Электронная библиотека Руниверс > Авторы

Смирнов Сергей Константинович

Краткая библиографическая справка


Смирнов, Сергей Константинович
— ректор и профессор Московской духовной академии, известный церковно-исторический писатель; род. в Москве 5 сентября 1818 г. Его отец, учитель Вифанской семинарии при митрополите Платоне, по словам М. П. Погодина, выделялся своими проповедями и знанием русской истории. Получив хорошее домашнее воспитание, С. успешно окончил курс Московского духовного училища, затем семинарии (1834—40 г.) и поступил в Московскую духовную академию. Здесь на младшем курсе он поднес свое стихотворение наследнику-цесаревичу (25 мая 1841 г.) при посещении им Лавры (Московские Ведомости, № 43), а на старшем курсе, под влиянием лекций проф. философии прот. Ф. А. Голубинского, напечатал свои две первые работы: "Нечто об идеях Платона" (Москвитянин, 1843 г., ч. IV) и "История учения древних о метемпсихозе" (ib., 1844 г., ч. II). Окончив в 1844 г. курс академии третьим магистром богословия, он, как один из лучших ее воспитанников, остался при ней в звании бакалавра по кафедрам русской гражданской истории и греческого языка. С этого времени начинается ученая и педагогическая деятельность С. В 1845 г. он получил степень магистра за свое курсовое соч.: "Предызображение Господа нашего Иисуса Христа и церкви Его в Ветхом Завете" (М., 1852 г.). В 1854 г. С. был определен секретарем комитета по изданию Творений св. отцов, а со следующего года начал преподавать, кроме того, историю русского раскола и полемики против него в миссионерском отделении. В 1857 г. он сделался экстраординарным профессором, а в 1859 — ординарным. Все свои довольно сложные обязанности он исполнял до 1870 г., — времени преобразования академии, когда по новому уставу нужно было выбрать для преподавания один предмет. Он выбрал греческий язык с литературой, а другие его предметы были отнесены к особым кафедрам. Секретарем редакционного комитета он оставался до 1871 г., и еще годом раньше был избран инспектором академии. Ввиду требования устава 1869 г. иметь ординарному профессору степень доктора богословия, он в 1873 г. защитил диссертацию богословско-филологического характера: "Филологические замечания о языке новозаветном в сличении с классическим при чтении послания апостола Павла к Ефесеям" (М., 1873 г., Описание диспута в Московских Ведомостях, № 270). В следующем году избран в помощники ректора по церковно-практическому отделению. В 1878 г. назначен ректором академии, принял священство с возведением в сан протоиерея и, вместе с тем, сделался (по должности) председателем совета и правления академии. В 1879 г. был возобновлен после семилетнего перерыва комитет по изданию творений св. отцов, и С. сделался председателем его. Академический журнал, издаваемый этим комитетом, "Творения св. отцев" с "Прибавлениями" много обязан ему, как сотруднику и главному руководителю. Наконец, несмотря на свою хлопотливую административную деятельность, он все время не переставал читать лекции по греческому языку и словесности и только в 1884 г., с введением нового устава, он, как ректор, должен был выбрать какой-нибудь богословский предмет и выбрал св. Писание Нового Завета, а также оставил упраздненную этим уставом должность помощника ректора по церковно-практическому отделению. В 1886 г. С. К. вследствие упадка сил был уволен по прошению от службы, поселился в Сергиевском посаде, продолжая заниматься учеными трудами, а 16 февраля 1889 г. умер и похоронен в Троицкой Лавре, согласно завещанию, около могилы ректора академии проф. А. В. Горского, с которым у него было много общего.

