Сегодня и вчера
Портрет графа де Форбена
Портреты «Портрет графа де Форбена» Автор:
Гренкур Антуан (фр. Antoine Graincourt)


Техника:
Холст, масло
Время создания:
XVIII в.
Местонахождение:
Националный военно-морской музей, Париж
Смотреть полностью
Примечание:
Клод Форбен (фр. Claude de Forbin-Gardanne, 1656 — 1733) — французский флотоводец. В молодости был приговорен к смерти, застрелив соперника на дуэли, но смог избежать наказания и записался во флот. Принимал участие в кампаниях у берегов Америки и в Средиземном море, где, благодаря отваге, дослужился до офицерских чинов. В 1685 – 1688 годах служил в дипломатической миссии в Сиаме. Короля Сиама Нарай (Раматхибоди III) благоволил ему, сделал своим приближенным и назначил адмиралом сиамской армии. Побывал Форбен и губернатором Бангкока. Когда король заболел, Форбен оставил Сиам незадолго до его свержения и вернулся во Францию на флотскую службу. Прославился дерзкими победами в морских сражениях во время Войны за Испанское наследство. В разное время ряд кораблей французского военно-морского флота носил его имя, включая современный эсминец, спущенный на воду в 2005 году.

Евгений Савойский пишет о нем письмо к венецианскому дожу с просьбой «убрать эту занозу из моей задницы»



1702 год. Дерзость корсара Клода де Форбена. Во время Войны за испанское наследство произошел немыслимый в военно-морской истории курьез: французский корсар Форбен с одним (!) кораблем сумел блокировать порт Анкону, служивший одной из баз снабжения австрийской армии Евгения Савойского.

Форбен прибыл к берегам Италии в очень сложный момент — формально часть государств Апенинского полуострова была нейтральна, однако негласно каждый выбрал чью-то сторону. Уже 1 февраля 1702 года французские войска под командованием герцога Виллеруа потерпели поражение под Кремоной. Виллеруа сменил герцог де Вандом, который, несмотря на удачное августовское сражение при Луццаре и существенное численное преимущество, продемонстрировал свою неспособность выбить Евгения Савойского из Италии.

Корсар избрал своей базой Бриндизи, принадлежавший тогда Испании, и поднял на своих кораблях флаги Арагона. Клерон, командир шебеки из отряда Форбена, подошел к острову Кеше, который контролировали венецианцы, и подвергнулся нападению австрийских войск. В результате стычки были убиты 30 имперских солдат, а из команды корабля в живых остались только 6 моряков. Поскольку Венеция ранее объявила нейтралитет, Форбен был возмущен случившимся — он подает протест дожу Альвизе II ди Мочениго, а также обращается к послу Франции в Венецианской республике графу де Кармону и кардиналу де Эстрэ. Кардинал в приватной беседе ответил корсару, что спустит этот инцидент на тормозах, поскольку в Венеции закупают хлеб не только австрияки, но и французы. Форбен со свойственной ему горячностью заявил, что в таком случае он будет топить и венецианские суда, поскольку Его Величеством был дан четкий приказ — прервать снабжение войск Евгения Савойского в Ломбардии.

Обещание свое Форбен выполнил — за два месяца он пустил ко дну 15 торговых судов, схватился с двумя австрийскими фрегатами, причем один из них взял на абордаж, а второй обратил в бегство. Венецианцы, напуганные таким размахом крейсерской войны у себя под боком — в Адриатическом море, — запретили снабжать корабли Франции, однако Форбен давно уже кормил и снабжал себя сам, за счет захваченных призов, поэтому ему было плевать на указы и эдикты Серениссима. Не удовлетворившись своими действиями, корсар двинулся к Анконе, которая служила одной из главных перевалочных баз Савойского. А дальше случилось немыслимое в военно-морской истории дело — один линейный корабль объявил о блокаде морского порта! Курьез этот так бы и остался курьезом, если бы Форбен не выполнил своего обещания — он атакует неприятельские суда, причем топит всех имперцев, невзирая на тоннаж и количество пушек, с венецианцами же поступает хитрее, заставляя капитанов выкидывать в воду товар и следовать в Анкону. Тех же, кто пытается выйти из Анконы, пушечные залпы убеждают вернуться обратно в порт. В результате гавань блокированного города была забита порожними судами, в крепости быстро уменьшались запасы продовольствия, испуганный дож под давлением императора Священной Римской империи обрушил шквал протестов на действия Форбена. Последней каплей послужила для него атака двух венецианских барков, груженных солью, шедших под конвоем имперского фрегата. Корсар взял австрияка на абордаж, а венецианцам приказал выкинуть груз за борт, что им и оставалось выполнить.

