Барщевский Иван Федорович
Краткая библиографическая справка
Барщевский, Иван Федорович (1851 – 1948) – фотограф, музейный деятель, мастер съемок объектов историко-культурного наследия: археологии, архитектуры, произведений искусства, предметов быта.
Иван Федорович Барщевский, один из первых русских фотографов-профессионалов, в течение всей жизни осуществлял фотосъемку памятников архитектуры России, Кавказа, раннехристианского Востока, предметов декоративно-прикладного искусства, письменности. Создав первую серию фиксационных фотографий памятников Ростовского кремля, которым требовалась срочная реставрация, он начинает сотрудничать с крупнейшими организациями по изучению русской архитектуры – Императорской Академией художеств, Московским археологическим обществом, Археологической комиссией в лице А. М. Павлинова, В. В. Суслова, Н. В. Султанова, Н. П. Кондакова, А. С. и П. С. Уваровых. Использование фотосъемки для исследований привнесло новое качество в область изучения наследия. К съемке архитектурных объектов Барщевский подходил как археолог и историк искусства, стремясь по возможности документально точно передать памятник старины.Немалое число ценнейших памятников русской архитектуры дошли до наших дней только в виде старых фотографий. В 70–90-е гг. XIX в. И.Ф. Барщевский исколесил всю Россию с фотоаппаратом усовершенствованной конструкции, осуществляя фотосъемку древних памятников Ярославля, Ростова Великого, Москвы, Вологды, Владимира, Юрьева-Польского, Суздаля, Переславля-Залесского, Костромы, Санкт-Петербурга, Астрахани, Новгорода, Пскова, Мурома, Галича, Старицы и т. д. Объем отснятого материала составляет более 2,5 тыс. фотографий. Каждый фотографируемый объект он снимал с разных точек, обеспечивая полное документирование памятника. Фотографируя произведения декоративно-прикладного искусства, он особое внимание уделял орнаментам.
И.Ф. Барщевский создал колоссальную коллекцию фотографий, организованную и систематизированную самим автором. В течение 15 лет (1882 – 1896 гг.) Иван Федорович издает на собственные средства альбомы по русскому искусству (47 томов), которые приобретались как частными лицами, так и крупными архивами и библиотеками. Этот уникальный труд не знает аналога. Значение работы Барщевского не сводится только к документированию. Он, по сути, открыл для российской общественности полноту отечественного историко-культурного наследия, прежде всего – архитектурного, способствовал осознанию эстетической ценности этого наследия. Его работы не сводятся к технической фиксации памятника. Их благородная простота не должна вводить в заблуждение. Работы Барщевского отражают глубокое понимание снимаемых объектов, их эстетики, что, в свою очередь, предопределяло высокое эстетические качества самих фотографий, превращало эти фотографии в подлинные произведения искусства. "И.Ф. Барщевским был выработан метод съемки памятника архитектуры, которым пользуются фотографы и сейчас. Мастер снимает здание с различных наиболее выигрышных точек, потом делается съемка частей фасада, далее интерьер и его детали, все заканчивается фотографированием декора стен и утвари, наполняющей интерьер. Работы Барщевского не однообразны, т.к. для каждого объекта он находил особую точку съемки, показывающую всю красоту и своеобразие постройки" - М.Г. Рогозина.
В истории отечественного фотоискусства конца XIX в. едва ли можно найти личность равную И.Ф. Барщевскому по вкладу в историко-археологическую науку.
Основные даты жизни и творчества
16 апреля 1851 г.- родился под Петербургом в семье обедневшего чиновника.
В юности увлекся фотографией. Работал у петербургских фотографов.
1877 г. - переехал в Ростов Великий, где открыл собственную фотомастерскую.
1879- переехал в Ярославль.
1881 г.- выполняет первую серию фотографий памятников архитектуры и с этого времени постоянно работает как фотограф архитектуры, сотрудничая с Московским Археологическим Обществом.
1882 г. - получает звание «Фотографа Императорской Академии художеств».
1886 г. - открыл мастерскую художественных моделей (некоторые из них были приобретены Российским историческим музеем, музеем Строгановского училища и музеем барона А.Л. Штиглица). Стал членом Ярославской губернской ученой архивной комиссии.
1891-1892 гг. участвует в экспедиции по изучению археологических древностей Сирии и Палестины, возглавляемой Н. П. Кондаковым. Итогом работы стали фотографии (более 1 тыс. ед. хр.), лучшие из которых помещены в отчете Кондакова «Археологическое путешествие по Сирии и Палестине» (СПб., 1904). За участие в этой экспедиции был награжден орденом св. Станислава 5-й степени.
