Сегодня и вчера
Взятие Иваном Грозным ливонской крепости Кокенгаузен в 1577 году
Русская историческая живопись «Взятие Иваном Грозным ливонской крепости Кокенгаузен в 1577 году» Автор:
Соколов-Скаля Павел Петрович


Размер:
297 x 445 см.
Техника:
Холст, масло.
Время создания:
1937—1943
Местонахождение:
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Смотреть полностью


С затаенною радостью страна встречала вступление в нее Иоанна Грозного, приветствуя его как Исполина, как давно желанного своего Освободителя



Лызлов В. История земли варяжской Руси и борьбы русского народа с латинской пропагандою в пределах ее. — Вильна, 1886. — C. 19.

С общим единодушием Латыш принимает возвращение Русификации, отказавшись и от Немецкой культуры, и от Польских привилегий и свобод, разрушавших его исторически быт и национальность: а почему вся Рыцарская мистификация и Полонизация оказываются пустым вымыслом, чуждым в быте нашей страны. Для падавшей пропаганды было чувствительно не столько оружие Русских вождей, сколько их административные меры, которыми они воскрешали в нашей стране основы древней Русской культуры. С затаенною радостью страна встречала вступление в нее Иоанна Грозного, приветствуя его как Исполина, как давно желанного своего Освободителя. В то время, как Немецкие хроникеры не сумеют приискать слов, чтобы очернить без всякой причины и повода незабвенную память нашего Великого Государя, народ нашей страны слагает дивные легенды о Нем, окружая имя Его ореолом величия, приписывая ему исполинские подвиги. Воспоминание о Нем в народе граничит с благоговением к Его личности. В то время как в течение почти 4-х векового своего у нас существования, ни один из рыцарей не оставил в народе воспоминания не только о своих подвигах, но даже ни об одном своем рыцарском имени, этот же народ хранит воспоминание едва ли не о каждом месте битвы Иоанна Грозного, так что, по истечении четырех веков, можно безошибочно восстановить, по памяти народа, путь Грозного Царя по нашей стране. В своем представлении об Его могуществе, народ придает Иоанну Грозному сверхъестественные подвиги, указывая на горы, как на остатки его батарей, как на осадные подготовления для приступов к замкам, например при Люцине, Ашерадене, Кокеносе и т. д. — По понятиям народа оказывается, что, такие работы никому не посильны, но для Грозного, который мог бы передвинуть горы на горы, чтобы освободить из плена свой народ, которому он предан и любит его беззаветно. Освобождение своей страны от рыцарства народ приписывает Иоанну Грозному, и в доказательство своего убеждения, указывает на один из источников нашей страны, называемый в народе Царским Ключом, потому что Государь, вступая в пашу страну, по обеде своем при этом ключе, бросил в него при всех боярах свой царский перстень, в знак обручения своего с судьбою страны. От царских ключей предание переносит своего Героя к берегам Синего озера, где памятником Его пребывания указывает на плотину, идущую от церкви к озеру, и на курган Выдру. От Синего озера, по преданию, Государь подступил к Люцину, у которого парод указывает на холм Ершовку и батареи Иоанна Грозного, для сооружения которых необходимы были массы народа и многие годы, тогда как Иоанн Грозный вступил в Ливонию только во главе 20-ти т. войска, с которым он осаждал каждый замок не более двух, трех дней. По сдаче неприступного Люцина, Государь взял Режицу, Динабург и потом направился к Кокенгаузену…




Сладость ягод малины не допустила ее сделаться печальным образом, подобно калине
Мы всегда за народ и с народом, и до тех пор мы будем за царя, — пока народ будет за него!
Витте озабочен финансами, так как нет ниоткуда поступлений, и государству придется объявить себя банкротом.
Сочинителем этой книги был Московский уроженец Григорий Карпов сын Котошихин, служивший с самых молодых лет в, так называемом Русскими, Посольском Приказе
Ивашко Дмитриев сказал, что он во крестьяне за Ивана Савинова с женою и с детьми порядился и такову порядную запись дал на себя своею волею
Его особенно боятся высшие чиновники, потому что его приговоры хотя справедливы, но весьма строги и всех приводят в страх
Одними фактами мы довольствоваться не можем, а потому у нас есть и философия
Его вообще любят, так как он оказал добро множеству лиц, зло же от него видели очень немногие
8 октября (27 сентября ст. ст.) 1702 года русская армия осадила шведскую крепость Нотебург.
Комиссия отклонила ходатайство об исключении из списка вредных животных: белки, ласки, соболя, хорька, лисиц и прочих зверей.



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты Сообщить об ошибке
Проект «РУНИВЕРС» реализуется
при поддержке компании Транснефть.