Сегодня и вчера
Малышевский И.И. Происхождение русской великой княгини Ольги св. // Киевская старина. Год восьмой. Том XXVI. Июль-Сентябрь 1889 г. — Киев, 1889. — С. 1. «О происхождении этой бессмертной жены, о месте ее рождения, возрасте, образовании и многих других небольших обстоятельствах, которые так хотелось бы знать, — никто ничего не знает». Так выразился Шлецер при сличении летописных и житийных известий об Ольге в своем знаменитом «Несторе», изд. в 1805— 1809 гг. на немецком языке, а в 1809—1819 гг. в русском переводе Языкова. Прошли десятки лет усиленного труда над разработкой начального периода нашей истории, — и замечание Шлецера пришлось повторить одному из наиболее сведущих и ученых представителей этого труда М. П. Погодину, который выражается так: «о роде супруги Игоря, великой княгини Ольги, бессмертной по многим отношениям, до сих пор не сказано было ничего решительного». Эти слова Погодина кстати поставлены эпиграфом к новому ученому сообщению об Ольге, предлагающему новое решение вопроса о ее происхождении. Это сообщение достоуважаемого о. архимандрита Леонида, наместника Троицкой лавры, которому наука обязана уже многими, весьма ценными учеными открытиями, сообщениями и исследованиями в области древней русской истории и письменности, преимущественно церковной. Оно предложено в июльской кн. «Русской Старины» за минувший год ко времени бывшего юбилея 900-летия крещения России, в статье, существующей и в отдельном издании, под заглавием: «Откуда родом была св. великая княгиня русская Oльга». На это сообщение уже было обращено внимание печати при обзорах статей, брошюр я изданий, вышедших по поводу юбилейного празднества, но обстоятельного суждения о нем, сколько помнится, не высказано. Передадим вкратце сущность нового сообщения о св. Ольге. Занимаясь описанием рукописей покойного графа А. С. Уварова, о. арх. Леонид в запрошлом году нашел, в одном историческом сборнике ХV в., любопытный отрывок из древнего летописца, где описываются в сжатом виде события русской истории с 862 по 1174 г. (до смерти Андрея Боголюбского). Летописец, по содержанию, может быть назван владимирским, ибо в нем обращено особенное внимание на Владимир и его святыни. А время составления его определяется находящимся в начале его «Родословцем» русских князей, в котором последним упоминается сын Иоанна III Иван Младой, сконч. в 1490 г., следовательно, летописец писал в исходе XV в. Неизвестный летописец в изложении событий следует, очевидно, указаниям нашей первоначальной летописи, но заметно уклоняется от повторения всех легендарных сказаний, встречающихся на первых годах оной, а местами делает весьма важные и любопытные дополнения и поясненья некоторых мест своего источника. Для примера приложен отрывок из летописца, относящийся ко времени от Рюрика до Владимира. Из этого отрывка взято ученым исследователем для настоящего сообщения след. место: «Игоря же жени (Олег) в Болгарех, поят же за него княжну, именем Ольгу. И быст мудра вельми». Далее затем описывается поход Олега на Царьград. Итак, по этому известию, Ольга была родом княжна из Болгарии. Исследователь находит, что это известие наиболее достоверно. Этот вывод уясняется и подтверждается следующими соображениями: На вопрос о роде Ольги дается, по-видимому, утвердительный ответ в летописи под 903 годом, где говорится: «Игореви же возрасшю и хождаше по Олзе и слушаше его. И приведша ему жену от Плескова, именем Ольгу». Этот Плесков обыкновенно отождествляется с русским Псковом, который в летописях также называется Плесковом. Замена древнего названия Плесков новым названием Псков начинается еще с Лаврентьевского списка летописи, где под 903 г. стоит именно от Пскова, тогда как в Ипатьевском — от Плескова… |
Томас Блад заявил, что будет разговаривать только с королем. Он рассчитывал на свое ирландское обаяние, ум и известную любовь Карла II к авантюристам и проходимцам.
Принужденный силой обстоятельств, Головин, по здравому размышлению, склонился на представления китайцев
Те народы, которые соделывались просвещеннее в своей целости, всегда имели правление лучшее
Финансовые обстоятельства Крымской войны
Витовт решил сокрушить Орду. Звал Василия. Тот уклонился. Орда победила. Москва спаслась.
И государь скомандовал «В Бобруйск!»
Тому, кто доставит живым шведского короля, было обещано шесть дукатов, а в доказательство требовалось предъявить королевский камзол.
Пойдем, братцы, за границу бить Отечества врагов. Вспомним матушку Царицу, вспомним, век ее каков!
С вами должны быть всегда смерть и победа!
Многочисленный, на севере Европы поселившийся славянский народ разделился на два мира: русский и лядский…
|