Сегодня и вчера
Пасхальная заутреня в Малороссии
«Пасхальная заутреня в Малороссии» Автор:
Пимоненко Николай Корнилович


Размер:
133 x 193 см.
Техника:
Холст, масло.
Время создания:
1891
Местонахождение:
Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Смотреть полностью


У нас Рождество, в Москве Рождество; у нас Богоявление, в Москве Богоявление; у нас Христос воскрес, в Москве Христос воскрес.



Лалош М. Времясчисление христианского и языческого мира. — СПб., 1867. — C. III.

На окраинах нашего отечества мы постоянно сталкиваемся с иноверцами. Пасторы и, в особенности, ксендзы, пользуясь неведением своей паствы и нашим молчанием, постоянно обзывают нас схизматиками, постоянно кричат, что они одни строго держатся постановлений Вселенских Соборов, и что мы только нарушаем их. Обвинения такого рода поддерживают сепаратизму, не допускают многих, отпадших в католицизм, сынов православной церкви снова возвратиться в ее лоно и сделаться опять Русскими не на словах только, но и на деле. Поэтому все, что хотя сколько-нибудь может обнаружить лживость подобных обвинений, не должно считаться излишним. В числе разного рода доводов, которые враги православия, а, следовательно, и русской народности, приводят в подтверждение своих обвинений, они указывают и на наш календарь и, в особенности, на способ, употребляемый православною церковью для определения дня Пасхи и всех сопряженных с нею праздников; они стараются выставить все мнимые достоинства Григорианского способа, и стараются доказать, что правила, соблюдаемые ими при вычислении дня Пасхи, совершенно согласны с правилами Никейского Собора. Такая враждебная России тактика неминуемо должна принять еще большие размеры в настоящее время, вследствие усиливающегося ежедневно сочувствия к православию в среде Униатов. А чтобы убедить, какое решительное влияние оказывает, в деле религиозного и национального воссоединения, наше времясчисление, и, следовательно, как важно отстаивать нам его неприкосновенность, ссылаемся на отзыв передового публициста единокровных братий наших в Галиции, отпадших в Унию, г. Наумовича. Он говорит: «с Москвою меня связывает тот же самый Бог, те же Святые Тайны, та же Библия, тот же язык церковно-славянский, то же самое летосчисление. У нас Рождество, в Москве Рождество; у нас Богоявление, в Москве Богоявление; у нас мясопуст, в Москве мясопуст; у нас поклоны, в Москве поклоны; у нас Христос воскрес, в Москве Христос воскрес» (см. Московок. Ведомости. 1866 года, 27 октября, № 226).

Считая поэтому необходимым наглядно доказать, с какою поразительною точностью наша православная церковь и поныне соблюдает в деле времясчисления, все правила Вселенских Соборов и, вместе с тем, желая изобличить умышленное искажение истины противниками православия, — мы старались в нашем изложении сопоставить правила Никейского Собора с правилами и доселе употребляемыми православною церковью при своих пасхальных вычислениях. Для того же, чтобы дать возможность совершенно освоиться с этими правилами, мы решились приложить к нашему труду таблицы обращения индиктиона и пасхалию зрячую —подлинником, переложив их только с церковного на гражданский язык. Таблицы эти — по простоте и удобству — превосходят все без исключения, придуманные в позднейшее время, пасхальные таблицы; но они, к сожалению, не встречаются, сколько нам по крайней мере известно, ни в одном из доселе изданных руководств к времясчислению; собственно же церковные таблицы не для всех доступны, а для иноверцев и непонятны. Мы надеемся, что знакомство с этими таблицами покажет всю рациональность способа, употребляемого, неизменно со времен Никейского Собора, т. е: с 325 года по P. X., православною церковью для своего времясчисления, — и объяснит нашим порицателям: почему мы не желаем и не имеем надобности изменять мудрую простоту правил, завещанных нам Вселенским Собором, и — прибегать к хитросплетениям, введенным Григорианскою реформою в пасхальные вычисления.




Томас Блад заявил, что будет разговаривать только с королем. Он рассчитывал на свое ирландское обаяние, ум и известную любовь Карла II к авантюристам и проходимцам.
Принужденный силой обстоятельств, Головин, по здравому размышлению, склонился на представления китайцев
Те народы, которые соделывались просвещеннее в своей целости, всегда имели правление лучшее
Финансовые обстоятельства Крымской войны
Витовт решил сокрушить Орду. Звал Василия. Тот уклонился. Орда победила. Москва спаслась.
И государь скомандовал «В Бобруйск!»
Тому, кто доставит живым шведского короля, было обещано шесть дукатов, а в доказательство требовалось предъявить королевский камзол.
Пойдем, братцы, за границу бить Отечества врагов. Вспомним матушку Царицу, вспомним, век ее каков!
С вами должны быть всегда смерть и победа!
Многочисленный, на севере Европы поселившийся славянский народ разделился на два мира: русский и лядский…



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"