Сегодня и вчера

Портрет В.Н. Каразина.

Серяков, Лаврентий Авксентьевич
(1824—1881)

Гравюра на дереве
1875
с миниатюры Дешатобура
(1771? - 1808)
1803

Фрагмент.
Смотреть полностью.

Никакого начальства на земле не может быть без должности, ибо потому-то оно и начальство!


Записка Василия Назаровича Каразина, представленная Императору Александру I чрез министра внутренних дел гр. В.П. Кочубея. 1920 г. // Русская Старина. Том III. СПб., 1871

... Тетрадь 7-ая, 1820 г., ноября 17-го, вечер.

Время, оставшееся мне для откровенного изъяснения моих мыслей, столь уже коротко, что я не отлагаю до другого приобщить сию седьмую тетрадь к прежним. Пусть священным издревле числом «седмь» кончится политическая моя глаголивость...

... § 4. Начальники бывают природные, определяемые высшей властью, и выбранные своими подчиненными. Бог учредил так, что первые из них, то есть природные, по наследству суть лучшие из всех. Ибо добрый отец воспитывает доброго сына, начальник и подчиненный знают из детства друг друга. Гордости и жадности бывает меньше в родимых начальниках, равно и зависть не может иметь место в подчиненных к ним. Всякий из детства привык к своему состоянию. «Несть власть аще не от Бога», говорит священное писание. И власть природная неоспоримо от Бога происходит, это очевидно, между тем как могут быть случаи, что определение и избрание сделаются несогласно с волей божией, а только (как зло) допускается Помыслом. Власть определяющая и избирающий народ могут ошибиться в выборе. Что, как бы например, позволит городским или сельским начальникам определять, или детям, в семействах между собой, выбирать отцов? ... (Определение или выбор имеют место только там, где власть и собственность е имеют между собой ничего общего.

§ 5. Бог есть единственный источник всякой власти; ибо он управляет миром: мир не может управляться сам собою. Следовательно, почитая власть, т.е. родителей, начальников, государя, мы чтим в них образ Бога, от которого они поставлены: мы чтим в них образ божий. Повинуясь им, мы повинуемся самому Богу, владеющему нами и в сей, и в следующей жизни. «Повинуйтесь убо всякому человеку начальству Господа ради» говорит апостол.

§ 6. Никакой власти, никакого начальства на земле не может быть без должности, ибо потому-то оно и начальство! Для того-то Бог и власть дал, например, отцу над детьми, чтобы он пекся о их настоящем и будущем благополучии! Всякая власть, всякое старшинство без обязанностей, есть злоупотребление в обществе и грех перед Богом. Это суетное изобретение человеческое, а не установление божие.

§ 7. Чем выше начальство, тем больше оно должно иметь власти, но за то и больше обязанностей, потому и больше должно быть почитаемо...





Открытие памятника основателю Харьковского университета В. Н. Каразину 20 июня 1907 г.


