II тыс. до н.э.- VIII в. до н.э.


Южно-кобанская культура и формирование культурной специфики древнего населения на территории Южной Осетии.

«Исторические области и ущелья нагорной полосы». «Северная и Южная Осетия: из прошлого в настоящее. Все селения Севера и Юга». Владикавказ. 2000.
Появление человека на территории современной Южной Осетии относится ещё к эпохе палеолита, но данный регион при этом на протяжении как каменного века, так и эпох энеолита и ранней бронзы входил в состав крупных культурных образований, распространенных на значительных территориях Закавказья.

Формирование культурной специфики древнего населения Южной Осетии относится к финалу эпохи средней бронзы — началу поздней бронзы (II тыс. до н.э.). В недрах бедено-триалетской культурно-исторической общности на позднем этапе её существования выделяются несколько культур или групп памятников, относимых в настоящее время к кругу протокобанских древностей начала — третьей четверти II тыс. до н.э. Этот круг, вероятно, включает ряд археологических культур, для обоснованного выделения большинства из которых данных пока недостаточно. Достаточно уверенно к настоящему времени можно говорить лишь о выделении Дигорской культуры с центром в Дигорском ущелье Северной Осетии (XV-XIII вв. до н. э.).

На территории современной Южной Осетии можно предполагать существование двух групп памятников, первая из которых представлена могильниками у селений Нули (ныне Нул, Знаурский район) и Квасатали (ныне Квасатал, Цхинвальский район), а вторая — ранними погребениями могильников у селений Тли и Стырфаз (Джавский район).

Взаимодействие между племенами, оставившими различные группы памятников и культуры протокобанской эпохи, привело к формированию в XII-XI вв. до н.э. нескольких археологических культур, входящих в состав кобано-колхидской культурно-исторической общности. В частности, выделяется южно-кобанская культура, памятники которой занимают территорию современной Южной Осетии.

Собственно кобанская культура была первоначально выделена по материалам открытого в 1869 году могильника у селения Верхний Кобан в Северной Осетии. В 1940-1960-е гг. известный кавказовед Е. И. Крупнов определил границы кобанской культуры и выделил в ней три локальных варианта, при этом памятники Южной Осетии были отнесены к центральному варианту.

В кобанской культуре было выделено три хронологических этапа — ранний XI-X вв. до н.э., классический X — начала VII вв. до н.э. и поздний середины VII — IV вв. до н.э. Близость кобанских памятников к древностям синхронной им так называемой колхидской культуры, занимавшей большую часть Западного Закавказья, позволяет современным исследователям говорить о существовании в XII-IV вв. до н.э. кобано-колхидской культурно-исторической общности.

В то же время кобанские памятники с территории современной Южной Осетии наряду с очевидным сходством демонстрируют сильное различие с памятниками северного склона Главного Кавказского хребта. Особенно ярко эти различия просматриваются в керамическом материале: для памятников южно-кобанской культуры характерны миски, кружки, банки с ручками, часто зооморфными, бедный орнамент. По этим признакам керамический комплекс южно-кобанской культуры резко отличается от северо-кавказского и близок к керамике из памятников Восточной Грузии. При этом некоторые соседние с Южной Осетией регионы Грузии, в частности, район современных городов Тбилиси и Мцхета (могильник Самтавро), может считаться своеобразной контактной зоной с племенами т. н. восточногрузинской культуры.

Ряд особенностей отмечается и в металлическом инвентаре южно-кобанской культуры: наличие кинжалов с фигурной рукоятью, богато орнаментированных поясов, фибул с орнаментированным приемником, своеобразный вариант графического стиля. Территория Южной Осетии стала одним из центров развития кобано-колхидского графического стиля, для которого характерны украшенные гравировкой топоры, поясные пряжки, пинцеты и другие предметы.

Существует ряд гипотез об этнической принадлежности кобанской культуры (или культур). В частности, исследователи предполагали её картвельскую, нахско-дагестанскую, праабхазо-адыгскую, индоиранскую этническую принадлежность. К настоящему времени ни одна из этих гипотез не может считаться обоснованной. Скорее всего, можно со значительной степенью уверенности предполагать, что именно кобано-колхидская культурно-историческая общность соответствовала кавказскому субстрату, легшему в основу формирования ираноязычных осетин и тюркоязычных балкарцев и карачаевцев. При этом субстрат, ставший основой формирования северных осетин, соответствовал центрально-кобанской культуре, а субстрат, ставший основой формирования южных осетин — южно-кобанской культуре.

Обращает на себя внимание совпадение ареала кобано-колхидской культурно-исторической общности и ареала распространения Нартовского эпоса. Как известно, эпос, рассказывающий о подвигах героев-нартов, зафиксирован у осетин (в том числе, у южных)(см В.Ф. Миллер1. Осетинские этюды. — Владикавказ.: 1992. — с.668-677), балкарцев, карачаевцев, кабардинцев, черкесов, абазин, адыгов, абхазов. Отдельные нартовские сказания встречаются у грузин Горной Рачи, Хевсуретии, Мтатушетии, а также у сванов. В то же время, в чечено-ингушском эпосе нарты выступают как противники и соперники местных героев. Это хорошо соотносится с этнокультурной ситуацией на территории современной Чечни в эпоху раннего железа, где находилась контактная зона между распространяющимися на восток кобанскими племенами и нахоязычными племенами, оставившими памятники зандакской культуры. Как видим, границы распространения Нартовского эпоса во многом соответствуют границам кобано-колхидской культурно-исторической общности.

Существует гипотеза о том, что ядро Нартовского эпоса возникло в эпоху поздней бронзы-раннего железа и является памятником кобано-колхидской культурно-исторической общности. Учитывая наличие в составе данной общности нескольких культур, наиболее обоснованным представляется предположение о полицентричности формирования Нартовского эпоса. Это не исключает наличия в эпосе различных исторических и фольклорных пластов, наиболее заметным из которых является иранский (скифо-сармато-аланский) пласт.

См. «История южных осетин» под ред. Л. А. Чибирова2 с.5-15




1 — Миллер Владимир Федорович (1848-1913 гг.) — один из основателей российского кавказоведения, лингвист, этнограф, фольклорист, археолог. Автор монографии «Осетинские этюды» и «Осетино-русско-немецкого словаря».

2 — Чибиров Людвиг Алексеевич (родился в 1932 г.) — выдающийся осетинский этнограф и историк. Автор монографии «Традиционная духовная культура осетин», составитель сборника «Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах» (в 6 томах). Ректор Южно-Осетинского государственного университета (1989-1993 гг.), Председатель Верховного Совета Республики Южная Осетия (1993-1996 гг.), первый президент Республики Южная Осетия (1996-2001 гг.)
Независимость Южной Осетии

Акт провозглашения независимости Республики Южная Осетия

1992 год. 29 мая

Территория Республики Южная Осетия является неделимой, и отныне на территории Южной Осетии имеют силу исключительно Конституция и законы Республики Южная Осетия.


Признание независимости Южной Осетии

Заявление Президента Российской Федерации Д.А. Медведева о признании независимости Южной Осетии и Абхазии.

2008 год. 26 августа

Учитывая свободное волеизъявление осетинского и абхазского народов, руководствуясь положениями Устава ООН, декларацией 1970 года о принципах международного права, касающихся дружественных отношений между государствами, Хельсинкским Заключительным актом СБСЕ 1975 года, другими основополагающими международными документами – я подписал Указы о признании Российской Федерацией независимости Южной Осетии и независимости Абхазии.


Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"