Сегодня и вчера
Ближайший город и железная дорога были в 40 верстах. Общества положительно никакого.



Мартынов Алексей Григорьевич. История 12-го драгунского стародубовского полка.— СПб., 1908 С. 241.

Новая стоянка полка сейчас же дала себя знать во всех своих неудобствах, как для офицеров, нижних чинов, так и для лошадей.

Полк раскинулся почти на 100 верст. Были эскадроны, которые находились от штаба полка на 40 верст, но расстояние не могло бы смущать кавалериста, если бы дороги были вполне исправны; случалось так, что зимою, в метель приходилось блудить часами в поле, а весною, во время дождей или таяния льда — переправляться вплавь, так как дороги, обыкновенно, проходили оврагами. Если на пути встречался мост, то рискованно было через него переезжать, так как за прочность его поручиться было нельзя. Был случай, что эскадронный командир (Ротмистр Шокальский), возвращаясь со штаба к себе в эскадрон, переезжая мост (перил не было), через который вода шла верхом, свалился с лошадьми в речонку и на глазах толпы крестьян, которые не имели возможности его спасти,— утонул; эта речонка весною разливалась в целое море.

Ближайший город и железная дорога были в 40 верстах. Общества положительно никакого. Со всем этим еще можно было мириться, — но надо было посмотреть, как размещались эскадроны: квартиры, где приходилось жить офицерам, представляли из себя в высшей степени неприглядную картину: темная, низкая, курная изба, с затхлым, удушливым воздухом, вечная нечистота, смрад, теснота, происходившие от того, что здесь же в постоянном соседстве друг с другом жили и солдаты, и хозяева, и свиньи, и куры и другие не менее полезные домашние животные; и в такой-то обстановке приходилось офицерам искать отдохновения после служебных трудов...

Если так скверно было офицеру, каково же было солдату, а про лошадей и говорить нечего,— им отводили летний сарай, низкий, темный, тесный, где за недостатком помещений иногда поселялись и нижние чины. Принимали все меры улучшить эти сараи, обшивая стены его соломой для теплоты, прорезывая отверстия для света.

Эскадронные командиры были полные хозяева своих эскадронов и в строевом, и в хозяйственном отношениях, а разбросанность и удаленность их от штаба делала их даже и самостоятельными. Эскадронный командир, да вахмистр были ответчиками за нижних чинов своих эскадронов. Многие из командиров эскадронов даже не любили вмешательства младших офицеров в дела эскадрона, находя вполне нормальным тот порядок вещей, который они приняли от своих предшественников, и в духе которого были сами воспитаны.

За время 14-ти летней стоянки Стародубовцев в Жуковцах переменились три командира полка и каждый из них со своей стороны принимал все меры к тесному сближению со своими подчиненными. Они устанавливали за правило: все должностные офицеры штаба полка, караульного эскадрона и прибывающие по делам службы — приглашались обедать к хлебосольному командиру. Мало того, в тех случаях, когда командир бывал в отсутствии, обычай не нарушался: все приготовливалось по заведенному порядку и полковые гости являлись на обед в положенное время…




Нужен был царь, какими были исконные московские государи, а не первый ловкий претендент
Занятия должны отвечать времени года и иметь серьезный характер
Составитель Лаврентьевского сборника имел под руками источники, неизвестные составителю Ипатьевской летописи
Из жизни роты дворцовых гренадер
Он надеялся манипулировать женщиной, плохо приспособленной к решению государственных задач; в действительности же ему пришлось иметь дело с российской императрицей.
Принужденный силой обстоятельств, Головин, по здравому размышлению, склонился на представления китайцев
Правосудный Боже! Хоть за Себя вступися!
Я хочу объяснить причину, заставившую короля устроить место свидания так, чтобы нельзя было переходить с одной стороны моста на другую,— вдруг это в будущем кому-нибудь понадобится в подобной же ситуации.
«Как же ты держишь таких дурных казаков в Моем полку?»
Положили рать с обеих сторон задержать, никаких зацепок не чинить и с шведским королем не мириться.



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты Сообщить об ошибке
Проект «РУНИВЕРС» реализуется
при поддержке компании Транснефть.