Людовик XIV, дабы окончательно не портить отношения с Венецией, выпустил эдикт, порицающий действия «шевалье де Форбена в водах венецианских», однако в письме каперу выражал восхищение действиями его фрегата.

Окрыленный письмом, корсар теперь уже начал не только опустошать трюмы неприятельских судов, но и сжигать их. Поскольку основные поставки австрийцы перенесли в Триест, он блокировал и этот порт. Терпение Савойского лопнуло. Именно в этот момент он пишет письмо к дожу с просьбой «splitter aus meinem Hintern aufzurdumen» (убрать эту занозу из моей задницы). Австрийский посол в Венеции нанимает случайно оказавшийся в порту 50-пушечный английский приватир «Тартар» для охоты за наглецом Форбеном, к нему присоединяется 26-пушечный венецианский фрегат. На тот момент у корсара были 50-пушечный «Перль», 12-пушечный галиот и 10-пушечный тендер. Прознав о силах, выделенных для охоты, Форбен отошел к Бриндизи и попросил подмоги. Из Тулона на помощь был отправлен 50-пушечный корабль под командованием шевалье Рено де Шиана. После соединения с тулонцем у Мессины Форбен отослал галиот и тендер к берегам Франции, а сам вернулся к побережью Северной Италии.

Около Баккарди он столкнулся с австрийским караваном из 20 транспортов, доверху груженных пшеницей для войск принца Евгения. Охранение у конвоя отсутствовало, поэтому к вечеру корсар захватил 8 судов, которые отправил в Бриндизи в качестве призов. На следующий день он смог захватить и остальные транспорты, ссадил их команды на шлюпки, а суда сжег. На помощь гибнущему конвою подошел 26-пушечный венецианский фрегат, который был взят на абордаж и также сожжен. Подошедший «Тартар» смог наблюдать только гибнущие корабли. Разъяренный англичанин пообещал, что «отрежет уши этому наглецу».

Ночью Форбен на двух брандерах атаковал стоящий на рейде Венеции «Тартар». После короткого абордажа он ставит простейшее взрывное устройство в крюйт-камеру корабля и навещает кают-компанию, где напоминает англичанину о его клятве. 27 полусонных моряков вместе с капитаном едва успели отплыть на шлюпке подальше, как на рейде раздался сильный взрыв. Горящие обломки раскидало в радиусе 300 метров, 50-пушечный приватир «Тартар» перестал существовать как боевая единица...

Сергей Махов, Эдуард Созаев. Борьба за испанское наследство. – М., 2010.




Зрелище этого народного праздника оживлено и блестяще
Празднование понедельника в Малороссии
Если не произошло отделения Сибири от России, то приписать это следует не столько счастью, сколько государственному смыслу русского народа
Солдаты в оскорблении и в тревоге клялись друг другу, что постоят за своих стариков
Наши дилетанты с плачем засвидетельствовали, что они обманулись в коварной науке Запада
Александр стремился к воссозданию европейского общества на основаниях высокой евангельской нравственности.
Преданиям о смерти, постигающей Кощея, противоречит постоянно придаваемый ему эпитет бессмертного; но именно это и свидетельствует за его стихийный характер
Они бы не посмели!— говорили мы.
Кот государев
А 30 000 червонных за то, что в продолжение осады звонили в колокола, противно обыкновению принятому в осажденных крепостях.



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"