Сегодня и вчера
Конный портрет султана Сулеймана Великолепного
Портреты «Конный портрет султана Сулеймана Великолепного» Автор:
Эворт Ганс (нидерл. Hans Eworth)


Размер:
56 × 47 cm
Техника:
Дерево, масло
Время создания:
1549
Местонахождение:
Коллекция графа Ярборо
Страна:
Великобритания
Смотреть полностью


И все будет сделано так, как было сказано




1526 год. Султан Сулейман Великолепный отвечает обнадеживающим письмом на тайную просьбу о помощи французского короля Франциска I.

Разбитый в сражение при Павии французский король Франциск I взят в плен императором Карлом V и находится в плену в Мадриде. Пытаясь найти выход из сложившегося положения, он тайно отправляет посланника с просьбой о помощи турецкому султану Сулейману Великолепному. Султан отвечает ему обнадеживающим письмом. Так начинается франко-турецкий союз на почве взаимного интереса в ослаблении державы Карла V Габсбурга. Этот «святотатственный альянс Лилии с Полумесяцем» вызвал скандал в христианской Европе, и потому редко афишировался, хотя, по сути, оставался в силе до самого вторжения Наполеона в Египет (1798)


... Разгром в битве при Павии 25 февраля 1525 года заставил Франциска отбросить всякую осторожность. Поражение свершилось, и он был взят в плен генералами своего соперника, а его страна стала беззащитной добычей испанцев, немцев, голландцев, англичан и предавшего его коннетабля Бурбона. Настало время отчаянных действий, и, балансируя на самом краю, он решает обратиться за помощью к единственному государю, способному бросить вызов победоносному Императору – султану Сулейману Великолепному. Этот его шаг хранился в таком строгом секрете, что долгие годы история его поступка была покрыта неизвестностью. Даже сегодня мы не так уж и много знаем об этом, а за все, что просочилось наружу, нам стоит благодарить тщательность турецких хронистов и разговорчивость Великого Визиря.

Вероятнее всего первого французского посланника отправила в Константинополь королева-мать и регент Луиза Савойская, как только до нее дошли известия из Павии. Имя этого связного нам неизвестно, но мы знаем, что у него была свита из двенадцати особ везущих богатые дары, в том числе рубиновый перстень, который, если верить словам Ибрагима, который показывал это кольцо Иерониму фон Зара восемь лет спустя, был на Франциске в день битвы при Павии. Если это было именно так, то король должен был быть в курсе этого замысла. Однако миссия провалилась, посланника перехватили и убили в Боснии, скорее всего, по приказу местного бея. Возможно, что убийство было совершено с целью грабежа, но если подумать об интересах короля Фердинанда в этих землях, то можно предположить что именно враждебность дома Габсбургов питала это преступление, которое вполне укладывалось в рамки политической морали своего времени.

В декабре того же года новый французский посланник, Иоанн Франжипани, наконец добрался до Константинополя. Ему было доверено, кроме устного послания и письма от королевы-регента, еще одно письмо, которое было тайно передано Франциском из его мадридского заключения, и которое посол прятал в подметках своей обуви. Ни одно из этих писем не сохранилось, однако достойные доверия современные источники свидетельствуют, что в них содержались просьбы к султану о помощи в освобождении Франциска и содействии в противостоянии дому Габсбургов. Такие просьбы давали Сулейману прекрасную возможность увериться в своем превосходстве и попытаться укрепить его. И Сулейман не преминул этой возможностью немедленно воспользоваться. Ответное письмо, которое он вручил Франжипани в день его отъезда из Константинополя 8 февраля 1526 года, являет собой изысканный образец восточного литературного стиля:

«Милостью Всевышнего, чья власть да пребудет вечно… Я, правитель правителей, царь царей, тень Аллаха на земле, который коронует властителей, – повелитель и государь Средиземного моря, Черного моря, Румелии, Анатолии, Карамана, Сиваса, Зуль-Кадерии, Диарбакыра, Курдистана, Азербайджана, Аджема, Дамаска, Алеппо, Египта, Мекки, Медины, Иерусалима, всей Аравии и Йемена, хозяин бесчисленных владений, завоеванных моими предками. Под разрушительной силой моих дедов и прадедов пали сильнейшие, другие же ещё падут под ударами моего меча, несущего пламя победы во имя Аллаха. Я Султан Сулейман Хан, сын Султана Селим Хана, сына Султана Баязед Хана, — тебе, правителю французских земель Королю Франциску.

Через своего верного слугу Франжипани ты отправил письмо и устное послание к нашему двору, к которому обращаются правители со всего мира. Сообщая о вторжении в твои владения и о том, что в настоящее время ты находишься в заточении, ты просишь нас помочь твоему освобождению. Все, что необходимо, было передано к подножию моего трона, у которого приютился весь мир, и я осведомлен обо всех подробностях дела. Нет ничего удивительного в том, что властители терпят поражения и попадают в плен. Успокой свое сердце и не падай духом. В таких случаях наши отцы, деды и прадеды, да освятит Аллах их могилы, никогда не переставали сражаться, чтобы отразить неприятеля и приобрести новые владения. Мы же, следуя их примеру, также покоряем самые неприступные земли и берем крепости. Дни и ночи напролет наши кони стоят оседланными, а мы препоясаны мечом. Аллах, да наставит на путь истинный, какова бы ни была его воля. Остальное ты узнаешь у своего посла. И все будет сделано так, как было сказано. Сулейман, сын Селима. 933 Хиджры [1526]» ...

Merriman, Roger Bigelow. Suleiman the Magnificent, 1520–1566. Cambridge, Massachusetts: Harvard University Press, 1944.
Перевод Руниверс




Обыкновенной предварительной операцией было отыскивание на теле подсудимой «ведовской печати»
«...Я решился назначить дядю Сергея в Москву генерал-губернатором вместо Долгорукова, выжившего за последнее время совершенно из ума»
Отрубленную голову насадили на пику и водрузили на крышу Вестминстерского дворца, где она находилась на всеобщем обозрении 30 лет.
Русские штурмуют Пекин
«О самодержавии теперь мечтают и будут мечтать так, как раньше мечтали о социализме».
В понятие животного входит понятие самодвижущегося предмета
Достигнутое соглашение повергло христианскую Европу в шок.
Как принц персидский вез в Петербург алмаз «Шах» и извинения за смерть Грибоедова.
После 13 лет управления Потемкиным Новороссией, в ней прибыло 600 000 жителей, то есть прибывало в год почти до 43 т. человек
Ледовый поход на Аландские острова



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"