех моментов: момент объективной восприимчивости, момент субъективной восприимчивости, момент субъективно-деятельный и момент объективно-деятельный. Чувствования представляются продуктом субъективной оценки ощущений и соответствуют второму моменту этого оборота. Те же психологические взгляды Грот положил в основу своей попытки реформировать логику в сочинении "К вопросу о реформе логики, опыт новой теории умственных процессов". (Лейпциг, 1882, докторская диссертация). Логика должна быть строго теоретической наукой о познании. В этом смысле он отличается от теории искусства познания. Умственные процессы, составляя специальный вид психических оборотов, сводятся к пяти первоначальным видам движения: ассоциация, диссоциация, дизассоциация, дезинтеграция и дифференциация. Вместе с тем Грот начинает понемногу приходить к положительным взглядам на философию, которые выразились в следующих работах Грота: "Дж. Бруно и пантеизм" (Одесса, 1885); "Задачи философии в связи с учением Дж. Бруно" (там же, 1885); "Значение чувства в познании и деятельности человека" (Москва, 1889). Чувства перерабатываются в понятия, а это и составляет сущность философского познания. Философия не сливается ни с искусством, как ранее думал Грот ("Отношение философии к науке и искусству", Киев, 1883), ни с наукой; она - синтез всех данных человеческого сознания. Научным элементом в философии является метафизика. Стараясь перевести в понятия схваченные чувством высшие идеалы и цели, метафизика составляет общую основу и общий метод философии. Метафизика есть наука, которая стремится умозрительно определить абсолютно достоверные и обязательные - не только для нашего ума, но и для объективной деятельности качественные отношения явлений опыта, внутреннего и внешнего ("Что такое метафизика?" в "Вопросах философии", 1890, кн. 2). Таким образом Грот пришел к признанию за метафизикой научного значения. Критерием истинного познания должен быть закон однообразия природы, который выводится исключительно из анализа наших собственных состояний ("К вопросу о критериях истины", "Русское Богатство", 1883, 4 - 6). Совершенно новой форме дуализма, которую можно назвать монодуализмом, учит Грота в "О душе в связи с современным учением о силе" (Одесса, 1886). Убеждение старой психологии в познаваемости духовной субстанции, ее основных сил и свойств вполне правильно. Ошибка метафизической психологии - только в том предположении, будто духовную субстанцию можно познать a priori. Опытная психология должна вести к познанию самого существа, духовных сил ("Жизненные задачи психологии", в "Вопросах философии", 1890, кн. 4). Точка зрения монодуализма применяется Гротом и к вопросу о свободе воли ("Критика понятия свободы воли в связи с понятием причинности", М., 1889); "La causalite et la conservation de l'energie dans le domaine de l'activite psychique" в "Compte rendu du Congres international de psychologie physiologique", premiere session, П., 1890). Тут ясно сказывается на Гроте влияние Шопенгауэра, которому посвящена особая статья: "О значении философии Шопенгауэра" ("Труды московского психологического общества", вып. I, М., 1888). Считая этические вопросы особенно близкими уму и сердцу русского человека и ожидая от русской философии нового слова, именно в области этики, Грот сосредоточил в последнее время свои интересы на вопросах нравственности, которым посвятил несколько статей в московском философском журнале 1892 г. Настоящее благо личности - в ее отречении от своей животной обособленности, в сознании себя звеном и воплощением общего, целого, вечного. В осуществлении этого сознания и лежит то счастье и блаженство, которое составляет истинное основание нравственного поведения человека, а стало быть, и его нравственного долга. Перечень других работ Грота и разборов его сочинений см. в очерке Колубовского (прил. к перев. "Истории новой философии" Ибервег-Гейнце). Благодаря энергичной деятельности Грота, московское психологическое общество оживилось, и заседания его стали привлекать многочисленную публику. Общество стало издавать "Труды", а с 1889 г. под редакцией Грота стали выходить "Вопросы философии и психологии". В них он поместил свои работы о времени. Брат Константин Я. Грот издал сборник статей покойного: "Философия и ее общие задачи" (Санкт-Петербург, 1909) и книгу "Николай Яковлевич Грот в очерках, воспоминаниях и письмах товарищей, учеников, друзей и почитателей" (Санкт-Петербург, 1911).

Источник: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

Грот Николай Яковлевич 

[18(30).4.1852, Хельсинки, - 23.5(4.6). 1899], русский философ-идеалист. Сын Я. К. Грота. Профессор Московского университета (с 1886), председатель Московского психологического общества, первый редактор журнала «Вопросы философии и психологии» (с 1889). Г. эволюционировал от позитивистского отрицания философии («Отношение философии к науке и искусству», 1883) к попыткам создать самостоятельную систему, используя для этого, в частности, элементы философии Дж. Бруно, И. Канта, А. Шопенгауэра и Э. Гартмана. Ранние психологические работы Г. («Психология чувствований...», 1879-80) обнаруживают влияние рефлекторной теории И. М. Сеченова. В дальнейшем Г. стремился построить учение о взаимодействии психических и материальных процессов, вводя понятие психической энергии, что сближает его концепцию с энергетизмом В. Оствальда. Г. стремился доказать бытие бога, выступив одним из предшественников веховства (см. «Вехи») и богоискательства.

Соч.: Основные моменты в развитии новой философии, М., 1894; Джордано Бруно и пантеизм. Од., 1885; Философия и ее общие задачи. Сб. ст., СПБ. 1904.

Лит.: Николай Яковлевич Грот..., СПБ, 1911 (имеется библ.).

П. С. Шкуринов.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978. 

Книги

Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"