Электронная библиотека Руниверс > Авторы

Некрасов Николай Алексеевич

Краткая библиографическая справка

Некрасов Николай Алексеевич


Родился в селе Синьки Балтского уезда Подольской губернии. Согласно архивным данным, род Некрасова восходит к дворянину Якову Матвееву (умер около 1740). Детство Некрасова прошло в родовом имении селе Грешневе Ярославской губернии близ Волги. Уже в 6-7 лет сочинял стихи. Дружил с крестьянскими детьми. Осенью 1832 года поступил в первый класс ярославской гимназии, где вскоре, по собственным словам, ударился во фразерство, начал почитывать журналы… писал сатиры на товарищей и предпочитал занятиям игру на биллиарде». Из-за хронической неуспеваемости, а также нежелания отца вносить вовремя плату за обучение, вышел из гимназии в 1837 году, не окончив 5-го класса.

В июле 1838 г. Некрасов отправился в Петербург, рассчитывая начать печататься и поступить в университет. Однако существенные пробелы в образовании помешали ему в июле 1839 г. успешно сдать экзамены на факультет восточных языков, а год спустя на юридический факультет, а необходимость борьбы за выживание не позволила сколько-нибудь систематически посещать университет в качестве вольнослушателя. Скудные и разноречивые сведения, в том числе автобиографические, о пребывании Некрасова в Петербурге в 1838 – 1840 гг. рисуют картины нищеты, порой до жизни на подаяние, на копейки за написание писем для неграмотных, впроголодь, часто в ночлежках и «петербургских углах». Иногда Некрасов зарабатывал репетиторством, иногда сочинял «стишки забавные», которые сам печатал «на листочках» и сам же продавал. Но склонный к богемной жизни, Некрасов еще в 1839 г. был вхож в литературные и журналистские круги. В неоконченном автобиографическом романе «Жизнь и похождения Тихона Тростникова» Некрасов описал обстановку собственных мытарств первых лет жизни в столице и, возможно, некоторые лично им пережитые злоключения.

Первый поэтический сборник Некрасова «Мечты и звуки» успеха не имел. Здесь Некрасов еще всецело оставался в рамках усредненного поэтического канона эпохи, который сложился под влиянием Жуковского, Пушкина, Лермонтова и был популяризован Бенедиктовым. Неуспех сборника заставил Некрасова обратиться к новым средствам поэтической выразительности, прежде всего – к антиромантической пародии. Стихотворное сатирическое обозрение «Провинциальный подьячий в Петербурге – первое произведение, отмеченное одобрительным отзывом Белинского.

К 1840 г. Некрасов познакомился с И. И. Панаевым, Д. В. Григоровичем, А. Ф. Кони. По совету последнего начал писать прозу, в том числе повесть о чиновнике-дельце «Макар Осипович Случайный». В 1840 г. в связи с переходом «Литературной газеты» под редакцию Кони Некрасов становится его основным помощником, а с 1844 г. – негласным редактором газеты. Из номера в номер Некрасов печатал огромное количество рецензий, юмористических заметок, стихотворных пародий, сатирических миниатюр, фельетонов. Сотрудничал также в «Пантеоне», «Отечественных записках», «Русском инвалиде». Кроме того, Некрасов, по его собственным словам, «писал отзывы о книгах, ничего о них не зная», был «поставщиком» у В. И. Полякова, «писал азбуки, сказки по его заказу» и всего «в несколько лет исполнил до двухсот печатных листов журнальной работы анонимно или под разными псевдонимами».

Кони ввел Некрасова в театральные круги. На сцене Александринского театра с успехом шли его водевили «Шила в мешке не утаишь – девушки под замком не удержишь», «Утро в редакции», «Актер». Значительный сценический успех выпал на долю мелодрамы «Материнское благословение, или Бедность и честь», продержавшейся в столичном и провинциальном репертуаре коло ста лет.

