Сегодня и вчера
Страница рукописи «Зографского Евангелия»
Документ «Страница рукописи «Зографского Евангелия»» Автор:
Неизвестен


Время создания:
Конец X или начало XI в.
Местонахождение:
Российская национальная библиотека, Санкт-Петербург
Смотреть полностью
Примечание:
«Зографское Евангелие» (в иностранной литературе обычно именуется Codex Zographensis) — неполная глаголическая рукопись четвероевангелия, памятник старославянского языка конца X или начала XI в. Содержит 304 пергаментных листа: 288 листов собственно евангельского текста и 16 листов написанного кириллицей синаксаря (месяцеслова). Листы 41 — 57 представляют собой более позднюю вставку (XI — XII вв.) и к канону старославянских памятников не относятся.

Рукопись найдена в 1843 году в Зографском монастыре на Афоне. В 1844 году с ней ознакомился В. И. Григорович, а в 1857 её сфотографировал П. И. Севастьянов. В 1860 году монастырь подарил рукопись Александру II, который передал её в Публичную библиотеку в Санкт-Петербурге (ныне Российская национальная библиотека), где она с тех пор и хранится (под шифром Глаг. 1).

Изобрел ли Кирилл глаголическое письмо?



Добровский Иосиф. Кирилл и Мефодий. Славянские первоучители. — М., 1825. — С. 38.

Добнер предложил в 1786 году в пользу Римско-Католических Глаголитов в Далмации вопрос: должно ли почитать ныне так называемую Кирилловскую азбуку, подлинным изобретением Словенскаго Апостола Кирилла? И в ответе на оный поступил столь далеко, что Глаголические письмена, появившиеся не прежде 1З столетия, и ложно приписанные Св. Иерониму, объявил без шуток подлинным изобретением Кирилла и Мефодия. Он утверждал посему, что азбуку, коею написаны древнейшие книги Руссов, Сербов и Болгаров, составили Схизматики в позднейшие уже времена. Сие неосновательное утверждение часто осуждал я в прежних моих сочинениях. Тоже сделал и Шлецер в своем Несторе. Особенно г. Карамзин в первой части своей Русской Истории представил обстоятельное опровержение мнимых доводов Добнеровых. Я должен прибавить к тому, что вследствие новейшего, г. Копитаром по моей просьбе предпринятого в Париже исследования о Глаголической рукописи, будто бы принадлежащей к 8 или 9 столетию, в Кор. библиотеке N 2340, из которой Бенедиктинцы представили в новой своей системе Дипломатики на 9 столбце так называемую Болгарскую азбуку, древняя сия рукопись есть не Болгарская, но Латинская, и в оной на одном вшитом листе (по большей мере 14 столетия) находится Глаголическая азбука, с странною надписью Abecenarium (sic) Bulgaricum, которою ученые Бенедиктинцы быв обмануты, выдали Глаголическую азбуку за Болгарскую. Людвиг I, Король Венгерский, вторгшись в 1366 в Болгарию, нашел в Липне в Банате схизматических Славян, которых велел обратить. Он дал им, как сказывает Туроц, Священников Secundum translationem S. Hieronymi, то есть Глаголических Священников. — И так если путешествующий Француз пришел к такому Священнику в Болгарии, и у него списал себе азбуку, то сделается некоторым образом вероятным, почему называет он ее Болгарскою. У Глаголитов нет столь древних рукописей написанных их буквами, как у Русских Кирилловскими. О Глаголической Псалтири 1222 года, списанной с другой древнейшей Николаем, Клириком Арбейским см. мои Glagolitica с. 22. Ныне никто не будет сомневаться в том, что псалтирь сия произошла от писанной Кирилловскими буквами, т. е. что ей служила основанием Кирилловская Псалтирь, которая была переписана Глаголическими буквами.




Услыхав Малороссийский говор, он мгновенно решил, что перед ним стоят Французы
Со времени Даниила Галицко-Владимирская Русь представляла собой организм, отдельный от прочей Руси.
Я слышал, что в Московии некогда водились собольи меха
А если Франции знать дать об оной декларации, то она всеми мерами сопротивляться тому будет и примет совсем иные меры к нашему и Российской Империи невозвратному вреду.
Новый сайт с материалами об русском офицерстве
Вообще я не заметил, чтобы Османы отличались патриотизмом
Смешно верить таким выдумкам, что русское ядро не может убить английского адмирала
Где же настоящий нравственный идеал? Очевидно, мы должны искать его все-таки в примирении внешнего и внутреннего, материального и духовного.
С утешением засыпал положивший жизнь свою, и уязвленный гордился своими ранами
Одно время в Измайловском полку было 65 процентов не православных офицеров...



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"