Сегодня и вчера
Захват «Серебряного флота» в заливе Матансас
Гравюра, типографский оттиск «Захват «Серебряного флота» в заливе Матансас» Автор:
Николас Иоаннис Фишер (Пискатор) (нидерл. Claes Janszoon Visscher)


Размер:
21,5 x 40 см.
Техника:
Гравюра на меди
Время создания:
1628
Местонахождение:
Рейксмюсеум, Амстердам
Смотреть полностью
Примечание:
Слева в картуше: Пит Питерсон Хайн (иной вариант Хейн) или Пит Хейн-старший (нидерл. Piet Pieterszoon Hein или Pieter Pietersen Heyn; 25 ноября 1577 — 18 июня 1629) — голландский адмирал Вест-Индской Компании и Соединённых провинций, герой восьмидесятилетней войны в Нидерландах, прославленный капер.
Справа – адмирал Хендрик Корнелисон Лонк (нидерл. Hendrick Corneliszoon Lonck (или Loncque или Loncq) (1568 – 1634)

На заседании Генеральных штатов Хейн доложил о ходе экспедиции и фантастической добыче, которую удалось захватить.



1628 год. Захват испанского «Серебряного флота» в сражении у Матансаса.

Беспрецедентное разграбление испанского «Серебряного флота» голландской эскадрой под командованием адмирала Питера Хейна в заливе Матансас на побережье Кубы стало первым событием подобного масштаба и знаменовало собой закат испанского господства на море.


Губарев Виктор Кимович. 100 великих пиратов. – М.,2011.

В начале 1628 года, изучив данные разведки, директора Вест-Индской компании решили отправить в Карибию крупное соединение кораблей с единственной целью – перехватить «серебряный флот» короля Испании. Руководителем операции был назначен Пит Хейн.

В апреле того же года Хейн получил от директоров подробные инструкции и назначение на должность адмирала и генерал-капитана флота, насчитывавшего 31 судно со 129 бронзовыми и 550 железными пушками. На их борту разместились 2300 моряков и около 1000 солдат. Флагманский галеон «Амстердам»; корабль «Голландский сад» имел 48 пушек; еще 17 судов несли от 26 до 38 пушек. Заместителем Хейна был утвержден 60-летний адмирал Хендрик Корнелисзоон Лонк. Основные силы флота оставили Тексел 20 мая 1628 года и, совершив переход через Атлантику, подошли к западной оконечности Кубы, где начали крейсировать в надежде перехватить одну или обе флотилии на их пути в Гавану. Постепенно сильное течение и неблагоприятные ветры вынудили голландские корабли переместиться к Гаване. Кубинский губернатор, имевший сообщение с Ямайки о появлении голландского флота, отправил в Новую Испанию не менее 9 посыльных судов с предупреждением «серебряному флоту», но ни один из них не достиг цели.

Флот Новой Испании, состоявшей из 23 судов, покинул Кадис 22 июля 1627 года под командованием бывалого моряка, рыцаря ордена Сантьяго генерала дона Хуана де Бенавидеса-и-Басана, и достиг Веракруса 16 сентября. Всю зиму и весну на борт галеонов грузили сокровища и колониальные товары, а летом они готовы были отправиться в обратный путь. 8 августа флот снялся с якоря, причем Бенавидес не позаботился об усилении охраны. Судя по ряду исторических источников, испанцы имели 21 или 22 судна, 11 из которых следовали в Сан-Лукар, а остальные – в Гавану и другие порты Вест-Индии. Только 4 корабля этого флота были хорошо вооружены: капитана «Санта-Ана-Мария», альмиранта «Санта-Гертрудис» и 2 вооруженных «купца» – «Сан-Хуан Баутиста» и «Нуэстра Сеньора де ла Антигуа».

