Смирнов Сергей Константинович
Краткая библиографическая справка
Смирнов, Сергей Константинович
— ректор и профессор Московской духовной академии, известный церковно-исторический писатель; род. в Москве 5 сентября 1818 г. Его отец, учитель Вифанской семинарии при митрополите Платоне, по словам М. П. Погодина, выделялся своими проповедями и знанием русской истории. Получив хорошее домашнее воспитание, С. успешно окончил курс Московского духовного училища, затем семинарии (1834—40 г.) и поступил в Московскую духовную академию. Здесь на младшем курсе он поднес свое стихотворение наследнику-цесаревичу (25 мая 1841 г.) при посещении им Лавры (Московские Ведомости, № 43), а на старшем курсе, под влиянием лекций проф. философии прот. Ф. А. Голубинского, напечатал свои две первые работы: "Нечто об идеях Платона" (Москвитянин, 1843 г., ч. IV) и "История учения древних о метемпсихозе" (ib., 1844 г., ч. II). Окончив в 1844 г. курс академии третьим магистром богословия, он, как один из лучших ее воспитанников, остался при ней в звании бакалавра по кафедрам русской гражданской истории и греческого языка. С этого времени начинается ученая и педагогическая деятельность С. В 1845 г. он получил степень магистра за свое курсовое соч.: "Предызображение Господа нашего Иисуса Христа и церкви Его в Ветхом Завете" (М., 1852 г.). В 1854 г. С. был определен секретарем комитета по изданию Творений св. отцов, а со следующего года начал преподавать, кроме того, историю русского раскола и полемики против него в миссионерском отделении. В 1857 г. он сделался экстраординарным профессором, а в 1859 — ординарным. Все свои довольно сложные обязанности он исполнял до 1870 г., — времени преобразования академии, когда по новому уставу нужно было выбрать для преподавания один предмет. Он выбрал греческий язык с литературой, а другие его предметы были отнесены к особым кафедрам. Секретарем редакционного комитета он оставался до 1871 г., и еще годом раньше был избран инспектором академии. Ввиду требования устава 1869 г. иметь ординарному профессору степень доктора богословия, он в 1873 г. защитил диссертацию богословско-филологического характера: "Филологические замечания о языке новозаветном в сличении с классическим при чтении послания апостола Павла к Ефесеям" (М., 1873 г., Описание диспута в Московских Ведомостях, № 270). В следующем году избран в помощники ректора по церковно-практическому отделению. В 1878 г. назначен ректором академии, принял священство с возведением в сан протоиерея и, вместе с тем, сделался (по должности) председателем совета и правления академии. В 1879 г. был возобновлен после семилетнего перерыва комитет по изданию творений св. отцов, и С. сделался председателем его. Академический журнал, издаваемый этим комитетом, "Творения св. отцев" с "Прибавлениями" много обязан ему, как сотруднику и главному руководителю. Наконец, несмотря на свою хлопотливую административную деятельность, он все время не переставал читать лекции по греческому языку и словесности и только в 1884 г., с введением нового устава, он, как ректор, должен был выбрать какой-нибудь богословский предмет и выбрал св. Писание Нового Завета, а также оставил упраздненную этим уставом должность помощника ректора по церковно-практическому отделению. В 1886 г. С. К. вследствие упадка сил был уволен по прошению от службы, поселился в Сергиевском посаде, продолжая заниматься учеными трудами, а 16 февраля 1889 г. умер и похоронен в Троицкой Лавре, согласно завещанию, около могилы ректора академии проф. А. В. Горского, с которым у него было много общего.
С. был выдающимся профессором, благодаря как богатым природным способностям, так и большой эрудиции, широте взгляда и опытности, приобретенным во время свыше сорокалетней учено-педагогической деятельности. Он значительно улучшил положение тех предметов, которые преподавал. По поручению обер-прокурора св. Синода гр. Н. А. Протасова, им был составлен учебник русской истории, доведенный до царствования Петра Вел., оставшийся в рукописи, между прочим, за смертью Протасова. Равным образом, он сумел несколько оживить и сделать более полезным преподавание греческого языка. Он не ограничивался переводами и прохождением по необходимости сухой грамматики, а ввел, постепенно с 1845 г., преподавание истории литературы и древностей и вообще при чтении авторов, наряду с филологическим комментированием, не забывал и исторического в широком смысле слова. Стоя на высоте положения, как профессор, С. К., вместе с тем, далеко не был черствым человеком и формалистом в отношениях к сослуживцам и слушателям. На то, что он понимал нужды той школы, в которой он сам учился и так долго учил других, указывают те учреждения, которые возникли при его содействии. Так, он был одним из инициаторов Братства преподобного Сергия для вспомоществования нуждающимся студентам и воспитанникам Моск. духовной академии, основанного в 1880 г., которое в следующем году имело уже свыше 13000 руб. капитала и воспитывало на свои средства около половины всех студентов.
Богатая учено-литературная деятельность С. К., начавшаяся на ученической скамье в 1843 г., прекратилась с его смертью. Его главные труды относятся, прежде всего, к русской церковной и отчасти гражданской истории, затем к богословию и филологии. Их можно разбить на несколько групп. К первой группе работ — по истории русской церкви — относятся: 1) "История Московской Славяно-греко-латинской Академии" (М., 55 г., 428 стр., раньше в "Прибавлениях к Творениям св. Отцев", 52 г., XI, 62—94; 53 г., XII, 129—74, 259—96, 419—597; 54 г. XIII, 136—194). О достоинствах этого труда можно судить как по присуждению автору половины Демидовской премии, так и по многочисленным сочувственным отзывам в печати; рецензии: Известия И. Ак. Наук, т. IV, вып. ІV — отзыв Срезневского; 26 присуждение Демид. наград, 57 г., 169—76 — отз. еп. Филарета; Библиотека для Чт., т. СХХХІІІ, № 9, отд. V, 1—14; Отеч. Зап., т. С., № 6; Соврем., т. LIII, № 8; Сев. Пчела, № 196; СПб. Вед. № 121; Моск. Вед., Литер. Отд., № 45. Эта же книга не прошла бесследно и в иностранной печати. 2) "История Троицкой Лаврской семинарии" (М., 67 г., 586 стр., раньше в Прибавлении к Твор., 61 г., XX, 497—618; 62 г., XXI, 387—442, 493—568; 63 г., XXII, 393—462, 495—636; 64 г., ХХIII, 205—44) — труд, удостоенный Уваровской премии; рец.: П. Н. Пекарского — XI прис. Увар. наград, 68 г., 58—64; М. И. Сухомлинова — Журн. Мин. Н. Пр., 68 г., ч. 137, отд. II, 602—18. 3) "История Московской духовной Академии до ее преобразования, 1814—70 г." (М., 79 г., 632 стр.) — удостоена Уваровской премии (рец. в отчете о 23-м присужд. наград гр. Уварова). Эти труды обнимают собою в общих чертах целый двухсотлетний период духовного просвещения в России, которое исходило из Москвы. К той же группе принадлежат: 4) "Историческое описание Саввина Сторожевского монастыря" (М., 46 г., 3-е изд. 77 г.; рец.: Моск. Вед. 60 г., № 230); 5) "Крестный ход из Троицкой Лавры по случаю холеры" (Моск. Вед. 48 г., № 121); 6) "Отзывы иностранцев XVI и ХVII века о Троицкой Сергиевой Лавре" (ib. 49 г. № 145); 7) "О предисловии к житию преп. Сергия, писанном келарем Симоном Азарьиным" (Временник И. Моск. Общ. Истории и Др., X, отд. IV, 1—13); 8) "Церковно-исторический месяцеслов Троицкой Лавры" (М. 50 г.; 2-е изд. 54 г.); 9) "Историческое описание Махрищского монастыря" (М. 51 г.); 10) "О значении русского духовенства, как сословия государственного, с XIV до конца XVII в." (Моск. Вед. 51 г., № 51, 106—7); 11) "Дела благотворительности Троицкой Лавры" (ib. 52 г., № 39); 12) "Краткий очерк истории Московской синодальной типографии" (ib. 53 г., № 152—3); 13) "Покровский Хотьков девичий монастырь" (М. 54 г., 5-е изд. 80 г.); 14) "О церковном благословении и венчании брака против новоженов" (Прибавл. к творениям св. отцев, 58 г., XVII, 204—82); 15) "По поводу мнения о месте погребения расколоучителя диакона Феодора" (Моск. Вед. 59 г., № 58); 16) "Сербского попа Юрия Крижанича опровержение Соловецкой челобитной" (Прибавл. к Твор. св. отцев 60 г., XIX, 503—85); 17) "Нечто о древнем Стромынском монастыре" (Архив историческ. и практич. сведений Калачова, 60 г., III, отд. V); 18) "Преподобный Сильвестр игумен, Обнорский чудотворец" (Душеполезное Чтение 61 г., XI, 229—69; отдельно М. 84 г.); 19) "Профессор Московской духовной академии прот. П. С. Делицын" (Прибавл. к Творен. 63 г., XXII, 684—95 и отдельно); 20) "Четыре письма Св. Дмитрия Ростовского", перев. с латинск. (Душеп. Чт. 64 г., V, 1—4); 21) "Указатель к обозрению Гефсиманского скита" (М. 66 г., 7-ое изд. 74 г.); 22) "Учитель Троицкой семинарии В. М. Дроздов" (Соврем. Летоп. Моск. Вед. 67 г. № 44); 23) "Из воспоминаний Филарета, митр. Моск." (Правосл. Обозр. 68 г., № 8, 507—42); 24) "Спасовифанский монастырь" (М. 69, предсм. изд. 89 г.); 25) "Письма митроп. Моск. Платона к преосвященным Амвросию и Августину, с перев. латин. писем и с примеч." (Правосл. Обозр. 69 г., №№ 5, 6, 8, 9, 11; 70 г. №№ 7, 8, 10); 26) "О чудотворной иконе Богоматери в пещерном храме Гефсиманского скита" (М. 70 г., 7-е изд. 75 г.); 27) "Открытие древних надгробных надписей в Троицкой Сергиевой Лавре" (Труды I археологического съезда в Москве, 71 г., II); 28) "Преподобный Афанасий Высоцкий" (Душепол. Чт. 74 г., IX); 29) "Протоиерей А. В. Горский". Некролог (Моск. Вед. 75 г. № 265—6); 30) "Воспоминания о покойном ректоре Московской духовной академии, прот. А. В. Горском" (Православн. Обозрение, 76 г., XI, 461—91, также в "Годичном акте Московской духовной Академии", М. 77 г.); 31) "Путеводитель от Москвы до Троицкой Сергиевой Лавры" (М. 82 г.); 32) "Письма Филарета, митр. Московского, к А. В. Горскому", с примеч. (Приб. к Творен. 82 г., XXIX, XXX); 33) "Письма Филарета, митрополита Московского, к Филарету, впоследствии архиеп. Черниговскому", с примеч. (Прибавл. к Твор. 83 г., XXXI; 84 г., ХХХIII); 34) "Письма Филарета, архиеп. Черниговского, к А. В. Горскому", с примеч. (іb. 83 г., XXXI; 84 г. ХХХIIІ; 85 г. ч. XXXVI); 35) "Дневник А. В. Горского", с прим. (ib. 84 г., XXXIV; 85 г. XXXV); 36) "Ученики преподобного Сергия Радонежского" (Душеп. Чт. 85 г. VIII); 37) "Письма Филарета, митр. Моск., к наместнику Троицкой Сергиевой Лавры архим. Афанасию" (Приб. к Твор. 86 г., ХХХVIII); 38) "Профессор Московской духовной Академии И. Д. Мансветов". Некролог. (ib. 86 г., XXVII); 39) "Письма Имп. Павла Петровича и других высочайших особ к митрополиту Платону", с прим. (Русск. Архив 87 г., V — VII); 40) "Нечто о древнем Симеоновском монастыре, приписанном к Троицкой Лавре" (Чтения Имп. Моск. Общ. Истории и Др. 83 г., I); 41) "Автобиография Платона, митрополита Московского", с пред. и прим. (Душеп. Чт. 87 г., VIII и IX, отдельно, М. 87 г.).
Вторую группу составляют работы С. по русской гражданской истории: 1) "Путешествие по России барона Гакстгаузена", перевод (Моск. Вед. 48 г. № 138, 146, 155—6; 49 г. № 1, 4, 5, 53—4, 81—2); 2) "Краткие исторические сведения о моровых язвах в России" (ib. 48 г., №№ 98, 101); 3) "Сказания русских летописцев о начале Москвы и свидетельства иностранных писателей XV и XVI века о ее состоянии" (ib. № 124—5); 4) "Нравственный характер и образ жизни русских XV и XVI века по свидетельству писателей иностранных" (ib. 49 г. № 88—9); 5) "Тимошка Анкудинов". Из Олеария. Перев. (ib. № 90—1); 6) "Боярин и воевода князь Димитрий Михайлович Пожарский" (Отечеств. Записки, 49 г., LXVII, кн. 12; отдельно М. 52 г.); 7) "Иноземные врачи в России при царе Михаиле Феодоровиче" (М. В. № 140—1); 8) "О посольстве Ильи Данилова Милославского и дьяка Леонтия Лазаревского в Турцию в 1643 г.", исслед. (Временник И. Моск. Общ. Истории, 50 г., VI, отд. I, 13—58); 9) "Пятьдесят второй год в летописях русской истории" (Моск. Вед. 52 г., № 27); 10) "Древнерусский взгляд на турок и Царьград" (ib. 54 г., 33); 11) "Мнение маршала Мармона об отношении России к Турции". Пер. с франц. (ib. № 51); 12) "Правая грамота царя Алексея Михайловича Тр. Сергиеву монастырю на владение деревнею Ильинскою", с пред. (Чтения в И. Моск. Общ. Ист. и Др. 58 г., кн. II отд. V, 115—34); 13) "Об авторе рукописи: Русское государство в XVII в." (М. B. 59 г. № 83); 14) "Посещение Троицкой Сергиевой Лавры Имп. Елисаветою Петровною" (ib. 61 г., № 99); 15) "Один из питомцев Сперанского — Вас. Потапьевич Знаменский" (Русск. Вестн. 66 г. кн. I, 312—41); 16) "Дневник Корба". Перев., с пред. (ib. № 4, 734—70; № 12, 500—31); 17) "Цензурная ведомость 1786—1788 г." с пред. ХVIIІ век, изд. П. Бартенева, т. I, 425—52.
К третьей группе работ С. по всеобщей истории (гражданской, церковной и археологии), можно отнести след.: 1) "Об училищах на западе Европы с VI до IX в. по P. X.," Из Озонама, перев. (Москвитянин 50 г., ч. IV, кн. 8); 2) "Несториане. Из путешествия доктора Грэна по Востоку" (ib. 51 г., ч. II); 3) "Препод. Кассиана Римлянина сказания о подвижниках его времени". Перев. (Душеп. Чт. 60 г., VII и IX); 4) "Немецкие сектанты за Кавказом" (Русск. Вестн. 65 г., V, 230—57); 5) "Кандия. Историч. очерк." (ib. 67 г., III, 341—69); 6) "Sortes sanctorum" (Прав. Обозр. 76 г., XI, 605—10).