С. был выдающимся профессором, благодаря как богатым природным способностям, так и большой эрудиции, широте взгляда и опытности, приобретенным во время свыше сорокалетней учено-педагогической деятельности. Он значительно улучшил положение тех предметов, которые преподавал. По поручению обер-прокурора св. Синода гр. Н. А. Протасова, им был составлен учебник русской истории, доведенный до царствования Петра Вел., оставшийся в рукописи, между прочим, за смертью Протасова. Равным образом, он сумел несколько оживить и сделать более полезным преподавание греческого языка. Он не ограничивался переводами и прохождением по необходимости сухой грамматики, а ввел, постепенно с 1845 г., преподавание истории литературы и древностей и вообще при чтении авторов, наряду с филологическим комментированием, не забывал и исторического в широком смысле слова. Стоя на высоте положения, как профессор, С. К., вместе с тем, далеко не был черствым человеком и формалистом в отношениях к сослуживцам и слушателям. На то, что он понимал нужды той школы, в которой он сам учился и так долго учил других, указывают те учреждения, которые возникли при его содействии. Так, он был одним из инициаторов Братства преподобного Сергия для вспомоществования нуждающимся студентам и воспитанникам Моск. духовной академии, основанного в 1880 г., которое в следующем году имело уже свыше 13000 руб. капитала и воспитывало на свои средства около половины всех студентов.