В это время Некрасов писал стихи исключительно в жанре фельетонов или «обозрений», снискавших ему некоторую известность, например «Говорун». В них под видом «водевильной болтовни» в стилистике «чиновничьего сказа», включающей иронические цитаты, пародийный контекст, разнообразные «снижения», постепенно закладывался новаторский стих Некрасова, формировался новый образ поэта, в чьем облике черты жуирующего чиновника неуклонно вытеснялись чертами разночинца, горожанина-бедняка, с болью и надрывом воспринимающего действительность. К 1844 г. Некрасов выбрался из бедности главным образом благодаря начатой им издательской деятельности. Практическое чутье позволило ему воспользоваться конъюнктурой литературного рынка с растущим числом читателей.

Исключительную роль в личностном и творческом становлении Некрасова сыграло его знакомство с Белинским, состоявшееся, вероятно, в 1840 – 1841 гг. и вскоре перешедшее в дружбу с оттенком наставничества Белинского, который к тому времени разглядел талант Некрасова как журналиста. Гражданский темперамент и литературно-эстетические установки Белинского сильно повлияли на замысел совместно изданных ими альманахов «Физиология Петербурга» и «Петербургский сборник», в которых участвовали Д. В. Григорович, И. И. Панаев, А. И. Герцен, В. И. Даль, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский. Эти альманахи, составившие «эпоху», стали яркой манифестацией натуральной школы, привлекли внимание публики, а также властей.

Начало своей подлинно оригинальной поэтической работы Некрасов позднее датировал серединой 40-х годов. В стихах этого времени явился неповторимый «голос» Некрасова: сочетание «рыдающих» поэтических интонаций с жесткой зоркостью социально-психологического зрения, распространяемой и на самого себя, вплоть до самобичевания.

В начале 1846 г. в результате переговоров Некрасова, Белинского, Герцена и др. было решено издавать журнал, развивающий принципы натуральной школы. В итоге в основном на средства Панаева был взят в аренду журнал «Современник», который выходил в Петербурге до 1866 г. Издателями были Панаев и Некрасов. Некрасов, понимавший, что дни больного Белинского сочтены, не захотел связывать себя материальными обязательствами перед будущими наследниками и, назначив Белинскому высокий гонорар, в «пае» тем не менее отказал, несмотря на то, что в портфель нового журнала Белинский передал все рукописи, которые собрал для замышлявшегося им собственного альманаха «Левиафан». Глубоко задетый поступком Некрасова, Белинский все же не отказался сотрудничать в «Современнике». (Позднейшее впечатление Т. Н. Грановского о Некрасове: в Некрасове «много отталкивающего, но раз стал он… читать стихи свои, и я был поражен неприятным противоречием между мелким торгашом и глубоко и горько чувствующим поэтом».)

Занятый журналом, Некрасов во второй половине 40-х годов написал всего несколько стихотворений, которые вместе с тем раскрывали настоящие возможности его таланта. Стихотворение «Огородник» и «Тройка» (1846), впитавшие дух и образность народной поэзии, впечатления от песен А. В. Кольцова, отличались «новым тоном стиха» и вскоре сами вошли в русский песенный фольклор. Стихотворение «Еду ли ночью по улице темной» (1847) – свидетельство зрелости Некрасова как поэта Петербурга, с его жестокими «мещанскими драмами» – относится к числу стихотворений, особенно глубоко потрясших современников. Стихотворение «Вчерашний день часу в шестом» (1848) соединило мрачный облик столицы с темой «страданий народных» в ставшем хрестоматийным уподоблении музы поэта крестьянке, наказываемой на Сенной.

Во второй половине 40-х годов гражданской женой Некрасова стала Панаева, совместная жизнь с которой длилась до 1863 г. Обращенные к Панаевой стихи, так называемый «панаевский цикл», – одна из лучших страниц русской любовной лирики.

На всех этапах поэтической работы Некрасова ее качественной особенностью оставалась авторефлексия, своего рода неусыпный самоконтроль. Свой «суровый, неуклюжий стих» он вырабатывал совершенно целенаправленно. Волевой и рационалистический «выбор» не меньше, чем темперамент или эмоциональная впечатлительность, определял тематику и социально-дидактическую тональность таких стихотворений Некрасова первой половины 1850-х годов, как цикл «На улице» (1850) с его упором на дисгармоничность общественного устройства и ключевым для некрасовской поэтики признанием «мерещится мне всюду драма»; «За городом» (1852), «Филантроп» (1853), «Отрывки из путевых заметок графа Гаранского» (1853). Некрасов не только дистанцировался от недостижимой и неактуальной в 50-е годы гармоничности пушкинской поэзии – он заявил о своей приверженности иному, разночинскому складу мышления.