К четвертой группе, богословию, относятся: 1) Магистерская и отчасти докторская диссертации. 2) "Св. Иустин мученик и философ" (Приб. к Твор. св. Отц., 49 г., VIII, 404—29); 3) "Десять поучений первого русского доктора богословия, игумена Палладия Роговского", с пред. и прим. (ib. 83 г., ч. XXXII); 4) "Апологетика св. мученика Иустина философа" (Душеп. Чт. 88 г., VI и VII); 5) Проповеди его и речи (соединим их вместе) которые, по отзывам современников, пользовались успехом. Многие из них остались ненапечатанными, а из напечатанных можно назвать: а) Слово в день преп. Сергия (Приб. к Твор. св. Отц. 63 г., XXII), b) Слово пред гробом почившего первосвят. Москвы, митр. Макария (ib. 82 г., XXX), с) Слово и речь в М. д. академии при воспоминании столетней годовщины рождения Филарета, митр. М. (ib. 83 г., XXXI), d) Слово, сказанное при погребении проф. М. д. ак. И. Д. Мансветова (ib. 86 г., XXXVII) и друг. — К философскому отделу можно причислить: 1) "Нечто об идеях Платона" и "История метемпсихоза у древних", о которых сказано выше; 2) "Вступительная философская лекция В. И. Кутневича" (перев. с латин., Приб. к творен. св. Отцев, 64 г., XXIII) и 3) "Протоиерей Федор Александрович Голубинский", биографический очерк (М. 55 г.). Более важны филологические работы С., в частности по греческому новозаветному языку, который составлял одну из его специальностей и до него был мало исследован, что и увеличивает ценность этих работ. Сюда, кроме его докторской диссертации, относятся: 1) "Константин Экономос и сочинение его о сродстве славяно-русского яз. с эллинским" (актовая речь, помещ. в "Годичном акте в М. дух. академии 1 окт. 73 г."), 2) "Терминология Отцев Церкви в учении о Боге" (Приб. к Твор. 85 г., XXXV) и 3) "Особенности греческого яз. новозаветного" (ib. 86 г., ХХХVIII). Наконец, следует упомянуть еще о некоторых незначительных произведениях С. Это: 1) те, которые относятся к хронике академической жизни, напр., "Празднование 50-летия Моск. духовн. академии" (Моск. Вед. 64 г. № 220 и в юбилейном "Сборнике"), "Кончина и погребение высокопреосв. Макария, митроп. Московск." (Приб. к Твор. 82 г., XXX), "Высочайшее посещение Троицкой Сергиевой Лавры и Московской духовной академии 22 мая 83 г." (ib. 83 г., XXXII) и др.; и 2) поэтические опыты С., сведения о которых довольно скудны. С. начал писать стихи с ранних лет, но всегда только между делом и не придавал им серьезного значения. Напечатано только несколько его стихотворений, приноровленных к какому-нибудь торжественному случаю. Так, напр., в 1856 г. (как и в 1841) написано им стихотворение: "На Высочайшее пришествие в св.-Тр. Лавру Их Имп. Величеств" (в его "Истории М. духовной академии", 624—8). Судя по печатным образцам, стихи С. можно признать только посредственными.
Некрологи: 1) Журн. Мин. Нар. Пр. 1889 г. ч. 262, апр., отд. IV, 31—3; 2) Церковн. Ведом. № 9, 244—8; 3) Историч. Вестник, XXXVI, апр., 252; 4) Моск. Ведом. и др. — Д. Д. Языков. Учено-литературные труды С. К. С. (Историч. Вестн. 1889 г., XXXVII, авг., 365—71). — (Корсунский Ив.). Протоиерей С. К. С., бывший ректор Моск. духовной Академии (М. 1889). — С. К. Смирнов, История Моск. дух. Академии. — Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, XXX, 535, — О. Бодянский, Объяснение. Смешал ли? (Чтен. Общ. Ист. и Др. Рос. 59 г., І, 103—4). — Н. Барсуков, Жизнь и труды М. П. Погодина. І, 21; VI, 345. — В. Межов, Русская историческая библиография за 1865—76 г. вкл. (І, 3512; II, 18641, 18658, 18666, 19518, 24466; IIІ, 27494, 29333, 29545—6, 34914; V, 53358; VI, 57942, 61136), за 1855 г. (изд 61 г.) № 537 и за др. годы. — Его же, Литература русск. истории за 1859—64 г., № 2016, 2188. — В. Межов, Роспись книг, продающихся в кн. магаз. И. И. Глазунова (№ 1638, 2325); І прибавл., № 10631, 10767; III приб. № 1032, 1046, 2534; IV приб. № 322, 344; V приб. № 750). — С. Белокуров, Указатель ко всем периодич. изданиям Общества Истор. и Др. Рос... за 1815—83 г. (№ 2, 369, 1289, 1310, 1364, 1908, 2383), то же за 1888—94 г., № 71. Тот же указатель И. Забелина. — Указат. статей, помещ. в неоф. части. Журн. М. Нар. Пр. с 1867 по 91 г. (№ 374, 4225, 6197, 6525). — Указатель к издан. Акад. Наук по 1872 г. (№ 2880, 2931). — Систематический указатель содержания "Историч. Вестника" за 1880—9 г. (№ 1755—6).
