Сегодня и вчера
Новицкий Орест Маркович. О духоборцах. — Киев, 1832. С. 100.
Учение, коего держатся Духоборцы, не есть учение оригинальное; в нем все чужое, заимствованное: несмотря на сие, оно не имеет совершенного сходства ни с одним верованием, взятым отдельно. Это, более или менее верное, повторение различных мнений различных сект; слияние разнородных отголосков, в каких любило проявлять себя, в различные времена, направление духа ко внутреннему и таинственному в Религии; совокупление всех тех учений, которые, более или менее уклоняясь в область мистических видений, принимали Церковь только невидимую, внутреннюю, соединяя с тем нередко веру в таинственное действие Божественного света в человеческом духе, как главный источник Веры и Спасения. При начальном образовании учения Духоборцев мысль о внутренней Церкви и внутреннем просвещении была единственным основанием, на коем воздвигалось все прочее здание — различными строителями и из различного вещества, какое только могло идти здесь каким-нибудь образом одно к другому: от того то нельзя указать какого-либо одного, особенного основателя секты Духоборцев, — ибо в сем деле участвовали многие; от того же самое учение ее, в известные периоды своего образования, более или менее наклонялось к направлению одного какого-либо верования, пока перемена обстоятельств не изменяла его хода по направлению другому: так, при начальном появлении своем в устах Лупкина , оно близко было к учению Пляшущих XVI столетия, которые также, как Духоборцы веровали внутреннему слову и призывали в себя действие Св. Духа скаканием и прыжками; в наставлениях Силуана оно сходилось с мнениями ложных мистиков; в исповедании его последователей особенно сблизилось с учением Квакеров и т.д. Таким образом, непрестанно расширяясь в своем ходе, оно непрестанно нарастало новыми мнениями , взятыми от разных толков. И в полном своем объеме представило странную смесь разнородных суждений о предметах веры. Оттого и различные писатели, упоминавшие о Духоборцах, сравнивали их с различными сектами, судя по тому, какая сторона их учения казалась для них виднее… |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |