Сегодня и вчера
Скульптурное изображение (горельеф) митрополита Феогноста
Произведение искусства «Скульптурное изображение (горельеф) митрополита Феогноста» Автор:
Неизвестен


Размер:
178 х 51 х 18 см.
Техника:
Дерево (липа), левкас, темпера яичная, резьба, резьба по левкасу, тиснение по левкасy.
Время создания:
Вторая половина XVII в.
Местонахождение:
ФГУК «Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»
Смотреть полностью
Примечание:
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: Том XLIА (82):

Феогност митрополит киевский — св., митрополит киевский, родом грек, преемник св. митрополита Петра. Получив посвящение в Константинополе в 1328 г., Ф. поселился в Москве. В 1329 г. он посетил Новгород и объявил оттуда анафему псковичам, принявшим к себе опального князя тверского Александра Михаиловича. Александр должен был оставить Псков и уехал в Литву. Скоро, впрочем, он воротился и стал княжить в Пскове. Старое стремление Пскова получить церковную самостоятельность усилилось: псковичи выбрали себе в епископы некоего Арсения и послали его для посвящения к митрополиту, но Ф. отказал им в этом. При Ф. митрополит Петр был причислен к лику святых. Ф. удалось закрыть открытые было митрополии литовскую и галицкую, но последняя в 1337—38 г. вновь была открыта и существовала до 1347 г. Подобно своим предшественникам, Ф. предпринимал путешествия по своей митрополии. В Орду Ф. ездил два раза. Во вторую поездку (1342 г.) его встретили там большие неприятности. Кто-то сказал хану Чанибеку, что митрополит собирает большие доходы с духовенства и что у него много денег. Хан потребовал у него платежа со всего духовенства. Ф. перенес в Орде всякие истязания, раздарил до 600 руб. (более 60000 нынешних кредитных рублей) разным сильным людям и настоял на том, что хан утвердил за церковью все ее прежние льготы новым ярлыком. Ф. скончался 11 марта 1353 г. и погребен в Успенском соборе. В 1471 г. мощи его обретены нетленными, но почивают под спудом. Память Ф. 14 марта.


Митрополит Феогност, преемник Св. Петра, приказал запереть все псковские церкви до выдачи Псковичами укрывшегося у них врага князя Московского



Самоквасов Дмитрий Яковлевич. Главнейшие моменты в государственном развитии Древней Руси и происхождение московского государства. — Варшава, 1886. С. 74.

В половине XV века, по духовной Василия Васильевича Темного, владения московских князей составляли следующие города с их уездами: Москва, Владимир, Переяславль, Можайск, Коломна, Кострома, Галич, Устюг, Вятская земля, Суздаль, Новгород-Нижний, Муром, Юрьев, Боровск, Калуга, Дмитров, Серпухов, Вологда, Углич, Бежичи, Звенигород, Ржева, Волок, Руза, Ростов, Романов и Нерехта. При Иване Васильевиче III Московское государство оcвобождает Русь от татарской зависимости и расширяет свою территорию присоединением Пермской области (1472 г.), Новгородского Народоправства (1478 г.), Тверского княжества (1488 г.), Арской земли (1489 г.), Югорской земли (1499 г.) и Черниговского княжества (1500 г.). Наконец, Василий Иванович уничтожает последние княжеские уделы в русской земле присоединением к Москве Народоправства Псковского (1510 г.), Смоленского княжества (1514 г.), Рязанского княжества (1517 г.) и уделов князей Шемякиных в северской земле (1517 г.)

Территориальное раздробление древней Руси окончилось,— объединение русской земли совершилось: возникло Московское единодержавие. Рядом с развитием единодержавия, развивается и московское самодержавие. Московские князья, склоняя в свою пользу милость ханскую, заботились также и о том, чтобы склонить в свою пользу политические силы, имевшие значение в русской земле. Главнейшею из таких сил было духовенство, занимавшее высокое положение в русском народе. Отсюда, стремление московских князей сблизиться с духовенством и сделать Москву центром духовной иерархии в России. Ивану Даниловичу Калите удается склонить Митрополита Петра перенести его резиденцию из Владимира в Москву и тем поднять этот город на степень центра нравственно-религиозной жизни всей русской земли, всего русского народа. По перенесении в Москву митрополичьей кафедры, высшая духовная власть всей русской земли является верною союзницею московских князей и направляет свою деятельность и проповедь в пользу возвышения власти московского князя над властью других князей. Возлагая на московских князей надежду освобождения русской земли от ига иноверных Татар, духовенство внушает необходимость безусловного им повиновения не только со стороны низших классов русского народонаселения, но и со стороны всех русских бояр и князей. В благодарность за содействие своим целям московские князья уступали духовенству часть своих доходов и поземельных приобретений, издавали уставные и жалованные грамоты, которыми подтверждали и расширяли права иерархов русской церкви, дарованные им уставами первых христианских князей.

Когда Александр Михайлович Тверской, разбитый И. Д. Калитой, укрылся в Пскове, то Митрополит Феогност, преемник Св. Петра, приказал запереть все псковские церкви до выдачи Псковичами укрывшегося у них врага князя Московского. Подобная же мера была принята Митрополитом Св. Сергием в 1365, чтоб принудить Нижегородцев к повиновению Московскому князю Дмитрию Ивановичу. В 1447 году, во время борьбы в. к. Василия Васильевича с Дмитрием Юрьевичем Шемякой, русское духовенство обратилось к последнему с соборным посланием, в котором увещевало его покориться московскому князю, с властью которого связано освобождение русской земли от власти Татар; в случае непослушания, послание духовенства угрожало Шемяке проклятием церкви. В половине ХУ века послание Митрополита Ионы увещевает Псковичей быть верными и послушными власти князя московского; в конце XV века митрополит Геронтий угрожает Вятичам отлучением от церкви, если они продолжать непослушание московскому великому князю. И. т. д.




Царевич Алексей: «Я ослабел духом от преследования и потому, что меня хотели запоить до смерти»
Глядя на нас, можно сказать, что по отношению к нам всеобщий закон человечества сведен на нет.
В этот день у нас не было недостатка в обыкновенных от Царя подачах
Я был послан в Германию, дабы найти и привезти в Россию докторов и ученых, людей хорошо осведомленных в Божественном писании, правоведении и других свободных искусствах
Барон Винцингероде привстал, показал ему ордена свои и закричал: я Русский Генерал!
Необходимая в древней России обстановка брачных обрядов
Господь подул, и они рассеялись
Наконец, мы увидели белеющиеся здания Алеппа
В этой истории не знаешь, что хуже: поведение ли Давида, или Святополка, или киевлян.
История первого энциклопедического лексикона в России.



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"