А. Купалов
— ректор и профессор Московской духовной академии, известный церковно-исторический писатель; род. в Москве 5 сентября 1818 г. Его отец, учитель Вифанской семинарии при митрополите Платоне, по словам М. П. Погодина, выделялся своими проповедями и знанием русской истории. Получив хорошее домашнее воспитание, С. успешно окончил курс Московского духовного училища, затем семинарии (1834—40 г.) и поступил в Московскую духовную академию. Здесь на младшем курсе он поднес свое стихотворение наследнику-цесаревичу (25 мая 1841 г.) при посещении им Лавры (Московские Ведомости, № 43), а на старшем курсе, под влиянием лекций проф. философии прот. Ф. А. Голубинского, напечатал свои две первые работы: "Нечто об идеях Платона" (Москвитянин, 1843 г., ч. IV) и "История учения древних о метемпсихозе" (ib., 1844 г., ч. II). Окончив в 1844 г. курс академии третьим магистром богословия, он, как один из лучших ее воспитанников, остался при ней в звании бакалавра по кафедрам русской гражданской истории и греческого языка. С этого времени начинается ученая и педагогическая деятельность С. В 1845 г. он получил степень магистра за свое курсовое соч.: "Предызображение Господа нашего Иисуса Христа и церкви Его в Ветхом Завете" (М., 1852 г.). В 1854 г. С. был определен секретарем комитета по изданию Творений св. отцов, а со следующего года начал преподавать, кроме того, историю русского раскола и полемики против него в миссионерском отделении. В 1857 г. он сделался экстраординарным профессором, а в 1859 — ординарным. Все свои довольно сложные обязанности он исполнял до 1870 г., — времени преобразования академии, когда по новому уставу нужно было выбрать для преподавания один предмет. Он выбрал греческий язык с литературой, а другие его предметы были отнесены к особым кафедрам. Секретарем редакционного комитета он оставался до 1871 г., и еще годом раньше был избран инспектором академии. Ввиду требования устава 1869 г. иметь ординарному профессору степень доктора богословия, он в 1873 г. защитил диссертацию богословско-филологического характера: "Филологические замечания о языке новозаветном в сличении с классическим при чтении послания апостола Павла к Ефесеям" (М., 1873 г., Описание диспута в Московских Ведомостях, № 270). В следующем году избран в помощники ректора по церковно-практическому отделению. В 1878 г. назначен ректором академии, принял священство с возведением в сан протоиерея и, вместе с тем, сделался (по должности) председателем совета и правления академии. В 1879 г. был возобновлен после семилетнего перерыва комитет по изданию творений св. отцов, и С. сделался председателем его. Академический журнал, издаваемый этим комитетом, "Творения св. отцев" с "Прибавлениями" много обязан ему, как сотруднику и главному руководителю. Наконец, несмотря на свою хлопотливую административную деятельность, он все время не переставал читать лекции по греческому языку и словесности и только в 1884 г., с введением нового устава, он, как ректор, должен был выбрать какой-нибудь богословский предмет и выбрал св. Писание Нового Завета, а также оставил упраздненную этим уставом должность помощника ректора по церковно-практическому отделению. В 1886 г. С. К. вследствие упадка сил был уволен по прошению от службы, поселился в Сергиевском посаде, продолжая заниматься учеными трудами, а 16 февраля 1889 г. умер и похоронен в Троицкой Лавре, согласно завещанию, около могилы ректора академии проф. А. В. Горского, с которым у него было много общего.
С. был выдающимся профессором, благодаря как богатым природным способностям, так и большой эрудиции, широте взгляда и опытности, приобретенным во время свыше сорокалетней учено-педагогической деятельности. Он значительно улучшил положение тех предметов, которые преподавал. По поручению обер-прокурора св. Синода гр. Н. А. Протасова, им был составлен учебник русской истории, доведенный до царствования Петра Вел., оставшийся в рукописи, между прочим, за смертью Протасова. Равным образом, он сумел несколько оживить и сделать более полезным преподавание греческого языка. Он не ограничивался переводами и прохождением по необходимости сухой грамматики, а ввел, постепенно с 1845 г., преподавание истории литературы и древностей и вообще при чтении авторов, наряду с филологическим комментированием, не забывал и исторического в широком смысле слова. Стоя на высоте положения, как профессор, С. К., вместе с тем, далеко не был черствым человеком и формалистом в отношениях к сослуживцам и слушателям. На то, что он понимал нужды той школы, в которой он сам учился и так долго учил других, указывают те учреждения, которые возникли при его содействии. Так, он был одним из инициаторов Братства преподобного Сергия для вспомоществования нуждающимся студентам и воспитанникам Моск. духовной академии, основанного в 1880 г., которое в следующем году имело уже свыше 13000 руб. капитала и воспитывало на свои средства около половины всех студентов.
Богатая учено-литературная деятельность С. К., начавшаяся на ученической скамье в 1843 г., прекратилась с его смертью. Его главные труды относятся, прежде всего, к русской церковной и отчасти гражданской истории, затем к богословию и филологии. Их можно разбить на несколько групп. К первой группе работ — по истории русской церкви — относятся: 1) "История Московской Славяно-греко-латинской Академии" (М., 55 г., 428 стр., раньше в "Прибавлениях к Творениям св. Отцев", 52 г., XI, 62—94; 53 г., XII, 129—74, 259—96, 419—597; 54 г. XIII, 136—194). О достоинствах этого труда можно судить как по присуждению автору половины Демидовской премии, так и по многочисленным сочувственным отзывам в печати; рецензии: Известия И. Ак. Наук, т. IV, вып. ІV — отзыв Срезневского; 26 присуждение Демид. наград, 57 г., 169—76 — отз. еп. Филарета; Библиотека для Чт., т. СХХХІІІ, № 9, отд. V, 1—14; Отеч. Зап., т. С., № 6; Соврем., т. LIII, № 8; Сев. Пчела, № 196; СПб. Вед. № 121; Моск. Вед., Литер. Отд., № 45. Эта же книга не прошла бесследно и в иностранной печати. 2) "История Троицкой Лаврской семинарии" (М., 67 г., 586 стр., раньше в Прибавлении к Твор., 61 г., XX, 497—618; 62 г., XXI, 387—442, 493—568; 63 г., XXII, 393—462, 495—636; 64 г., ХХIII, 205—44) — труд, удостоенный Уваровской премии; рец.: П. Н. Пекарского — XI прис. Увар. наград, 68 г., 58—64; М. И. Сухомлинова — Журн. Мин. Н. Пр., 68 г., ч. 137, отд. II, 602—18. 3) "История Московской духовной Академии до ее преобразования, 1814—70 г." (М., 79 г., 632 стр.) — удостоена Уваровской премии (рец. в отчете о 23-м присужд. наград гр. Уварова). Эти труды обнимают собою в общих чертах целый двухсотлетний период духовного просвещения в России, которое исходило из Москвы. К той же группе принадлежат: 4) "Историческое описание Саввина Сторожевского монастыря" (М., 46 г., 3-е изд. 77 г.; рец.: Моск. Вед. 60 г., № 230); 5) "Крестный ход из Троицкой Лавры по случаю холеры" (Моск. Вед. 48 г., № 121); 6) "Отзывы иностранцев XVI и ХVII века о Троицкой Сергиевой Лавре" (ib. 49 г. № 145); 7) "О предисловии к житию преп. Сергия, писанном келарем Симоном Азарьиным" (Временник И. Моск. Общ. Истории и Др., X, отд. IV, 1—13); 8) "Церковно-исторический месяцеслов Троицкой Лавры" (М. 50 г.; 2-е изд. 54 г.); 9) "Историческое описание Махрищского монастыря" (М. 51 г.); 10) "О значении русского духовенства, как сословия государственного, с XIV до конца XVII в." (Моск. Вед. 51 г., № 51, 106—7); 11) "Дела благотворительности Троицкой Лавры" (ib. 52 г., № 39); 12) "Краткий очерк истории Московской синодальной типографии" (ib. 53 г., № 152—3); 13) "Покровский Хотьков девичий монастырь" (М. 54 г., 5-е изд. 80 г.); 14) "О церковном благословении и венчании брака против новоженов" (Прибавл. к творениям св. отцев, 58 г., XVII, 204—82); 15) "По поводу мнения о месте погребения расколоучителя диакона Феодора" (Моск. Вед. 59 г., № 58); 16) "Сербского попа Юрия Крижанича опровержение Соловецкой челобитной" (Прибавл. к Твор. св. отцев 60 г., XIX, 503—85); 17) "Нечто о древнем Стромынском монастыре" (Архив историческ. и практич. сведений Калачова, 60 г., III, отд. V); 18) "Преподобный Сильвестр игумен, Обнорский чудотворец" (Душеполезное Чтение 61 г., XI, 229—69; отдельно М. 84 г.); 19) "Профессор Московской духовной академии прот. П. С. Делицын" (Прибавл. к Творен. 63 г., XXII, 684—95 и отдельно); 20) "Четыре письма Св. Дмитрия Ростовского", перев. с латинск. (Душеп. Чт. 64 г., V, 1—4); 21) "Указатель к обозрению Гефсиманского скита" (М. 66 г., 7-ое изд. 74 г.); 22) "Учитель Троицкой семинарии В. М. Дроздов" (Соврем. Летоп. Моск. Вед. 67 г. № 44); 23) "Из воспоминаний Филарета, митр. Моск." (Правосл. Обозр. 68 г., № 8, 507—42); 24) "Спасовифанский монастырь" (М. 69, предсм. изд. 89 г.); 25) "Письма митроп. Моск. Платона к преосвященным Амвросию и Августину, с перев. латин. писем и с примеч." (Правосл. Обозр. 69 г., №№ 5, 6, 8, 9, 11; 70 г. №№ 7, 8, 10); 26) "О чудотворной иконе Богоматери в пещерном храме Гефсиманского скита" (М. 70 г., 7-е изд. 75 г.); 27) "Открытие древних надгробных надписей в Троицкой Сергиевой Лавре" (Труды I археологического съезда в Москве, 71 г., II); 28) "Преподобный Афанасий Высоцкий" (Душепол. Чт. 74 г., IX); 29) "Протоиерей А. В. Горский". Некролог (Моск. Вед. 75 г. № 265—6); 30) "Воспоминания о покойном ректоре Московской духовной академии, прот. А. В. Горском" (Православн. Обозрение, 76 г., XI, 461—91, также в "Годичном акте Московской духовной Академии", М. 77 г.); 31) "Путеводитель от Москвы до Троицкой Сергиевой Лавры" (М. 82 г.); 32) "Письма Филарета, митр. Московского, к А. В. Горскому", с примеч. (Приб. к Творен. 82 г., XXIX, XXX); 33) "Письма Филарета, митрополита Московского, к Филарету, впоследствии архиеп. Черниговскому", с примеч. (Прибавл. к Твор. 83 г., XXXI; 84 г., ХХХIII); 34) "Письма Филарета, архиеп. Черниговского, к А. В. Горскому", с примеч. (іb. 83 г., XXXI; 84 г. ХХХIIІ; 85 г. ч. XXXVI); 35) "Дневник А. В. Горского", с прим. (ib. 84 г., XXXIV; 85 г. XXXV); 36) "Ученики преподобного Сергия Радонежского" (Душеп. Чт. 85 г. VIII); 37) "Письма Филарета, митр. Моск., к наместнику Троицкой Сергиевой Лавры архим. Афанасию" (Приб. к Твор. 86 г., ХХХVIII); 38) "Профессор Московской духовной Академии И. Д. Мансветов". Некролог. (ib. 86 г., XXVII); 39) "Письма Имп. Павла Петровича и других высочайших особ к митрополиту Платону", с прим. (Русск. Архив 87 г., V — VII); 40) "Нечто о древнем Симеоновском монастыре, приписанном к Троицкой Лавре" (Чтения Имп. Моск. Общ. Истории и Др. 83 г., I); 41) "Автобиография Платона, митрополита Московского", с пред. и прим. (Душеп. Чт. 87 г., VIII и IX, отдельно, М. 87 г.).
Вторую группу составляют работы С. по русской гражданской истории: 1) "Путешествие по России барона Гакстгаузена", перевод (Моск. Вед. 48 г. № 138, 146, 155—6; 49 г. № 1, 4, 5, 53—4, 81—2); 2) "Краткие исторические сведения о моровых язвах в России" (ib. 48 г., №№ 98, 101); 3) "Сказания русских летописцев о начале Москвы и свидетельства иностранных писателей XV и XVI века о ее состоянии" (ib. № 124—5); 4) "Нравственный характер и образ жизни русских XV и XVI века по свидетельству писателей иностранных" (ib. 49 г. № 88—9); 5) "Тимошка Анкудинов". Из Олеария. Перев. (ib. № 90—1); 6) "Боярин и воевода князь Димитрий Михайлович Пожарский" (Отечеств. Записки, 49 г., LXVII, кн. 12; отдельно М. 52 г.); 7) "Иноземные врачи в России при царе Михаиле Феодоровиче" (М. В. № 140—1); 8) "О посольстве Ильи Данилова Милославского и дьяка Леонтия Лазаревского в Турцию в 1643 г.", исслед. (Временник И. Моск. Общ. Истории, 50 г., VI, отд. I, 13—58); 9) "Пятьдесят второй год в летописях русской истории" (Моск. Вед. 52 г., № 27); 10) "Древнерусский взгляд на турок и Царьград" (ib. 54 г., 33); 11) "Мнение маршала Мармона об отношении России к Турции". Пер. с франц. (ib. № 51); 12) "Правая грамота царя Алексея Михайловича Тр. Сергиеву монастырю на владение деревнею Ильинскою", с пред. (Чтения в И. Моск. Общ. Ист. и Др. 58 г., кн. II отд. V, 115—34); 13) "Об авторе рукописи: Русское государство в XVII в." (М. B. 59 г. № 83); 14) "Посещение Троицкой Сергиевой Лавры Имп. Елисаветою Петровною" (ib. 61 г., № 99); 15) "Один из питомцев Сперанского — Вас. Потапьевич Знаменский" (Русск. Вестн. 66 г. кн. I, 312—41); 16) "Дневник Корба". Перев., с пред. (ib. № 4, 734—70; № 12, 500—31); 17) "Цензурная ведомость 1786—1788 г." с пред. ХVIIІ век, изд. П. Бартенева, т. I, 425—52.
К третьей группе работ С. по всеобщей истории (гражданской, церковной и археологии), можно отнести след.: 1) "Об училищах на западе Европы с VI до IX в. по P. X.," Из Озонама, перев. (Москвитянин 50 г., ч. IV, кн. 8); 2) "Несториане. Из путешествия доктора Грэна по Востоку" (ib. 51 г., ч. II); 3) "Препод. Кассиана Римлянина сказания о подвижниках его времени". Перев. (Душеп. Чт. 60 г., VII и IX); 4) "Немецкие сектанты за Кавказом" (Русск. Вестн. 65 г., V, 230—57); 5) "Кандия. Историч. очерк." (ib. 67 г., III, 341—69); 6) "Sortes sanctorum" (Прав. Обозр. 76 г., XI, 605—10).