С начала 50-х годов быт Некрасова, налаженный по-барски приобрел устоявшиеся формы. Живя постоянно в Петербурге, часть весны и лета Некрасов проводил на даче в Парголове, в Ярославле, в имениях отца – с. Алешунине (Владимирская губерния) и Грешневе, гостил у Тургенева в Спасском. С юности большое место в жизни Некрасова занимали карты. Став в 1854 г. членом Английского клуба, где он накоротке общался со многими сановниками, Некрасов не только узнавал новости и в частном порядке улаживал неприятности, постоянно грозившие «Современнику», но и вел – как правило, удачную – крупную игру, которая способствовала упрочению его благосостояния. В 70-х годах А. Ф. Кони вспоминал: «Некрасов в устном рассказе, довольно беспощадным к самому себе… раскрыл передо мною болезненную психологию человека, одержимого страстью к игре… неодолимо влекущую его на эту рискованную борьбу между счастьем и опытом, увлечением и выдержкой, запальчивостью и хладнокровием, где главную роль играет не выигрыш, не приобретение, а своеобразное сознание своего превосходства и упоение победы».

Совокупность слухов и обстоятельств, связанных с именем Некрасова, создала ему в некоторых либеральных кругах репутацию своекорыстного и безнравственного человека. Психологически более объемным было суждение Анненкова: «…никто яснее Некрасова не видел собственных проступков и прегрешений и никто не следовал так постоянно по раз выбранному пути, хотя бы и осужденному его современниками».

В поэме «Саша» (1856) Некрасов отказывается от «музы мести и печали» и преобладавшей у него до сих пор «отрицательной» интонации. Занятая поэтом отстраненная позиция повествователя обеспечила ему возможность объемного («исторического») зрения, которое отныне станет существенным свойством его поэтики. В «Саше» оно сказалось в мощно и мажорно написанной картине крестьянской России, уже предвосхищающей в Некрасове поэта национальной значимости.

Исключительный успех имел сборник Некрасова «Стихотворения» (1856). По многочисленным свидетельствам современников, такого успеха не знал ни один поэт со времен Пушкина. Книгу открывало стихотворение «Поэт и гражданин», где в диалоге Поэта и Гражданина яснее, где когда-либо прежде у Некрасова, выражалось 
его драматическое понимание участи современного поэта. Ему, в отличие от высокого (пушкинского) образца, остается (в силу призванности своим временем) единственный жизненный выбор: посвятить себя поэзии гражданского служения («пользе» в ущерб «красоте»), то есть в известном смысле пожертвовать собой ради будущего родины.

В 1861 г. Некрасов купил усадьбу Карабиха (Ярославская губерния) и в с. Абакумцево открыл школу для крестьянских детей, куда перевез основную часть своей библиотеки.

В 1856 – 1861 гг. дела в «Современнике», сплотившем вокруг себя свежие демократические силы (в числе авторов – Н. Г. Помяловский, Н.В. Успенский, В.А. Слепцов, А.Н. Плещеев, М.Е. Салтыков-Щедрин, Г.З. Елисеев, Г.Н. Потанин, Михайлов, Н.В.Шелгунов), шли успешно. Тираж радикализированного (в журнале укреплялись позиции Чернышевского и Добролюбова) журнала вырос в полтора раза. Однако в 1862 г. за «вредное направление» он был приостановлен на 8 месяцев. Это явилось ударом для Некрасова, тяжело переживавшего утрату ближайших соратников (смерть Добролюбова и Панаева, арест Михайловского, а затем и Чернышевского). Душевное состояние поэта отразилось в стихотворении «Рыцарь на час», в котором лирический рассказ достигает пределов трагизма. Со стихотворениями «Рыцарь на час», «Размышления у парадного подъезда» (1858), «Убогая и нарядная» (1857) был связан и самый заметный публичный успех Некрасова.