Богатая учено-литературная деятельность С. К., начавшаяся на ученической скамье в 1843 г., прекратилась с его смертью. Его главные труды относятся, прежде всего, к русской церковной и отчасти гражданской истории, затем к богословию и филологии. Их можно разбить на несколько групп. К первой группе работ — по истории русской церкви — относятся: 1) "История Московской Славяно-греко-латинской Академии" (М., 55 г., 428 стр., раньше в "Прибавлениях к Творениям св. Отцев", 52 г., XI, 62—94; 53 г., XII, 129—74, 259—96, 419—597; 54 г. XIII, 136—194). О достоинствах этого труда можно судить как по присуждению автору половины Демидовской премии, так и по многочисленным сочувственным отзывам в печати; рецензии: Известия И. Ак. Наук, т. IV, вып. ІV — отзыв Срезневского; 26 присуждение Демид. наград, 57 г., 169—76 — отз. еп. Филарета; Библиотека для Чт., т. СХХХІІІ, № 9, отд. V, 1—14; Отеч. Зап., т. С., № 6; Соврем., т. LIII, № 8; Сев. Пчела, № 196; СПб. Вед. № 121; Моск. Вед., Литер. Отд., № 45. Эта же книга не прошла бесследно и в иностранной печати. 2) "История Троицкой Лаврской семинарии" (М., 67 г., 586 стр., раньше в Прибавлении к Твор., 61 г., XX, 497—618; 62 г., XXI, 387—442, 493—568; 63 г., XXII, 393—462, 495—636; 64 г., ХХIII, 205—44) — труд, удостоенный Уваровской премии; рец.: П. Н. Пекарского — XI прис. Увар. наград, 68 г., 58—64; М. И. Сухомлинова — Журн. Мин. Н. Пр., 68 г., ч. 137, отд. II, 602—18. 3) "История Московской духовной Академии до ее преобразования, 1814—70 г." (М., 79 г., 632 стр.) — удостоена Уваровской премии (рец. в отчете о 23-м присужд. наград гр. Уварова). Эти труды обнимают собою в общих чертах целый двухсотлетний период духовного просвещения в России, которое исходило из Москвы. К той же группе принадлежат: 4) "Историческое описание Саввина Сторожевского монастыря" (М., 46 г., 3-е изд. 77 г.; рец.: Моск. Вед. 60 г., № 230); 5) "Крестный ход из Троицкой Лавры по случаю холеры" (Моск. Вед. 48 г., № 121); 6) "Отзывы иностранцев XVI и ХVII века о Троицкой Сергиевой Лавре" (ib. 49 г. № 145); 7) "О предисловии к житию преп. Сергия, писанном келарем Симоном Азарьиным" (Временник И. Моск. Общ. Истории и Др., X, отд. IV, 1—13); 8) "Церковно-исторический месяцеслов Троицкой Лавры" (М. 50 г.; 2-е изд. 54 г.); 9) "Историческое описание Махрищского монастыря" (М. 51 г.); 10) "О значении русского духовенства, как сословия государственного, с XIV до конца XVII в." (Моск. Вед. 51 г., № 51, 106—7); 11) "Дела благотворительности Троицкой Лавры" (ib. 52 г., № 39); 12) "Краткий очерк истории Московской синодальной типографии" (ib. 53 г., № 152—3); 13) "Покровский Хотьков девичий монастырь" (М. 54 г., 5-е изд. 80 г.); 14) "О церковном благословении и венчании брака против новоженов" (Прибавл. к творениям св. отцев, 58 г., XVII, 204—82); 15) "По поводу мнения о месте погребения расколоучителя диакона Феодора" (Моск. Вед. 59 г., № 58); 16) "Сербского попа Юрия Крижанича опровержение Соловецкой челобитной" (Прибавл. к Твор. св. отцев 60 г., XIX, 503—85); 17) "Нечто о древнем Стромынском монастыре" (Архив историческ. и практич. сведений Калачова, 60 г., III, отд. V); 18) "Преподобный Сильвестр игумен, Обнорский чудотворец" (Душеполезное Чтение 61 г., XI, 229—69; отдельно М. 84 г.); 19) "Профессор Московской духовной академии прот. П. С. Делицын" (Прибавл. к Творен. 63 г., XXII, 684—95 и отдельно); 20) "Четыре письма Св. Дмитрия Ростовского", перев. с латинск. (Душеп. Чт. 64 г., V, 1—4); 21) "Указатель к обозрению Гефсиманского скита" (М. 66 г., 7-ое изд. 74 г.); 22) "Учитель Троицкой семинарии В. М. Дроздов" (Соврем. Летоп. Моск. Вед. 67 г. № 44); 23) "Из воспоминаний Филарета, митр. Моск." (Правосл. Обозр. 68 г., № 8, 507—42); 24) "Спасовифанский монастырь" (М. 69, предсм. изд. 89 г.); 25) "Письма митроп. Моск. Платона к преосвященным Амвросию и Августину, с перев. латин. писем и с примеч." (Правосл. Обозр. 69 г., №№ 5, 6, 8, 9, 11; 70 г. №№ 7, 8, 10); 26) "О чудотворной иконе Богоматери в пещерном храме Гефсиманского скита" (М. 70 г., 7-е изд. 75 г.); 27) "Открытие древних надгробных надписей в Троицкой Сергиевой Лавре" (Труды I археологического съезда в Москве, 71 г., II); 28) "Преподобный Афанасий Высоцкий" (Душепол. Чт. 74 г., IX); 29) "Протоиерей А. В. Горский". Некролог (Моск. Вед. 75 г. № 265—6); 30) "Воспоминания о покойном ректоре Московской духовной академии, прот. А. В. Горском" (Православн. Обозрение, 76 г., XI, 461—91, также в "Годичном акте Московской духовной Академии", М. 77 г.); 31) "Путеводитель от Москвы до Троицкой Сергиевой Лавры" (М. 82 г.); 32) "Письма Филарета, митр. Московского, к А. В. Горскому", с примеч. (Приб. к Творен. 82 г., XXIX, XXX); 33) "Письма Филарета, митрополита Московского, к Филарету, впоследствии архиеп. Черниговскому", с примеч. (Прибавл. к Твор. 83 г., XXXI; 84 г., ХХХIII); 34) "Письма Филарета, архиеп. Черниговского, к А. В. Горскому", с примеч. (іb. 83 г., XXXI; 84 г. ХХХIIІ; 85 г. ч. XXXVI); 35) "Дневник А. В. Горского", с прим. (ib. 84 г., XXXIV; 85 г. XXXV); 36) "Ученики преподобного Сергия Радонежского" (Душеп. Чт. 85 г. VIII); 37) "Письма Филарета, митр. Моск., к наместнику Троицкой Сергиевой Лавры архим. Афанасию" (Приб. к Твор. 86 г., ХХХVIII); 38) "Профессор Московской духовной Академии И. Д. Мансветов". Некролог. (ib. 86 г., XXVII); 39) "Письма Имп. Павла Петровича и других высочайших особ к митрополиту Платону", с прим. (Русск. Архив 87 г., V — VII); 40) "Нечто о древнем Симеоновском монастыре, приписанном к Троицкой Лавре" (Чтения Имп. Моск. Общ. Истории и Др. 83 г., I); 41) "Автобиография Платона, митрополита Московского", с пред. и прим. (Душеп. Чт. 87 г., VIII и IX, отдельно, М. 87 г.).

Вторую группу составляют работы С. по русской гражданской истории: 1) "Путешествие по России барона Гакстгаузена", перевод (Моск. Вед. 48 г. № 138, 146, 155—6; 49 г. № 1, 4, 5, 53—4, 81—2); 2) "Краткие исторические сведения о моровых язвах в России" (ib. 48 г., №№ 98, 101); 3) "Сказания русских летописцев о начале Москвы и свидетельства иностранных писателей XV и XVI века о ее состоянии" (ib. № 124—5); 4) "Нравственный характер и образ жизни русских XV и XVI века по свидетельству писателей иностранных" (ib. 49 г. № 88—9); 5) "Тимошка Анкудинов". Из Олеария. Перев. (ib. № 90—1); 6) "Боярин и воевода князь Димитрий Михайлович Пожарский" (Отечеств. Записки, 49 г., LXVII, кн. 12; отдельно М. 52 г.); 7) "Иноземные врачи в России при царе Михаиле Феодоровиче" (М. В. № 140—1); 8) "О посольстве Ильи Данилова Милославского и дьяка Леонтия Лазаревского в Турцию в 1643 г.", исслед. (Временник И. Моск. Общ. Истории, 50 г., VI, отд. I, 13—58); 9) "Пятьдесят второй год в летописях русской истории" (Моск. Вед. 52 г., № 27); 10) "Древнерусский взгляд на турок и Царьград" (ib. 54 г., 33); 11) "Мнение маршала Мармона об отношении России к Турции". Пер. с франц. (ib. № 51); 12) "Правая грамота царя Алексея Михайловича Тр. Сергиеву монастырю на владение деревнею Ильинскою", с пред. (Чтения в И. Моск. Общ. Ист. и Др. 58 г., кн. II отд. V, 115—34); 13) "Об авторе рукописи: Русское государство в XVII в." (М. B. 59 г. № 83); 14) "Посещение Троицкой Сергиевой Лавры Имп. Елисаветою Петровною" (ib. 61 г., № 99); 15) "Один из питомцев Сперанского — Вас. Потапьевич Знаменский" (Русск. Вестн. 66 г. кн. I, 312—41); 16) "Дневник Корба". Перев., с пред. (ib. № 4, 734—70; № 12, 500—31); 17) "Цензурная ведомость 1786—1788 г." с пред. ХVIIІ век, изд. П. Бартенева, т. I, 425—52.

К третьей группе работ С. по всеобщей истории (гражданской, церковной и археологии), можно отнести след.: 1) "Об училищах на западе Европы с VI до IX в. по P. X.," Из Озонама, перев. (Москвитянин 50 г., ч. IV, кн. 8); 2) "Несториане. Из путешествия доктора Грэна по Востоку" (ib. 51 г., ч. II); 3) "Препод. Кассиана Римлянина сказания о подвижниках его времени". Перев. (Душеп. Чт. 60 г., VII и IX); 4) "Немецкие сектанты за Кавказом" (Русск. Вестн. 65 г., V, 230—57); 5) "Кандия. Историч. очерк." (ib. 67 г., III, 341—69); 6) "Sortes sanctorum" (Прав. Обозр. 76 г., XI, 605—10).