В ночь с 7 на 8 сентября испанские корабли оказались в непосредственной близости от голландского флота. Перед рассветом отбившееся испанское судно, ориентируясь на огни голландских кораблей, приблизилось к ним и было взято на абордаж. Утром Пит Хейн увидел 12 испанских судов к северу от себя и еще 6 – в наветренной стороне, ближе к кубинскому берегу. Голландцы легко захватили 9 судов с грузом кошенили, какао, шкур, индиго и прочих товаров, позволив 3 оставшимся спасаться бегством. Позже 2 из них потерпели крушение.

Осмотрев захваченную добычу, Хейн понял, что серебро и другие сокровища должны находиться на борту 6 судов, замеченных в наветренной стороне. Ловко маневрируя в течение всего дня, он сумел отрезать им путь отступления к Гаване и вынудил повернуть на юг, к бухте Матансас. Ночью они вошли в бухту, но из-за ошибок пилотов капитана, альмиранта и еще один галеон сразу же сели на мель. Эта авария вызвала панику среди моряков и пассажиров, корабли флотилии скучились посреди бухты.

При свете луны корабли Пита Хейна вошли в бухту. Видя, что галеоны сели на мель, а их команды бегут на берег, Хейн приказал спустить на воду шлюпки и вскоре сам в числе первых взобрался на борт альмиранты. Испанцы, еще остававшиеся на 6 судах, побросали оружие и сдались.

Успех Пита Хейна был стопроцентным. Впервые в истории он одержал бескровную победу над «серебряным флотом». Вся следующая неделя была посвящена грабежу призов, описи их грузов и перевозке ценностей на борт кораблей. Хотя вначале со стороны моряков и солдат имели место хищения, строгие дисциплинарные меры, предпринятые Хейном, свели их до минимума.

Когда большая часть сокровищ была учтена и упакована, голландцы сожгли и утопили 5 призов. В руки победителей попали сокровища, включавшие 177 329 фунтов серебра, 135 фунтов золота, тысячу жемчужин и разнообразные товары на 11 509 524 золотых гульдена. Эта сумма превышала годовое содержание испанской армии во Фландрии и равнялась 2/3 годового содержания всей голландской армии. Присоединив к своему флоту 8 трофейных судов, Хейн приблизился к Гаване, надеясь подстеречь также флот Тьерра-Фирме. Но ввиду начала сезона ураганов от этого замысла пришлось отказаться.

10 января 1629 года основная часть флота Хейна благополучно прибыла в Хеллевутслёйс.


Памятник Питу Хейну в Роттердаме.

14 января Хейн, Лонк и четверо директоров Вест-Индской компании были приглашены на заседание Генеральных штатов. Хейн доложил о ходе экспедиции и фантастической добыче, которую удалось захватить.

Звездный час Пита Хейна оказался недолгим. Поругавшись с директорами Вест-Индской компании, он 26 марта 1629 года перешел на государственную службу в чине вице-адмирала Голландии и Западной Фризии (его флаг-капитаном стал Маартен Тромп, в будущем знаменитый флотоводец) и принял участие в военной экспедиции против испанских корсаров, базировавшихся в Дюнкерке. В море он натолкнулся на трех корсаров из Остенде. Хейн направил свой флагман между двумя вражескими кораблями, паля из пушек с обоих бортов. Спустя полчаса, в разгар сражения, вражеское ядро угодило ему в левое плечо; Хейн был убит на месте.




Наконец, мы увидели белеющиеся здания Алеппа
В этой истории не знаешь, что хуже: поведение ли Давида, или Святополка, или киевлян.
История первого энциклопедического лексикона в России.
Электрический телеграф для частных взаимных сообщений
Кроме греха, где найдешь добродетель?
«Как буйственники и удальцы состоятельными людьми стали быть»
Действуй без усилий, которые, кроме славы, не приносят никакой пользы
Серебряные трубы за Эюр, Хинган и Цицикар !
Раскроем летописи от времен Ярослава: идет ли в них речь об уделах? Нисколько: все князья суть члены одного рода, вся Русь составляет нераздельную родовую собственность
Под фабрикой понимали любое предприятие, производимое при помощи молота и огня, фабрикантом, именовали всякого производителя, будь то ремесленник или кустарь



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"