Сегодня и вчера
Пекарский П. Наука и литература в России при Петре Великом. Том I. Введение в историю просвещения в России XVIII столетия. — СПб., 1862. С. 567.
Приговор святейшего синода о напечатании исторического дела, в нем же догматы уставы и предания секты мухаметанские описуются автором высочайшим князем Кантемиром рассуждающего. Требовати надлежит от сиятельнейшего автора, дабы на письме нам изъявил: вся ли и каждое по единому в деле его изображенная, яко известная и твердая не токмо от простолюдства, но и от избраннеиших Мухамеду последующих содержатся и яко истинная исповеданием их утверждаются? И откуду автор о сих известися? От писателей ли оные секты или от христиан, и кто суть сии, или оные; или обое поимянно? И аще таковое о свидетелех писание покажет автор, напечатается оное в начале или в конце дела. Аще еже сие быти не может, требовати надлежать от автора, да поне засвидетельствует писанием, яко некая в своем деле не от писателей коих либо, но от сказаний, у махомедан в народе употребительнейших, всем же знаемых и приятых и от уст множайших мужей, в секте оной знаменитых, приял. И сие его свидетельство, своеручно написанное или подписанное, в начале или в конце дела напечатано будет. Сих же от автора святейший синод требует не всуе и не без важности, но двух ради важнейших причин, от них же первая есть, да не како мухамеданам, аще бы что от нас о секте их расславлено было, аки приятое от них, обаче оное ниже предано им есть, ниже веруется ими, удобный подастся случай жалитися и порицати нас, яко лживых и бесстыдных клеветников, купно же и вопити, яко мы в недостатку причины и оскудении явных доводов, к злохитрию уклонилися и, вымыслив поругания, супостатом досаждаем. Отчего будет, что более в нечестии своем утвердятся и о безумнейшем своем суесловии, аки о крепчайшей и непрепобедимейшей истине, кичливее восторжествуют. Наше же звание есть желати, просити и елико быти может трудитися и пещися о спасении всех, кольми паче блюстися подобает, да не подадим соблазн непреклонства неверным. Другая требования причина есть, да не како нас самих и христианам искусным во всяких вещех мужем, аки зело к легковерству преклонных, рассуждения же праздных и посмеяния достойных и легкосердых покажем, аще что печатным тиснением обнародствовати повелим, хотя о секте по всему безумной и нечестивой, обаче оная от своих мнений то весьма чуждо и по клевете себе от других вымышлено быти изъявляет. И понеже все из типографии нашей происходящия книги сие знаменитое в начале имут начертание, яко по повелению императорскому напечатаны быти глаголются, всячески блюстися нам подобает, паче же и боятися, да не како сицевая сказания печатая, яже не имут правильного свидетельства, от веры исторической далеко отстоять, поруганию же и посмеянию в мудрости наказанных подлежат и самого августейшего государя нашего священному имени бесчестное оное наведем легкости шарование, ибо вменится его величество верити и удостоверяти, яже по повелению его напечатанна читатися будут. |
Зрелище этого народного праздника оживлено и блестяще
Празднование понедельника в Малороссии
Если не произошло отделения Сибири от России, то приписать это следует не столько счастью, сколько государственному смыслу русского народа
Солдаты в оскорблении и в тревоге клялись друг другу, что постоят за своих стариков
Наши дилетанты с плачем засвидетельствовали, что они обманулись в коварной науке Запада
Александр стремился к воссозданию европейского общества на основаниях высокой евангельской нравственности.
Преданиям о смерти, постигающей Кощея, противоречит постоянно придаваемый ему эпитет бессмертного; но именно это и свидетельствует за его стихийный характер
Они бы не посмели!— говорили мы.
Кот государев
А 30 000 червонных за то, что в продолжение осады звонили в колокола, противно обыкновению принятому в осажденных крепостях.
|