![]() |
Цхинвал и Южная Осетия. Материалы по периоду: III в. н.э. - нач. XIV в. Южная Осетия в составе средневековой Алании
|
|
Хронологические периоды
|
III в. н.э. - нач. XIV в.III. Южная Осетия в составе средневековой Алании. На протяжении первых веков нашей эры аланы, вторгаясь в Закавказье, проникали туда через Дарьяльский проход и выступали в союзе с иберами. Ситуация меняется в середине III в. н.э., когда зафиксирован первый проход алан в Закавказье через «Двалетский путь», то есть через территорию современной Южной Осетии и ущелье реки Лиахвы, причем целью похода (безуспешного) было «сокрушение города Мцхета». В ответ царь Картли Амазасп наносит удар по Алании. В союзе с эриставами западных земель Картли (Эгриси, Кларджети) аланы берут реванш над Амазаспом. Показательно, что приблизительно к этому же времени (260-е гг.) традиция относит основание города Цхинвала картлийским царем Асфагуром, союзниками которого были аланы. Опять же Двалетской дорогой возвращается из похода на Аланию царь Картли Мириан (начало IV в.). Вероятно, именно в это время, в связи с возрастанием значения проходящих через территорию современной Южной Осетии коммуникаций, активизируется проникновение алан в этот регион. В 440-450-хх гг. аланы (возможно, вместе с гуннами) вторгаются в Картли, захватив город Каспи и большое количество пленных. Спустя несколько лет царь Картли Вахтанг Горгасал в отместку аланам совершил успешный поход на Северный Кавказ, в результате которого установил свой контроль над перевальными дорогами, в первую очередь над Дарьяльским путем. (см. Леонтий Мровели «Жизнь царей картвелов», Джуаншер (XI в.) «Жизнь Вахтанга Горгасала», «Мокцевай Картлисай» («Обращение Грузии в христианство»), «Матиане Картлиса» («Летопись Картли», источник XI в.) по Гаглойти Ю.С. Алано-Георгика. Сведения грузинских источников об Осетии и осетинах. Владикавказ. 2007. с.27-31,33-38, комментарии с.131-141, 146-159). Кудеты, предположительно соответствующие кударцам (южным осетинам), упоминаются с туалами (двалами) в «Армянской географии» (Ашхарацуйце«) VII в. При этом кудеты локализуются автором сочинения Ананием Ширакаци южнее дигорцев и рядом с хебурами (селение Геби в Верхней Раче) и аршвелами (Аргвети). Упоминание как кударцев (вспомним о вероятном происхождении этого этнонима), так и двалов свидетельствует о существовании в это время на территории Южной Осетии двух групп населения — потомков кобанских племен и в большей степени иранизированных под сармато-аланским воздействием переселенцев новой волны. Кроме того, Ширакаци говорит о нахождении именно в Алании истоков реки Дракон (предположительно Ингури), отделяющей Абхазию от Мингрелии. В 556 г. византийцы рассматривали возможность передачи аланам укрепления Бухлоон, расположенного на границе между мисимианами (Восточная Абхазия) и Лазикой. То есть представляется бесспорным, что южные рубежи Алании в VI-VII вв. проходили южнее Главного Кавказского хребта. Археологический материал (Едысский могильник) однозначно свидетельствует о пребывании алан на территории современной Южной Осетии в VI-VII вв. По одной из гипотез, население горной Осетии этого времени известно в фольклоре под именем царциатов, которых и сменили современные осетины. В этом случае царциаты тождественны двалам, занимающим в эпоху средневековья области Туалта (на северном склоне Главного Кавказского хребта) и Урс-Туалта (Белые двалы) или Магран-Двалети (Верхняя Двалетия) в Южной Осетии. Версия о принадлежности древних двалов к вайнахоязычным племенам не представляется обоснованной. «Царциатское городище» у с. Едыс было, вероятно, столицей Двалетии в XII-XIV вв. В начале XIV в. оно было разрушено Ксанскими эриставами. (см. Р.Г. Дзаттиаты1 «Царциатские памятники: Едысское городище и могильники». Владикавказ. 2006; Гаглойти Ю.С. Проблемы этнической истории южных осетин. Цхинвал. 1996. Глава III. «Этническая принадлежность средневековых туалов (двалов)». с.38-55) Интенсивное переселение алан во второй половине I тыс. в Центральное Закавказье стало следствием демографического взрыва в VI-IX вв. на Северном Кавказе, а также консолидации западных алан в конце VI — начале VII вв. На территории Грузии и Азербайджана известен ряд катакомбных могильников (к примеру, Жинвальский могильник V-VI вв.), в принадлежности которых к аланам трудно сомневаться. Кроме того, об аланской принадлежности свидетельствуют искусственно деформированные черепа. Во второй половине I тыс. переселение алан в Закавказье продолжилось, причем оно не всегда было добровольным. Так, в 883 г. арабы переселили 100 или 3000 семей осетин в Дманиси. Переселенцы в большинстве случаев выполняли военные функции, становясь гарнизонами крепостей или пограничной стражей. Приглашенные из-за Кавказского хребта аланские отряды селились в стратегически важных районах в качестве федератов на условиях несения военной службы. Равнинная часть современной Южной Осетии находилась в это время в составе Грузинского царства. В V в. Вахтанг Горгасал построил храм св. Раждена и создал епископство в Никози (южнее Цхинвала), целью которого стала