Сегодня и вчера
Введенский Александр Иванович. О видах веры в ее отношениях к знанию. — М., 1894.С.73.
В заключение нам следует ответить еще на один вопрос: «у кого же может быть сознательная вера? По-видимому, ею могут обладать только одни критические философы; а неужели вера всех остальных людей будет, если не суетной, то или наивной, или слепой?». Это неверно. Не надо забывать, что, кроме дискурсивного знания о чем бы то ни было (в том числе, и о пределах достоверного познания), которое добирается до своих выводов не иначе, как проходя шаг за шагом все ведущие к ним промежуточный звенья, есть еще другое—интуитивное, посредством которого ум или движется скачками, делая крупные прыжки, через несколько логических звеньев, или даже прямо, непосредственно, т.-е. без всяких промежуточных рассуждений, усматривает один лишь их окончательный результат. Необходимость последнего в этих случаях не столько понимается, сколько чувствуется. Обыкновенно даже свои выводы (особенно же новые и оригинальные) мы усматриваем сперва интуитивно. На первых порах они возникают только в виде смутного предчувствия, что вот здесь, в этом вопросе или на этом пути мысли есть что-то новое для нас, новое или в том смысле, что оно упразднит какой-нибудь прежний взгляд, или же в том, что пополнит его новыми чертами; а потом, усмотрев это новое, мы начинаем чувствовать его правоту. И лишь после этого, зная по прежнему опыту, что интуитивные выводы бывают часто ошибочными, мы проверяем их дискурсивным путем. Потому-то философы, думающие, что воля составляет сокровенную сущность души, или вообще приписывающие воле главенствующее значение в природе души, и доходят до утверждения, будто бы мы в признаваемой нами мысли убеждаемся чаще всего тем путем, что сперва хотим, чтоб она имела значение и поэтому принимаем ее заранее, еще без доказательств, ибо она нам по душе, удовлетворяет нашу волю, а потом, уже приняв ее, стараемся ее оправдать (как желательную для нас) и подыскиваем для нее соответствующие доводы (причем при этих попытках часто убеждаемся, что сначала мы неправильно поняли свои истинные желания). Эти философы, правильно подметив в себе фактические отношения интуитивного мышления к дискурсивному, истолковывают их в духе своих трансцендентно метафизических гипотез внутреннего опыта. |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |