Электронная библиотека Руниверс > Авторы

Вагнер Владимир Александрович

Краткая библиографическая справка


Вагнер, Владимир Александрович

— русский зоолог и психолог; род. в 1849 г., окончил курс на юридическом и физико-математическом факультетах Московского университета, затем посетил Ю России для научных исследований, работал на севастопольской биологической станции, а затем и в Неаполе, Виллафранке и других заграничных станциях; в 1889 г. магистр, в 1899 г. доктор зоологии СПб. университета. Научная деятельность В. касается физиологии, биологии и систематики некоторых групп беспозвоночных животных и в особенности пауков. Впоследствии В. обратился вполне к исследованию области зоопсихологии, почти не затронутой до сих пор натуралистами, причем он начал применять эволюционный метод. Результатом этих исследований явились две выдающиеся монографии: "Городская ласточка" и "L'industrie des Araneina", положившие основу к новому способу исследования и рассматриванию психобиологических вопросов.

Н. Н. А.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

ВАГНЕР Владимир Александрович

[17(29).3.1849, Москва, — 8.3.1934, Ленинград], биолог-дарвинист, психолог и педагог, основоположник сравнит, психологии в России. Окончил юрид. (1874) и физ.-мат. (естеств. отделение, 1882) ф-ты Моск. ун-та, дер зоологии (1899). Приват-доцент Моск. (1895—1905) и Петерб. (1906—17) ун-тов. Одноврем. директор Петерб. коммерч. уч-ща (1904—17), проф. и вице-през. Психоневрологич. ин-та (1907—17), проф. Пед. академии (1907—15). В 1917—31 возглавлял кафедру сравнит, психологии в Ленингр. ун-те.

В. разработал объективный («биологический») метод исследования поведения животных, психику к-рых рассматривал как продукт длит. эволюции. Систематизировал огромный фактич. материал, связанный с изучением инстинктов. Считал, что инстинктивные и «разумные» формы поведения животных восходят к рефлексам, но не могут быть к ним сведены. Обоснованный В. эволюц. подход к становлению и развитию «психических способностей» позволил проследить качеств, и количеств, характеристики психики в филогенезе, установить генетич. связь отд. ступеней эволюции.

В. был сторонником широкого распространения естеств.-науч. образования. В ср. школе считал необходимым расширять межпредметные связи, был сторонником комплексного метода преподавания на всех этапах обучения. Читал лекции по биологии и методике преподавания естествознания на Моск. пед. курсах, сотрудничал в журналах «Природа» и «Естествознание в школе». Был одним из организаторов Об-ва распространения естеств.-ист. образования (1907), основателем Музея эволюции нервной системы и психики при Ин-те мозга. Соч.: Методы естествознания в науке и школе, М., 1893; Биол. основания сравнит, психологии, т. 1 — 2, СПБ, 1910 —13; Биопсихология и смежные науки, П., 1923; Природа и школьник, М. -Л., 1926; Возникновение и развитие психич. способностей, в. 1—9, Л., 1924—29.

Лит.: Рогинский Г. 3., В. А. Вагнер, СП, 1940, № 1; П е т p о в с к и й А. В., История сов. психологии. М., 1967.

А. В. Петровский.

Книги

Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"