христианизация близлежащих горцев (алан и жителей Рачи). К VIII-X вв. в равнинных и предгорных районах современной Южной Осетии был построен ряд храмов, характерных для грузинской школы зодчества. После христианизации Алании (получившей христианство из Византии) в начале X в. её статус и вес ещё более возросли. Аланы выступают в качестве надежного союзника абхазских царей, создающих единое Грузинское царство. Царь Алании Дургулель Великий в 1068 г. поддержал 40 тысячами воинов мужа своей сестры Борены Баграта IV в тяжелой борьбе с сельджуками султана Альп-Арслана. Супругой царя Георгия I (1014-1027 гг.) была дочь аланского царя Альда. Георгий III (1156-1184 гг.) был женат на царевне Бурдухан, дочери аланского царя Худдана. Союзниками (если верить грузинским хроникам — вассалами) Грузинского царства аланы выступают и при Давиде Строителе (1089-1125 гг.). Впрочем, в описании пределов царства Давида Строителя говорится, что границы его простирались «от Осетии до Спери», то есть считать Аланию вассалом Грузии нет оснований. Дочь Давида Строителя была отдана замуж в Аланию. В 1238-1239 гг. под ударами татаро-монголов Алания как государство перестало существовать, хотя борьба против завоевателей продолжалась вплоть до нового разгрома Северного Кавказа Тамерланом в 1395 г. Разгром аланских земель на Северном Кавказе вызвал новую волну переселения алан-осетин в Закавказье. Во время правления грузинского царя Давида Улу (1243-1269 гг.) в Картли перешли преследуемые монголами осетины во главе с представителями царствующего рода Ахасарпакианни-Ахсартаггата (1263 г.), выступившие на стороне ильханов Хулагидов против Золотой Орды. Переселенцы были расселены в Жинвали и Дманиси. В то же время кроме мирного переселения шла и военная экспансия алан-осетин, вытесняемых монголами из равнинных и предгорных районов Северного Кавказа. Аланская экспансия конца XIII — начала XIV вв. была направлена не столько в уже давно аланизированные горные районы современной Южной Осетии, сколько в центральные области Грузии (нынешние Горийский, Каспский, Хашурский, Карельский, Боржомский районы). Источники отмечают роль «овсского» царя Пареджана в утверждении в Грузии после гибели царя Дмитрия II (1289 г.) царя Давида VIII (1292-1310 гг.). Ожесточенная борьба развернулась за город Гори, захваченный осетинами в 1292 г. В этот период союзнические и дружеские ранее отношения между осетинами и картлийцами на долгое время портятся. Судя по всему, Пареджан не являлся полновластным владыкой осетин, часть осетин ему явно не подчинялась. Преемник Пареджана Ос-Багатар (умер в 1304 или 1306 г.) поддержал уже не вступившего в борьбу с монголами Давида VIII, а царя Вахтанга III. Вероятно, Пареджан и Ос-Багатар были теми самыми осетинскими царевичами, которые бежали в Грузию в 1263 г. Отразить натиск осетин-алан и вернуть Гори удалось после нескольких лет (1320-1326 гг.) борьбы только царю Георгию Блистательному (1314-1346 гг.). Более того, Георгий Блистательный совершил успешный поход в горные ущелья Осетии, поставив цель подчинить их центральной власти Грузии. (см. «Хронограф», XL,XLI,XLII,XLIV по Г.В. Цулая2, («Жамтаагмцерели» («Столетняя летопись», источник XIV в.) по Гаглойти Ю.С. Алано-Георгика. Сведения грузинских источников об Осетии и осетинах. Владикавказ. 2007. с.53-57, комментарии с.184-190 и там же: Вахушти Багратиони «История о современных княжеских фамилиях» (XVIII в.) с.72, комментарии с. 216-217. Царевич Иоанн Багратиони «Генеалогические списки грузинских князей и дворян» (1799 г.), с.,96-98 , комментарии с. 233-234) Таким образом, к началу XIV в. осетины, утратив свои лидирующие позиции на Северном Кавказе, укрепились на южных склонах хребта, заняв территорию, примерно соответствующую современной Южной Осетии, а временами (в период захвата Гори) превышающую её. Продолжалось и мирное расселение осетин по территории исторических областей собственно Грузии. В то же время укрепление позиций осетин к югу от Главного Кавказского хребта привело к их столкновению с грузинскими феодалами. (см. «История южных осетин» под ред. Л.А. Чибирова с.34-64) 1 — Дзаттиаты Руслан Георгиевич — крупный осетинский археолог и историк, автор ряда монографий. 2 — Цулая Гиви Васильевич — крупный грузинский и российский историк, переводчик ряда исторических источников, автор нескольких монографий. Сотрудник Института этнологии и антропологии РАН. |
Независимость Южной Осетии
![]() 1992 год. 29 маяТерритория Республики Южная Осетия является неделимой, и отныне на территории Южной Осетии имеют силу исключительно Конституция и законы Республики Южная Осетия.Признание независимости Южной Осетии ![]() 2008 год. 26 августаУчитывая свободное волеизъявление осетинского и абхазского народов, руководствуясь положениями Устава ООН, декларацией 1970 года о принципах международного права, касающихся дружественных отношений между государствами, Хельсинкским Заключительным актом СБСЕ 1975 года, другими основополагающими международными документами – я подписал Указы о признании Российской Федерацией независимости Южной Осетии и независимости Абхазии. |