К четвертой группе, богословию, относятся: 1) Магистерская и отчасти докторская диссертации. 2) "Св. Иустин мученик и философ" (Приб. к Твор. св. Отц., 49 г., VIII, 404—29); 3) "Десять поучений первого русского доктора богословия, игумена Палладия Роговского", с пред. и прим. (ib. 83 г., ч. XXXII); 4) "Апологетика св. мученика Иустина философа" (Душеп. Чт. 88 г., VI и VII); 5) Проповеди его и речи (соединим их вместе) которые, по отзывам современников, пользовались успехом. Многие из них остались ненапечатанными, а из напечатанных можно назвать: а) Слово в день преп. Сергия (Приб. к Твор. св. Отц. 63 г., XXII), b) Слово пред гробом почившего первосвят. Москвы, митр. Макария (ib. 82 г., XXX), с) Слово и речь в М. д. академии при воспоминании столетней годовщины рождения Филарета, митр. М. (ib. 83 г., XXXI), d) Слово, сказанное при погребении проф. М. д. ак. И. Д. Мансветова (ib. 86 г., XXXVII) и друг. — К философскому отделу можно причислить: 1) "Нечто об идеях Платона" и "История метемпсихоза у древних", о которых сказано выше; 2) "Вступительная философская лекция В. И. Кутневича" (перев. с латин., Приб. к творен. св. Отцев, 64 г., XXIII) и 3) "Протоиерей Федор Александрович Голубинский", биографический очерк (М. 55 г.). Более важны филологические работы С., в частности по греческому новозаветному языку, который составлял одну из его специальностей и до него был мало исследован, что и увеличивает ценность этих работ. Сюда, кроме его докторской диссертации, относятся: 1) "Константин Экономос и сочинение его о сродстве славяно-русского яз. с эллинским" (актовая речь, помещ. в "Годичном акте в М. дух. академии 1 окт. 73 г."), 2) "Терминология Отцев Церкви в учении о Боге" (Приб. к Твор. 85 г., XXXV) и 3) "Особенности греческого яз. новозаветного" (ib. 86 г., ХХХVIII). Наконец, следует упомянуть еще о некоторых незначительных произведениях С. Это: 1) те, которые относятся к хронике академической жизни, напр., "Празднование 50-летия Моск. духовн. академии" (Моск. Вед. 64 г. № 220 и в юбилейном "Сборнике"), "Кончина и погребение высокопреосв. Макария, митроп. Московск." (Приб. к Твор. 82 г., XXX), "Высочайшее посещение Троицкой Сергиевой Лавры и Московской духовной академии 22 мая 83 г." (ib. 83 г., XXXII) и др.; и 2) поэтические опыты С., сведения о которых довольно скудны. С. начал писать стихи с ранних лет, но всегда только между делом и не придавал им серьезного значения. Напечатано только несколько его стихотворений, приноровленных к какому-нибудь торжественному случаю. Так, напр., в 1856 г. (как и в 1841) написано им стихотворение: "На Высочайшее пришествие в св.-Тр. Лавру Их Имп. Величеств" (в его "Истории М. духовной академии", 624—8). Судя по печатным образцам, стихи С. можно признать только посредственными.
Некрологи: 1) Журн. Мин. Нар. Пр. 1889 г. ч. 262, апр., отд. IV, 31—3; 2) Церковн. Ведом. № 9, 244—8; 3) Историч. Вестник, XXXVI, апр., 252; 4) Моск. Ведом. и др. — Д. Д. Языков. Учено-литературные труды С. К. С. (Историч. Вестн. 1889 г., XXXVII, авг., 365—71). — (Корсунский Ив.). Протоиерей С. К. С., бывший ректор Моск. духовной Академии (М. 1889). — С. К. Смирнов, История Моск. дух. Академии. — Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, XXX, 535, — О. Бодянский, Объяснение. Смешал ли? (Чтен. Общ. Ист. и Др. Рос. 59 г., І, 103—4). — Н. Барсуков, Жизнь и труды М. П. Погодина. І, 21; VI, 345. — В. Межов, Русская историческая библиография за 1865—76 г. вкл. (І, 3512; II, 18641, 18658, 18666, 19518, 24466; IIІ, 27494, 29333, 29545—6, 34914; V, 53358; VI, 57942, 61136), за 1855 г. (изд 61 г.) № 537 и за др. годы. — Его же, Литература русск. истории за 1859—64 г., № 2016, 2188. — В. Межов, Роспись книг, продающихся в кн. магаз. И. И. Глазунова (№ 1638, 2325); І прибавл., № 10631, 10767; III приб. № 1032, 1046, 2534; IV приб. № 322, 344; V приб. № 750). — С. Белокуров, Указатель ко всем периодич. изданиям Общества Истор. и Др. Рос... за 1815—83 г. (№ 2, 369, 1289, 1310, 1364, 1908, 2383), то же за 1888—94 г., № 71. Тот же указатель И. Забелина. — Указат. статей, помещ. в неоф. части. Журн. М. Нар. Пр. с 1867 по 91 г. (№ 374, 4225, 6197, 6525). — Указатель к издан. Акад. Наук по 1872 г. (№ 2880, 2931). — Систематический указатель содержания "Историч. Вестника" за 1880—9 г. (№ 1755—6).
А. Купалов
Словарь Половцова