1897 г. - переезжает в Смоленск, где возглавляет художественно-промышленную школу. Становится основателем и хранителем музея «Русская старина», руководителем керамической мастерской.
1900 г. - участвует в устройстве русского отдела на Всемирной выставке в Париже.
1907 г. - удостоен премии Французской академии («Пальмовая ветвь» II степени).
1910-е -1920-е гг. - привлечен к работе в органах по управлению музейным делом и охраной памятников Смоленска.
1912 г. - вышел полный каталог фотографий И.Ф. Барщевского.
1933 г. – переезжает в Коломенское (Москва), работает хранителем в музее-заповеднике «Коломенское», занимается реставрационными работами.
1946 г.- получает звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.
1948 г. - умер в возрасте 96 лет, похоронен близ храма Иоанна Предтечи в селе Дьяконово (территория музея «Коломенское»; кладбище не сохранилось).
Судьба наследия
Фотографии И.Ф. Барщевского находятся:
Государственный научно- исследовательский музей им. А. В. Щусева. Коллекция негативов (2717 ед.хр.- памятники архитектуры, резные иконостасы, предметы быта);
Музей-заповедник «Ростовский Кремль»;
Историко-архитектурный и природо-ландштафный музей-заповедник «Коломенское»;
Смоленский государственный музей-заповедник;
Академия Художеств (СПб). НБ. Инв.№ 56-7-13. Альбомы снимков памятников древнерусского искусства И.Ф. Барщевского.
Российская Национальная Библиотека (РНБ). Отдел эстампов. Альбомы по русскому искусству и архитектуре И.Ф. Барщевского (47 томов)..
Источники и литература.
РГАЛИ. Ф. 218. Оп. 1. Ед. хр. 149. Л. 1-1об.
АХ (СПб). НБ. Инв. № 56-7-13 [Альбомы снимков памятников древнерус. искусства И. Барщевского].
Барановская М.Ю. Барщевский Иван Федорович. РГАЛИ. Ф.218, Оп.1, Ед.хр. 149.
Барановская М.Ю. Иван Федорович Барщевский, некролог // Краткие сообщения Института истории материальной культуры, вып. XXIV М., 1949. C. 121-122.
Головщиков К.Д. Деятели Ярославского края. Ярославль, 1890. С. 271-274.
Журавлева Л.С. Барщевский Иван Федорович// Смоленская область: Энциклопедия. -Смоленск, 2001. С. 21.
Илларионова Л.И. Фотограф Ф.И. Барщевский (1851-1948) // Петербургские чтения, 1998-1999. СПб., 1999. С.204-207.
Каталог фотографических снимков с предметов старины, архитектуры, утвари и прочего, снятых фотографом Императорской Академии Художеств Императорского Московского Археологического общества И.Ф. Барщевского. Издание Императорского Строгановского Центрального художественно-промышленного училища в Москве. М., 1912.
Комлев А.Р. Фотографы в Муроме. Незабытые имена. Муром, 2002. С. 9-10.
Морозов С. Русская художественная фотография. Очерки по истории фотографии 1839-1917. М., 1955. С. 55 – 58.
Рогозина М.Г. Барщевский Иван Федорович // Российская музейная энциклопедия. - Т. 1 [А-М]. - М., 2001. С. 58;
Она же. Коллекция фотографий И.Ф. Барщевского // Памятники Отечества, 1983, № 2 (8), с. 153-156.
Памятники архитектуры в фотографиях И.Ф. Барщвского (Проспект выставки). М., 1982. С.2.
Половщиков К.Д. Деятели ярославского края (об И.Ф. Барщевском). Ярославль, 1890. Вып. 2. С.271-274.
Русские древности по снимкам И.Ф. Барщевского. М., 1915.
Стасов В.В. Фотографическая и фототипическая коллекция Императорской Публичной Библиотеки. СПб., 1885. С.70.
Храм Воскресения Господня в Иерусалиме: 12 видов снятых на месте / Фотогр. И. Барщевского, О. Тимона. СПб., 1893. Вып.1.
Историко-искусствоведческие труды И.Ф. Барщевского.
Иконопись. Ростов-Ярославский, б. г.;
Исторический очерк города Ярославля//Труды Ярославской губернской ученой архивной комиссии. - Кн. 3. - Вып. 4. - Ростов-Ярославский, 1900.
Несколько слов из истории искусства скоморохов. Ростов-Ярославский, 1914.
Каталог музыкальных инструментов, находящихся в Смоленском историко-этнографическом Музее Императорского Археологического института имени императора Николая II, собранном кн. М.К. Тенишевой. - М., 1915.
Какие предметы разумелись под названием «ценинных» // Смоленская старина, вып. 3, ч. 2. - Смоленск, 1916