Сегодня и вчера


Воздухоплавательный аппарат конструкции И. А. Матюнина в Охтенской верфи в 1891 г.

Фотограф неизвестен

ФЦГВИА, ф.3, оп. 14, д. 2299, л. 153

Фрагмент.
Смотреть полностью.

Довольствие воздухоплавателей



Высочайше утвержденное Положение о воздухоплавательной части. 6767. Апрель 1890 г. В царствование императора Александра III. Полное собрание законов Российской Империи. Собрание третье. т. X, отд. 1. СПб., 1893

«Воздухоплавательная часть имеет целью изучение и применение к военным надобностям открытий и изобретений по воздухоплавательному делу...

...Общее руководство воздухоплавательными частями и направление их технической деятельности возлагается на Заведующего гальванической частью инженерного корпуса.

... Совершающие полеты получают со времени поднятия на шаре до возвращения к месту квартирования особые суточные деньги: штаб-офицеры по 4 рубля, обер-офицеры по 3 рубля и нижние чины по 1 рублю. Для проезда от места спуска шара к месту расположения парка и для доставки шара, помянутые чины получают прогонные по положению деньги. Кроме того при полете офицеры снабжаются открытыми листами на требование обывательских подвод для перевозки себя, нижних чинов и шара».


Военое воздухоплавание в России ведет свое начало с 22 декабря 1884 г., когда видный русский реформатор и военный министр генерал П. С. Ванновский сообщил на Военном совет, что император Алексадр III принял решение организовать особый фонд при Военном министерстве; и образовать кадровую команду аэронавтов

Тогда же при Главном Инженерном Управлении под председательством заведующего Гальванической (впоследствии — Электротехнической) частью генерал-майора М. М. Борескова была создана «Комиссия по применению воздухоплавания, голубиной почты и сторожевых вышек к военным целям». Секретарем-делопроизводителем ее был назначен поручик А. М. Кованько, ранее окончивший Николаевское инженерное училище.

В мае 1890 года утверждено положение о Воздухоплавательной части и приказом № 126 по военному ведомству от 14 июля 1890 г. сформирован Учебный воздухоплавательный парк (УВП). Так же стал называться и полигон, предназначенный для подготовки офицеров и рядовых воздухоплавательной службы. Здесь же проводились испытания «воздухоплавательных снарядов», производилось снаряжение для воздухоплавательных частей. Для этих целей были развернуты шаровая и сетевая мастерские, учебная голубиная станция, метеорологическая станция, механические мастерские и различные лаборатории.

Все это время Учебным воздухоплавательным парком руководил Александр Кованько, прошедший путь от поручика до генерал — лейтенанта.


Александр Матвеевич Кованько (1856 — 1919)

Начальник Учебного воздухоплавательного парка и Офицерской воздухоплавательной школы генерал-лейтенант Александр Матвеевич Кованько родился 4 марта 1856 года в Петербурге в Эртелевом переулке в семье горного инженера. Он окончил в 1878 году Николаевское инженерное училище, служил в Понтонном и лейб-гвардии Саперном батальонах. с 1884 г. был привлечен к работам по организации отечественного военного воздухоплавания.

Он впервые в мире организовал полеты на воздушных шарах (аэростатах) для научных исследований верхних слоев атмосферы и изучения влияния полета на организм человека. Добился начала производства отечественных аэростатов и дирижаблей и предложил несколько своих конструкций.

В 1894 году представил проект аэроплана и воздушного винта.

В Русско-японскую войну 1904 — 1905 гг. командовал 1-м Восточно-Сибирским воздухоплавательным батальоном, организовал боевое применение привязных аэростатов для корректирования артогня и наблюдения за противником.

Под его руководством был построен первый русский дирижабль, а затем — пять самолетов

Кроме своей военной службы, научной и конструкторской деятельности А.М. Кованько получил известность в обществе как незаурядный публицист, художник и поэт.

После революции Кованько оставался служить советской власти на своем посту вплоть до сентября 1918 года, когда вышел в отставку по болезни.

В годы Гражданской войны он оказался вместе с семьей в тяжелой нищете. В 1919 году родственники вывезли тяжелобольного генерала в Одессу, где 20 апреля этого же года он скончался.




Россия николаевских времен, придавившая Польшу после восстания 1831 года, рисовалась галичанам как идеальное царство справедливости и порядка
Мы на берегу Рейна, и Европа освобождена.
Государь приказал поставить на платформу свой экипаж, сел в него и проехал из Царского в Павловск
У нас Рождество, в Москве Рождество; у нас Богоявление, в Москве Богоявление; у нас Христос воскрес, в Москве Христос воскрес.
Рождество Христово
С ним кончилось мужское поколение дома Романовых, царствовавшего 118 лет
Каким ты будешь, Новый год?
С Новым годом!!!
Народ привыкает к роскоши, к потреблению чая и виноградного вина во вред нравственности и в разорение семейств
Замечательно, что Шувалов, названный в именном указе изобретателем этого полезного дела, не ездил в Москву и не видал университета до самого 1778 года.



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"