Сегодня и вчера
Конный портрет Людовика XIV
Произведение искусства «Конный портрет Людовика XIV» Автор:
Уасс Рене-Антуан (фр. René-Antoine Houasse)


Размер:
255 × 200 см.
Техника:
Холст, масло
Время создания:
2 половина XVII века
Местонахождение:
Версальский дворец
Страна:
Франция
Смотреть полностью


Я запрещаю давать согласие на проведение каких-либо ассамблей, никому из вас не дозволено требовать их!




1655 год.13 апреля. Людовик XIV в сапогах в парламенте. Появление короля в парламенте в охотничьем костюме и сапогах было демонстративным нарушением всех приличий. Он запрещает парламенту обсуждать королевские указы.

...В период, охватывающий последние годы Фронды и кончину кардинала (1653-1661), «правящей троице» — Людовику XIV, Анне Австрийской и Мазарини — удается навести порядок в стране. Деятельность молодого Луи пока что ограничивается ролью «показного» короля, которого предъявляют народу, армии и послам. Несмотря на желание поскорее стать полноправным правителем, он терпеливо вникает в тонкости своей будущей «профессии». Анна Австрийская принимает участие в управлении уже меньше, чем ранее, но внимательно следит за духовным воспитанием своего сына. Реальная власть находится в руках первого министра, который знает, как пощадить чувства молодого монарха. Под личиной тихого кроткого нрава его крестника скрывается порывистый и нетерпеливый нрав, и кардинал, зная это, понемногу привлекает короля к принятию государственных решений. Однако распределение обязанностей и льгот, проведение дипломатических переговоров и принятие важнейших решений все еще во власти Мазарини. По окончании Фронды вновь начата монархическая централизация, предпринятая Ришелье. В провинции возвращаются интенданты, которых теперь зовут «комиссарами, призванными для выполнения особых поручений короля» — такое «переименование» сделано ради того, чтобы не раздражать чиновников. Мазарини расширяет сеть преданных ему слуг, развивает отношения министерской клиентелы, практикует метод прощения ошибок, усиливая, таким образом, контроль над дальними провинциями. Это время, когда дворяне и знатные лица начинают переходить на службу к королю.

Однако продолжающаяся война с Испанией не отменяет ужасного налогового бремени, нависшего над страной. Испания может позволить себе экономить на реформах и оставаться консервативной: испанские галеоны, идущие из Америки, снабжают ее серебром и золотом, необходимыми для того, чтобы окупать нужды армии. Франция, напротив, должна рационализировать свой государственный аппарат, чтобы любыми способами извлекать из крестьянских кубышек звонкую монету, в которой она так нуждается. В результате этого хронического финансового кризиса будущие доходы расходуются раньше времени. В 1656, а затем в 1658 году — последний год особенно драматичен — королевство вынуждено приостановить военные операции из-за нехватки денег. Это лучшие периоды в жизни откупщиков и заимодавцев. Чтобы избежать банкротства, проворный суперинтендант финансов Никола Фуке вынужден изворачиваться и выплачивать им феноменальные проценты (от 30 до 50%!). Впрочем, финансовые невзгоды государства не мешают кардиналу накапливать и даже увеличивать свой баснословный капитал, который не исчез во время Фронды.

Парламент воспользуется этой бедственной ситуацией, чтобы вновь поднять голову и представить ремонстрацию в ответ на новые налоговые эдикты (налог на крещение и погребение, создание новой должности королевского секретаря…). Чтобы подавить сопротивление, 13 апреля 1655 года Людовик XIV является в Парижский парламент и занимает королевское ложе, по меньшей мере, «по-кавалерийски лихо». Действительно, он предстает перед советниками в своем охотничьем костюме — красный камзол, серая шляпа, большие сапоги… «Господа, — высокомерно заявляет он, — каждому из вас известно о бедах и несчастьях, случившихся по вине парламентских ассамблей. Я хочу упредить их и запретить те ассамблеи, которые собрались из-за эдиктов, изданных мною, — я желаю, чтобы эти эдикты были приведены в исполнение. Господин президент, вам я запрещаю давать согласие на проведение каких-либо ассамблей, никому из вас не дозволено требовать их».

Вышеупомянутая знаменитая сцена, описанная Мазарини, обросла вымыслом: впоследствии будут рассказывать, что король, явившийся в парламент чуть ли не с хлыстом в руках, дабы обуздать своих советников, произнес тогда известную всем фразу: «Государство — это я!» Из-за нее на свет появилась идея об автократической монархии и абсолютной деспотичной власти Людовика XIV — что далеко от действительности. Продажность должностей по-прежнему производит губительные последствия, поддерживая дух непокорства в рядах парламента. «Судейские крючки», которые, казалось, должны были умолкнуть после королевского собрания, представляют новые, незаконные после «королевского ложа» ремонстрации. Кардинал вынужден заключить в тюрьму одного советника и изгнать девять других. Этого недостаточно; ничего не меняет и вмешательство Тюренна, который умоляет первого президента дать ему денег для его солдат. В конце концов власть отзывает часть эдиктов и награждает первого президента Помпонна де Бельевра 100 000 ливров...

Птифис Жан-Кристиан. Людовик XIV. Слава и испытания. — М., 2008.




Никто, естественно, не решился сказать, что виноват «Его величество»
Царь Иоанн Грозный. Его царствование, его деяния, его жизнь, современники и деятели в портретах, гравюрах, живописи, скульптуре, памятниках зодчества
Внизу, под скалою типы русских племен, игравших главную роль в этом событии. Какие же это племена, что это за событие?
Никто в этот день не был убит, случай небывалый в истории коронований польских монархов
Угличские владетельные князья
Там всего бывает: поют, кричат, смеются, шутят, представляются — тот жидом, а тот дурнем, тот собакою, а тот кошкою, или жабою
Ухо Дженкинса потрясло воображение общественности и стало символом всеобщего возбуждения
Чтобы достигнуть большей характерности, я употребил дорический антаблемент. Это кажущееся новшество немного смутило наших законодателей искусства
Если бы не монастырь с женщинами, если бы не малый гарнизон и штатный комплект пушек…
Выскакали засадные полки из-за лесу, их схоронявшего, и полетели на татар, как соколы на стаю журавлей



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты Сообщить об ошибке
Проект «РУНИВЕРС» реализуется
при поддержке компании Транснефть.