К четвертой группе, богословию, относятся: 1) Магистерская и отчасти докторская диссертации. 2) "Св. Иустин мученик и философ" (Приб. к Твор. св. Отц., 49 г., VIII, 404—29); 3) "Десять поучений первого русского доктора богословия, игумена Палладия Роговского", с пред. и прим. (ib. 83 г., ч. XXXII); 4) "Апологетика св. мученика Иустина философа" (Душеп. Чт. 88 г., VI и VII); 5) Проповеди его и речи (соединим их вместе) которые, по отзывам современников, пользовались успехом. Многие из них остались ненапечатанными, а из напечатанных можно назвать: а) Слово в день преп. Сергия (Приб. к Твор. св. Отц. 63 г., XXII), b) Слово пред гробом почившего первосвят. Москвы, митр. Макария (ib. 82 г., XXX), с) Слово и речь в М. д. академии при воспоминании столетней годовщины рождения Филарета, митр. М. (ib. 83 г., XXXI), d) Слово, сказанное при погребении проф. М. д. ак. И. Д. Мансветова (ib. 86 г., XXXVII) и друг. — К философскому отделу можно причислить: 1) "Нечто об идеях Платона" и "История метемпсихоза у древних", о которых сказано выше; 2) "Вступительная философская лекция В. И. Кутневича" (перев. с латин., Приб. к творен. св. Отцев, 64 г., XXIII) и 3) "Протоиерей Федор Александрович Голубинский", биографический очерк (М. 55 г.). Более важны филологические работы С., в частности по греческому новозаветному языку, который составлял одну из его специальностей и до него был мало исследован, что и увеличивает ценность этих работ. Сюда, кроме его докторской диссертации, относятся: 1) "Константин Экономос и сочинение его о сродстве славяно-русского яз. с эллинским" (актовая речь, помещ. в "Годичном акте в М. дух. академии 1 окт. 73 г."), 2) "Терминология Отцев Церкви в учении о Боге" (Приб. к Твор. 85 г., XXXV) и 3) "Особенности греческого яз. новозаветного" (ib. 86 г., ХХХVIII). Наконец, следует упомянуть еще о некоторых незначительных произведениях С. Это: 1) те, которые относятся к хронике академической жизни, напр., "Празднование 50-летия Моск. духовн. академии" (Моск. Вед. 64 г. № 220 и в юбилейном "Сборнике"), "Кончина и погребение высокопреосв. Макария, митроп. Московск." (Приб. к Твор. 82 г., XXX), "Высочайшее посещение Троицкой Сергиевой Лавры и Московской духовной академии 22 мая 83 г." (ib. 83 г., XXXII) и др.; и 2) поэтические опыты С., сведения о которых довольно скудны. С. начал писать стихи с ранних лет, но всегда только между делом и не придавал им серьезного значения. Напечатано только несколько его стихотворений, приноровленных к какому-нибудь торжественному случаю. Так, напр., в 1856 г. (как и в 1841) написано им стихотворение: "На Высочайшее пришествие в св.-Тр. Лавру Их Имп. Величеств" (в его "Истории М. духовной академии", 624—8). Судя по печатным образцам, стихи С. можно признать только посредственными.

Некрологи: 1) Журн. Мин. Нар. Пр. 1889 г. ч. 262, апр., отд. IV, 31—3; 2) Церковн. Ведом. № 9, 244—8; 3) Историч. Вестник, XXXVI, апр., 252; 4) Моск. Ведом. и др. — Д. Д. Языков. Учено-литературные труды С. К. С. (Историч. Вестн. 1889 г., XXXVII, авг., 365—71). — (Корсунский Ив.). Протоиерей С. К. С., бывший ректор Моск. духовной Академии (М. 1889). — С. К. Смирнов, История Моск. дух. Академии. — Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, XXX, 535, — О. Бодянский, Объяснение. Смешал ли? (Чтен. Общ. Ист. и Др. Рос. 59 г., І, 103—4). — Н. Барсуков, Жизнь и труды М. П. Погодина. І, 21; VI, 345. — В. Межов, Русская историческая библиография за 1865—76 г. вкл. (І, 3512; II, 18641, 18658, 18666, 19518, 24466; IIІ, 27494, 29333, 29545—6, 34914; V, 53358; VI, 57942, 61136), за 1855 г. (изд 61 г.) № 537 и за др. годы. — Его же, Литература русск. истории за 1859—64 г., № 2016, 2188. — В. Межов, Роспись книг, продающихся в кн. магаз. И. И. Глазунова (№ 1638, 2325); І прибавл., № 10631, 10767; III приб. № 1032, 1046, 2534; IV приб. № 322, 344; V приб. № 750). — С. Белокуров, Указатель ко всем периодич. изданиям Общества Истор. и Др. Рос... за 1815—83 г. (№ 2, 369, 1289, 1310, 1364, 1908, 2383), то же за 1888—94 г., № 71. Тот же указатель И. Забелина. — Указат. статей, помещ. в неоф. части. Журн. М. Нар. Пр. с 1867 по 91 г. (№ 374, 4225, 6197, 6525). — Указатель к издан. Акад. Наук по 1872 г. (№ 2880, 2931). — Систематический указатель содержания "Историч. Вестника" за 1880—9 г. (№ 1755—6).

А. Купалов

Словарь Половцова

Книги

Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"