Сегодня и вчера
Путешествие в кибитке

Художник:
Александр Осипович Орловский. 1777- 1832.
Литография
1819.

Русский музей,
Санкт- Петербург

Фрагмент.
Смотреть полностью.

«Поправка дорог, одна из самых тягостных повинностей, не приносит почти никакой пользы и есть большею частью предлог к утеснению и взяткам». А.С. Пушкин


Краткий исторический очерк развития и деятельности Ведомства путей сообщения за сто лет его существования (1798-1898 гг.). СПб., 1898

«… Некоторые участки вновь принятых дорог были в чрезвычайно дурном положении. Так, например, участок между Тверью и Москвой был принят от гражданского начальства «в почти беспроездном состоянии», сообщается в «Отчете генерала де Воланта по части сухопутных сообщеений, поднесенном Государю Императору» (Архив Министерства Путей сообщения, дело 633-74, 1817 г.)
«Дороги, пролегавшие в Петербургской губернии, особенно через деревни: Каменку, Липицу, Ижору, Саблино и Тосно, нередко затоплялись до такой степени, что вода доходила до самых домов. С целью устранения этого было приступлено к устройству осушительных канав..
Вместе с тем, по мере устроения шоссе, проводились и объездные дороги, как для того, чтобы не препятствовать проезду во время работ на главном шоссе, так, в особенности, для прогона скота.
Работы по устройству шоссе Москва — Санкт-Петербург с каменной насыпью требовали больших затрат и трудов. На каждую версту требовалось до 650 кубических саженей гравия, песку, щебня и проч., между тем как каждая кубическая сажень стоила от 10 до 15 рублей. Но тут на помощь Правительству пришло дворянство, особенно Новгородское. Помещики из дворян предложили тот же материал по цене 2 — 6 рублей с куба. Ширина шоссе была определена в 4 сажени».


О технологии строительства шоссе Москва — Санкт-Петербург.

При строительстве применялась передовая по тем временам технология – система Мак-Адама.

МАК-АДАМ (McAdam) Джон Лаудон (1756-1836), шотландский инженер, которому приписывается изобретение дорожного покрытия макадам. Предложил поднять дороги над окружающей территорией, образовывая основание из крупных камней, затем слой камней поменьше и скрепить их вместе мелким гравием. Мак-Адам применил эти идеи на практике, когда его назначили главным инспектором дорог в Бристоле в 1815 г. Дороги оказались надежными в эксплуатации, и его идеи по строительству дорог были повсеместно приняты после парламентского обсуждения вопроса в 1823 г. Мак-Адам был назначен главным дорожным инженером Британии в 1827 г.

В Росси и во Франции «макадам» стало именем нарицательным, часто это слово использовалось как синоним «шоссе»

В стихотворении «Станция» Князь П.А. Вяземский замечал:

Свободна русская езда
В двух только случаях: когда
Наш Мак-Адам, или Мак-Ева —
Зима, свершив, треща от гнева,
Опустошительный набег,
Путь окует чугуном льдистым...
Или когда поля проймет
Такая знойная засуха,
Что через лужу может вброд

В 1821году дорога была доведена до Чудова, в 1825 году — до Новгорода, при этом строители столкнулись с рядом серьёзных препятствий. Особенно трудным оказался участок между Новгородом и Бронницами, где трассу прокладывали через непроходимые болота; Пришлось сооружать насыпи высотой до 4,5 метра, ширина щебёночного покрытия при этом достигала 8,4 метра, толщина-0,25 метра.





А.С. Пушкин. «Путешествие из Москвы в Петербург»

«Узнав, что новая московская дорога совсем окончена, я вздумал съездить в Петербург, где не бывал более пятнадцати лет. Я записался в конторе поспешных дилижансов (которые показались мне спокойнее прежних почтовых карет) и 15 октября в десять часов утра выехал из Тверской заставы.

Катясь по гладкому шоссе, в спокойном экипаже, не заботясь ни о его прочности, ни о прогонах, ни о лошадях, я вспомнил о последнем своем путешествии в Петербург, по старой дороге. Не решившись скакать на перекладных, я купил тогда дешевую коляску и с одним слугою отправился в путь. Не знаю, кто из нас, Иван или я, согрешил перед выездом, но путешествие наше было неблагополучно. Проклятая коляска требовала поминутно починки. Кузнецы меня притесняли, рытвины и местами деревянная мостовая совершенно измучили. Целые шесть дней тащился я по несносной дороге и приехал в Петербург полумертвый. Мои приятели смеялись над моей изнеженностию, но я не имею и притязаний на фельдъегерское геройство и, по зимнему пути возвратясь в Москву, с той поры уже никуда не выезжал.

Вообще дороги в России (благодаря пространству) хороши и были бы еще лучше, если бы губернаторы менее об них заботились. Например: дерн есть уже природная мостовая; зачем его сдирать и заменять наносной землею, которая при первом дождике обращается в слякоть? Поправка дорог, одна из самых тягостных повинностей, не приносит почти никакой пользы и есть большею частью предлог к утеснению и взяткам. Возьмите первого мужика, хотя крошечку смышленого, и заставьте его провести новую дорогу: он начнет, вероятно, с того, что пророет два параллельные рва для стечения дождевой воды. Лет 40 тому назад один воевода, вместо рвов, поделал парапеты, так что дороги сделались ящиками для грязи. Летом дороги прекрасны; но весной и осенью путешественники принуждены ездить по пашням и полям, потому что экипажи вязнут и тонут на большой дороге, между тем как пешеходы, гуляя по парапетам, благословляют память мудрого воеводы. Таких воевод на Руси весьма довольно.

Великолепное московское шоссе начато по повелению императора Александра; дилижансы учреждены обществом частных людей. Так должно быть и во всем: правительство открывает дорогу, частные люди находят удобнейшие способы ею пользоваться.

Не могу не заметить, что со времен восшествия на престол дома Романовых у нас правительство всегда впереди на поприще образованности и просвещения. Народ следует за ним всегда лениво, а иногда и неохотно…»





Со времени Даниила Галицко-Владимирская Русь представляла собой организм, отдельный от прочей Руси.
Я слышал, что в Московии некогда водились собольи меха
А если Франции знать дать об оной декларации, то она всеми мерами сопротивляться тому будет и примет совсем иные меры к нашему и Российской Империи невозвратному вреду.
Новый сайт с материалами об русском офицерстве
Вообще я не заметил, чтобы Османы отличались патриотизмом
Смешно верить таким выдумкам, что русское ядро не может убить английского адмирала
Где же настоящий нравственный идеал? Очевидно, мы должны искать его все-таки в примирении внешнего и внутреннего, материального и духовного.
С утешением засыпал положивший жизнь свою, и уязвленный гордился своими ранами
Одно время в Измайловском полку было 65 процентов не православных офицеров...
Использовать можно, воровать нельзя



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"