Сегодня и вчера
«Казак в степи. Тревожные знаки». Васильковский Сергей Иванович. 1905г., Сумской художественный музей
Творческая сила государства
«Здешний край имеет свою историю с своими красками и штрихами. Россия не то, что страна колбасов: юг и север, восток и запад вмещает она в себе. Полосы климата разные и полосы быта житейского неодинаковые»
…Я стараюсь изучить творческую силу государства и народного начала, другими словами, делаю наблюдения над образованием в степи гражданских обществ, над превращением незаселенных степных украин в государственный организм. Таким образом, моя история украин является в сущности историей государственного начала в его историческом развитии. История возрастания Московского государства (с XV ст.) заключается в том, что прежние украины превращаются в более или менее центральные области, а их место занимают новые. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить, что в XVI ст. украинное положение занимали нынешние центральные великорусские губернии (московская, тульская и орловская). Пр. Филарет. Историко-статистическое описание Харьковской епархии. Харьков, 1859
Я старался возможно более выяснить роль правительства в заселении южной степной окраины служилыми людьми. Но не всегда колонизация носила такой государственный характер; нередко правительство являлось только силой направляющей и регулирующей, а инициатива переселений принадлежала самой народной массе. Эта народная колонизация, в этнографическом отношении делится на два вида — великорусскую и малорусскую. Я с одинаковым вниманием, без всяких предвзятых теорий, симпатий или антипатий, изучал ту и другую, та к как глубоко убежден, что в историко-этнографических исследованиях необходима полная объективность; только при таком условии могут получиться выводы, имеющие научное значение |
Зрелище этого народного праздника оживлено и блестяще
Празднование понедельника в Малороссии
Если не произошло отделения Сибири от России, то приписать это следует не столько счастью, сколько государственному смыслу русского народа
Солдаты в оскорблении и в тревоге клялись друг другу, что постоят за своих стариков
Наши дилетанты с плачем засвидетельствовали, что они обманулись в коварной науке Запада
Александр стремился к воссозданию европейского общества на основаниях высокой евангельской нравственности.
Преданиям о смерти, постигающей Кощея, противоречит постоянно придаваемый ему эпитет бессмертного; но именно это и свидетельствует за его стихийный характер
Они бы не посмели!— говорили мы.
Кот государев
А 30 000 червонных за то, что в продолжение осады звонили в колокола, противно обыкновению принятому в осажденных крепостях.
|