Энциклопедический словарь Брокгауза - Ефрона

Каразин (Василий Назарович) - замечательный общественный деятель; родился в селе Кручике, Богодуховского уезда Харьковской губернии, 30 января 1773 г., умер 4 ноября 1842 г. Отец его, полковник, получил от Екатерины II-й поместье Кручик (Каразины происходили из греческого рода Караджи). Состоя уже в военной службе, Каразин посещал горный корпус в Санкт-Петербурге, где и приобрел большие сведения в опытных науках, которые еще увеличил самообразованием. В 1798 г. хотел тайно пробраться за границу - с целью усовершенствоваться в науках и избежать тогдашнего сурового режима, - но был задержан и, предупреждая донесение властей, отправил государю письмо, спасшее его от строгого наказания. Немедленно по восшествии на престол Александра I Каразин положил в кабинете его смелое и откровенное (но анонимное) письмо, содержавшее целую программу царствования, в духе доверия к общественному мнению; император велел разыскать автора, обласкал его и позволил всегда обращаться к нему по общественным делам. В этом письме, равно как и в последующих своих политических записках, представленных Александру I и Николаю Павловичу, Каразин является страстным поборником общественной самодеятельности и просвещения; этим двум началам он посвятил всю свою жизнь, страдал за них, но остался верен им до могилы. Он недолго пользовался безграничным доверием императора Александра I (немного более 3 лет), но и в это время успел сделать немало для просвещения России. Ему принадлежит идея об особом министерстве народного просвещения; в этом же министерстве он играл видную роль, в качестве правителя дел главного правления училищ; им, главным образом, начертаны "правила народного образования", им составлялись проекты университетских и академических уставов; им был создан специальный орган министерства, "Ежемесячные сочинения об успехах народного просвещения"; наконец, он же был истинным виновником основания Харьковского университета - и в этом его огромная заслуга перед городом Харьковом и целым обширным краем. Ему принадлежит первая мысль об университете в Харькове; он же склонил к этой мысли местное дворянство, которое пожертвовало для того 400000 рублей; другие пожертвования (купечества и граждан, екатеринославского дворянства и т. п.) получены были также благодаря влиянию Каразина; он привлек к этому делу выдающихся и популярных деятелей среди всех сословий; в Санкт-Петербурге Каразин провел свое университетское дело через целый ряд официальных мытарств, вооружив против себя многих власть имущих, и в то же самое время не мало трудился и для самого устроения университета: ездил в Харьков, был там одно время единственным распорядителем всех дел, вникал во все мелочи, распоряжался суммами; в Санкт-Петербурге доставал и отправлял в Харьков книги, типографские принадлежности, ремеслеников. Харьковский университет еще в 1811 г., при выборе Каразина в почетные члены, заявил, что обязан своим существованием исключительно его трудам и стараниям, а в настоящее время устраивает ему памятник. В 1804 г. Каразин принужден был выйти из министерства народного просвещения, но общественно-просветительная деятельность его продолжалась еще целых 38 лет и отличалась необыкновенно разнообразным и энергичным характером: он несколько раз откликался из своего деревенского уединения на важнейшие вопросы нашей политической жизни, претерпел за это заточение в Шлиссельбурге, потом был водворен под полицейским надзором в село Кручике. Здесь он предался со всей страстностью своей натуры научным занятиям и опытам. В Кручике у него была химическая лаборатория и метеорологическая станция (1-я в Харьковской губернии), где он лично вел наблюдения в продолжение нескольких десятков лет; тут же было и опытное поле, на котором сеялись различные иностранные сорта хлеба, производились опыты унавоживания, вводились новые сельскохозяйственные постройки и применялись изобретенные им орудия; тут же была и огромная его библиотека, образцовая, вполне обеспеченная в материальном отношении народная школа и учрежденная им сельская дума, предоставлявшая самоуправление его крепостным крестьянам: эти последние получили от него, за оброк, в наследственное владение земли, а для урегулирования их отношений к священнику создано было им особое положение, в силу которого священнослужители обеспечивались содержанием и не должны были брать с крестьян никакой платы за требы. Желая распространения новых сельскохозяйственных приемов, он учредил особое "филотехническое общество", район деятельности которого был очень значителен (существовало с 1811 по 1818 г.) и в которое он вложил массу собственных средств и энергии. Каразину принадлежит свыше 60 печатных статей, разбросанных в различных журналах "Вестнике Европы", "Украинском Вестнике", "Харьковских Губернских Ведомостях" и других. В последнее время напечатано несколько его трудов и материалов для его биографии в "Русской Старине", "Русском Архиве" и "Чтениях Московского Общества". Наиболее выдающиеся его труды - статьи по метеорологии. В его статьях вообще высказана масса новых идей, которые нашли себе оценку и применение только много времени спустя. Весьма интересен и характер Каразина, в котором несомненно отразилось его южное происхождение. Наиболее полная биография его написана Г.П. Данилевским (см. его "Украинскую Старину"), но доступнее для публики биография его, составленная Абрамовым (в серии замечательных людей, изданной Павленковым ); см. также Багалей , "Просветительная деятельность В.Н. Каразина".

Д. Багалей.





Наши дилетанты с плачем засвидетельствовали, что они обманулись в коварной науке Запада
Александр стремился к воссозданию европейского общества на основаниях высокой евангельской нравственности.
Преданиям о смерти, постигающей Кощея, противоречит постоянно придаваемый ему эпитет бессмертного; но именно это и свидетельствует за его стихийный характер
Они бы не посмели!— говорили мы.
Кот государев
А 30 000 червонных за то, что в продолжение осады звонили в колокола, противно обыкновению принятому в осажденных крепостях.
Получив от царя «жаловальную грамоту» (каперское свидетельство), Карстен Роде начал действия против польской торговли
Ежедневная пресса аккуратно отмечает и до сих пор факты недружелюбия к нам, русским, со стороны финляндцев.
Нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно
Бомбардир Петр Алексеевич (сам Государь), с несколькими матросами, взял в плен Стрелецкого полковника Сергеева



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"