Сегодня и вчера
Памятник Богдану Хмельницкому // Нива. 1870. № 39. — C. 615.
На прилагаемом рисунке изображена модель памятника Богдану Хмельницкому, исполненная художником М. О. Микешнным, автором памятников: «Тысячелетия России», «Екатерине II», «Адмиралу Грейгу» и проч. Новое произведение нашего высокоталантливого ваятеля запечатлено особенною мощью творчества — как в замысле, так и в исполнении. Славный малороссийский гетман, верхом на степном коне, грозно потрясая булавою, вскакал на вершину скалы; под ногами коня поверженная фигура — по-видимому иезуита; ниже на обрыве лепится сраженный шляхтич, в ужасе прикрывая голову от копыт промчавшегося коня; еще ниже, жид арендатор в страшных корчах испускает дух. Грозен и радостен «казацкий батько», свободною рукой он кажет вдаль (по проекту постановки памятника — на север) на Москву, как бы предвещая то важное событие, которое имеет совершиться в белокаменной собирательнице городов русских. Внизу, под скалою типы русских племен, игравших главную роль в этом событии. Какие же это племена, что это за событие? 1 октября 1653 г. в Москве совершилось великое событие — собрался Земский Собор (выборные от всех сословий русской земли) совещаться о великом деле: внять ли мольбам гетмана Хмельницкого и принять его в подданство со всею Малороссией, или нет? Земский Собор единогласно решил: принять; все сословия заявили готовность биться с польским королем за древнее достояние Владимира Святого, Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. Патриарх (знаменитый Никон) и все духовенство заявили, что они будут молить Бога, Пресвятую Деву и всех святых о пособии на одоление врага святой православной веры. 8 января 1654 года собралась Казацкая Рада в Переяславле, там были уже послы царя Алексея Михайловича, гетман открыл Раду и спросил народ, хотят ли они отдаться под власть бусурманов: Крымского Хана или Турецкого Султана, или хотят опять под власть Польского Короля и опять терпеть от поляков всякие притеснения? Или желают быть подданными Православного Царя? Мы, добавил гетман, с православием Великой Руси едино тело церкви, имеющее главою Иисуса Христа. Народ единогласно заявил, что хочет жить под высокою рукою Православного Царя. Так совершилось воссоединение Великой и Малой России, возобновлялось великое дело собирателей земли русской. Великие собиратели земли русской с одгими силами Великой Руси не и силах были вырвать из рук Польши древнее достояние земли русской; мало того, пользуясь русскими силами, бывшими у ней в руках, Польша при Иоанне IV отняла у нас Полоцк, в смутное время — Смоленск. Совсем иначе пошли дела после соединения Великой и Малой Руси. Не прошло ста лет — и Россия, сокрушив Швецию, заняла первоклассное место среди европейских государств, на рубеже Европы стала грозная Империя, представительница Славянского мира, а католическая и аристократическая Польша быстро пошла к последнему концу своему. Так гибнут народы, которые не поймут своего назначения; Польша — Славянское государство — не умела западных единоплеменников-славян защитить от немцев, уступала последним свои земли, под своим крылом вырастила Пруссию (магистр Тевтонского Ордена, Альбрехт Бранденбургский, принявший реформацию, с согласия Сигпзмуида I-го, внука Ягеллы, обратил Пруссию в наследственное владение) и все силы свои устремила на завоевание русских земель, не обращая внимания на то, что делается у ней на западных границах. Да и до того ли было, когда имения богатейших магнатов находились в русских областях; ведь эти магнаты большею частью были ополячившиеся потомки Гедимина и Владимира святого. Польша, принявшая романо-германскую оболочку и потерявшая славянский смысл, должна была сойти со сцены истории; она была не нужна. Петр Великий и Екатерина II исполнили приговор истории: Петр Великий с 1717 г. сделался хозяином в Польше, Екатерина II докончила это дело; в конце XVIII столетия Польша не существовала... Но этого мало: история казнит — и часто сопровождает казнь свою грозной иронией в назидание векам и народам. Первую мысль о разделе Польши (мы говорим о времени Екатерины II) подал потомок Альбрехта Бранденбургского, племянника недальновидного польского короля Сигизмунда II-го. Таковы то были следствия воcсоединения Великой и Малой Руси. Ныне Россия воздвигает памятник виновнику этого великого события, одному из славных страдальцев за Землю Русскую, на том месте, где Богдан произнес многознаменательные слова: «мы с православием Великой Руси едино тело церкви, имеющее главою Иисуса Христа». |
Солдаты в оскорблении и в тревоге клялись друг другу, что постоят за своих стариков
Наши дилетанты с плачем засвидетельствовали, что они обманулись в коварной науке Запада
Александр стремился к воссозданию европейского общества на основаниях высокой евангельской нравственности.
Преданиям о смерти, постигающей Кощея, противоречит постоянно придаваемый ему эпитет бессмертного; но именно это и свидетельствует за его стихийный характер
Они бы не посмели!— говорили мы.
Кот государев
А 30 000 червонных за то, что в продолжение осады звонили в колокола, противно обыкновению принятому в осажденных крепостях.
Получив от царя «жаловальную грамоту» (каперское свидетельство), Карстен Роде начал действия против польской торговли
Ежедневная пресса аккуратно отмечает и до сих пор факты недружелюбия к нам, русским, со стороны финляндцев.
Нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно
|