Мысли о народе вызвали к жизни новые поэмы Некрасова – обширный цикл 60-х годов о крестьянстве. Первое произведение этого цикла «Коробейники». Природу, любовные отношения между молодыми людьми и отхожий промысел, быт и преступление – самые разные стороны жизни вобрала и художественно преобразила поэма, насыщенная народными речениями, поговорками, приметами. Фрагмент поэмы под названием «Коробушка» стал любимейшей народной песней, на музыку положены многие другие фрагменты из «Коробейников». В стихе «Коробейников» Некрасов, иногда отступая от силлабо-тонической регулярности, предвосхитил метрико-ритмические
открытия XX века.

Над поэмой «Мороз, Красный нос» Некрасов работал в 1862 – 1864 гг. В поэме,
дающей романтически-балладный образ смерти-сна, эстетизированы глубинные народные черты миропонимания, обрядовые и фольклорные формы – причитания, обычаи, суеверия, заклинания. Противопоставление бытового и сказочного мира лежит в основе гармоничной композиции, близкой к поэтике баллады. Сложнейшая система стихотворной речи с использованием песенного начала принадлежит к высшим достижениям русской поэзии.

С «Коробейниками» и «Морозом…» тематически, идейно, эстетически связаны опубликованные в «Современнике» большие стихотворения с повествовательной основой – «Орина, мать солдатская», «Железная дорога», «Зеленый шум».

В феврале 1863 г. был возобновлен «Современник». Соредакторами Некрасова стали Салтыков-Щедрин, А. Н. Пыпин, Елисеев, М. А. Антонович. Однако вскоре после покушения на Александра II (4 апреля 1866 г.) Некрасову стало известно, что правительство решило закрыть журнал. Гр. М. Н. Муравьев в докладе царю писал о распространении журналами «всевозможных разрушительных учений, стремящихся к ниспровержению порядка и государственного управления». Некрасов попытался отвести удар от журнала: подписал «адрес» литераторов царю, сочинил и публично прочел стихотворение, посвященное Осипу Ивановичу Комиссарову, в последнюю минуту

спасшему царя, а при вступлении правителя канцелярии Муравьева в Английский клуб обратился к нему на обеде со стихами, которые сам же назвал мадригалом. После этих шагов Некрасова с обвинением его в сервилизме выступил Герцен и другие. Усилия Некрасова оказались напрасными. 1 июня 1866 г. «Современник» был закрыт навсегда. Некрасов до последних дней корил себя за «неверный звук», слабость и растерянность. Душевная драма поэта, очутившегося в полном одиночестве, выразилась в произведениях 1866 – 1867 гг.

В 1868 г. Некрасов возобновил редакторскую деятельность в журнале «Отечественные записки», взяв его в аренду у Краевского, оставшегося номинальным редактором. В 70-е годы журнал становится одним из основных проводников идей народничества, духовным и эстетическим источником которого для большинства его деятелей была поэзия Некрасова. Народнические идеи нашли отражение в поэме «Дедушка». «Дедушка» открывает цикл декабристских поэм 1871 – 1872 гг.: «Русские женщины», «Княгиня Трубецкая», «Княгиня М. Н. Волконская».

В 1870 г. в жизнь Некрасова вошла Фекла Анисимовна Викторова (1846 – 1915) – последняя любовь поэта. Простонародные имя и отчество были заменены более литературными – ее стали называть Зинаидой Николаевной. Некрасов посвятил ей поэму «Дедушка» и несколько предсмертных стихотворений. В 1877 г. Некрасов с ней обвенчался.

Поэмы второй половины 60–70-х годов создавались одновременно с главным трудом «Кому на Руси жить хорошо». Незадолго до кончины, сокрушаясь о том, что оставляет свою поэму незавершенной, он говорил друзьям, что хотел вложить в нее весь свой опыт изучения народа.

Предсмертные лирические стихи вошли в книгу «Последние песни» наряду с сатирической поэмой «Современники» и отрывками из поэмы «Мать».

Как бы предвидя острые споры о своем месте в русской поэзии, Некрасов писал: «Много истратят задора горячего/ Все над могилой моей,/ Родина милая, сына лежачего/ Благослови, а не бей! Достоевский в своей речи над могилой Некрасова назвал его «последним великим поэтом из господ).

Книги

Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"