Сегодня и вчера
Великая церковь Киево-Печерской лавры
Произведение искусства «Великая церковь Киево-Печерской лавры» Автор:
Верещагин Василий Петрович


Размер:
106 x 72,5 см.
Техника:
Холст, масло.
Время создания:
1905
Местонахождение:
Госудаpственный Владимиpо-Суздальский истоpико-аpхитектуpный и художественный музей-заповедник
Смотреть полностью


Письмо обворовавшего Киево-Печерскую лавру к наместнику ее 1821 года



Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. 1872. Январь-Март. Книга первая. — М., 1873. С. 741.

Сумма, похищенная во святой Лавре, у меня, святотатца. В среду третьей недели Великого Поста совершил я сей великий злодейский подвиг; раскаяние, однако ж, чуть не решило меня отдаться вам в руки, если бы не препятствовали тому следующие причины: Будучи тронут священнодействиями и поучениями на святой Четыредесятнице, я решился исполнить долг Христианства и принести покаяние в своих согрешениях; но мысль чрез сознание не подвергнуть бы себя строгости законов, до сего меня колебала; наконец несчастие и жалкая участь совершенно невинных, каких-то монахов, найденных в каком-то подозрении, принудили меня, во святой Великий Четверток сделать сознание. Киево-Печерской Лавры Иеромонах-схимник был мною избран разрешителем тяготившего сердце мое греховного узла. И едва только начал я ему сознаваться в некоторых моих важных делах, как вдруг его восклицания, странные вопросы и вздохи принудили меня сделать оборот, и я остался не признавательным в похищении суммы во святой Лавре. Почтенный Иеромонах, однако ж, спросил меня, не я ли сделал святотатство? Но я, как выше сказано вам, не признался. Татское мое орудие и до сего хранится в иконостасе, на хорах, возле стены, на правой руке: вы верно оное найдете, почтеннейший наставник. Если бы я совершенно знал, что чрез сознание и возвращение сей суммы (поелику я ею не пользуюсь) не подвергнусь светскому суду, то, клянусь вам всем священным, в одну минуту явился бы с полным признанием к вам. Я раскаиваюсь, плачу, имея деньги бедствую и не нахожу другого средства к успокоению моей совести, как чистосердечного моего признания. Представьте мое положение: живу в горах, людей вижу один раз в день во время священнослужения в загородной церкви, питаюсь более слезами, нежели пищей; имея в руках такое сокровище, скоро принужденным найдусь окончить плачевные дни жизни моей в волнах шумящего Днепра: я беспрестанно почти беседую с ним, он видит мои слезы, а Всевышний видит мое раскаяние, стенание и скорбь, Ему известна причина моего несознания. Ах, как тяжело переносить те бедствия, кои страдают невинно чрез другого! Заклинаю вас, почтеннейший наставник, сделать в городи объявление: подвергнется ли святотатец, похитивший сумму, светскому суду? Пусть духовенство наложит на меня оковы по смерть, с тем только, чтобы я ежедневно мог слушать священнодействие, плакать о моих согрешениях, раскаиваться, терзаться, и наконец в монастыре, где я отваживался очень часто совершать варварские злодеяния, умереть. Богу известно: Он один видит все; Ему возможно все. Конечно, что должно быть какое-нибудь чудо...




С точки зрения русского командования, этот принятый Карлом XII, совершенно бесполезный для шведов и оказавшийся крайне неудачным, кавалерийский бой 9–10 сентября 1708 г. был счастливым событием.
Он надеялся манипулировать женщиной, плохо приспособленной к решению государственных задач; в действительности же ему пришлось иметь дело с российской императрицей.
За неполные пятнадцать лет Петр I подарил и одолжил пруссакам не менее 400 своих подданных.
В полном своем объеме учредительная роль Вормского рейхстага почти нигде не изображена с надлежащею ясностью
Все отняли у нее эти предатели, оставив взамен только тесное узилище
Разрешенная властями «экзекуция» стала утихать к пяти часам утра наступившего воскресенья.
Когда ему понадобилось сменить лошадь, он, завидев проезжающего мимо денщика с запасным гнедым конем, просто-напросто забрал его.
Памятник сей неумолкно проповедует о доблественных подвигах Царя Иоанна Васильевича и его воинства
Рязанцы начали говорить друг другу: не берите с собою доспехов и оружия, а возьмите только ремни и веревки, чем было бы вязать робких и слабых Москвичей.
Первое дело пасть пред ним на колени, не рассуждая, настоящий ли это царь; чем страннее, чудеснее рассказ, тем больше ему верилось.



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"