Сегодня и вчера
Портрет Сигизмунда II Августа
Портреты «Портрет Сигизмунда II Августа» Автор:
Кранах Лукас Младший
(1515–1586)

Размер:
19,5 × 17,5 см
Техника:
Масло на жести
Время создания:
около 1553
Местонахождение:
Национальный музей в Кракове
Страна:
Польша
Смотреть полностью


Чиним знаменито сим нашим листом, кому будеть потреб того ведати


Любавский Матвей Кузьмич. Очерк истории Литовско-Русского государства до Люблинской унии включительно.—М., 1915. С. 391

VIII. Привилей всей земли Волынской на права и вольности их. [ 1547 год ]

(Литовские Метрики кн. Записей XXXI, л. 56 -56)

Во имя Божье станься. Иж всякие вчипки цнотливые, которые з обычаев людских походять и бывають в заховалостях их деланы, которые ж на знаимость звычаю вчинного часы своими явне ся оказують и верне а стале доконують, годно есть, абы слушне теж вчинности своей поживали и были бы ознаймены на писмах выложеные и потвержоные для ведомости потом пришлое людское, абы часу посполитого с памети не сходило. Прото мы, Жикгимонт Август, Божыо милостью король Польский, великий князь Литовский, Руский, Пруский, Жомойтский, Мазовецкий и иных. Чиним знаменито сим нашим листом, кому будеть потреб того ведати. Били нам чолом духовные и светские— владыка Володимерский и владыка Луцкий и князи, и панове, и земяне, и вся шляхта Волынское земли и покладали перед нами привилей короля его милости старшого и великого князя Жикгимонта, папа отца нашого, в котором пишеть, иж они клали перед его милостью отцом нашим листы деда нашого Казимира и дяди нашого Александра, славное памети королей их милости, на права и вольности свои, которые листы, права их, его милость король старший, пан отец наш, рачил им, всей земли Волынской, потвердити и при моцы заховати, и на то его милость привилей свой им дал,—и били они нам чолом, абыхмо и мы водле того привилья отца нашого заховали и на то привилей наш им дали и потвердили быхмо им тые права нашим привильем, и держали их подлуг права их земли. А так мы, углянувши у привилей короля его милости старшого, пана отца нашого, на прозбу их то есмо вчинили и тые права и вольности их, как было за деда и дяди нашого, королей их милости, и за отца нашого короля его милости старшого, при моцы заховываем и тым привильем нашим потвержаем: Иж старосты и наместники наши не мають па них децких своих слати первым разом: коли на кого жалоба прийдеть, ино того первым листом и другим обослати; а коли на тые два листы не станеть, тогды децкого послати; а коли за тым децким не станеть, ино децкованье маеть заплатити, а старосте и наместником нашим на том всказати и отправити. И теж который слуга або чоловек князьский и панский а любо земянский убьеть кого, ино старосты и наместники наши и маршалок земский, и ключник, и конюший на них годовщины бирали, и дед и дядя, и отец наш то им отпустили и листы права их милости на то перед нами покладали. Ино мы, тых листов и прав выслухавши, и так жо подлуг тых листов деда и дяди нашого и отца нашого то есмо им отпустили: нехай они з слуг и з людей своих, хто в головщину впадеть, сами головщину на слугах и на людех своих беруть, а старостам и наместником нашим не надобе з их слуг и з людей головщины брати. А князей и панов, и земян старосте нашому злыми словы не соромотити, в казнь и в вежу их не сажати; а естли бы который провинил што князь або пан а любо земянин, ино старосте нас обослати: как мы его навчим листом або послом нашим, што бы имел с тым вчинити, ино ему подле науки нашое то вчинити. А такеж, што били челом и жаловали деду и дяди нашому, иж старосты и наместники наши вины и заруки на них беруть и людей их судять и рядять, ино дед и дядя наш то им отпустили: старосте и наместником нашим вины и заруки на них самых и на их людех не брати и людей их не судити, судити им самым люди свои и вины брати каждому з своего человека; нижли кому хто заручить колко коп па нас, а тая бы зарука доведена была на кого справным доводом, ино то есть в нашой воли…





Живая и реальная мистика всегда должна что-нибудь открывать, рассказывать об испытанном и увиденном
Право, данное историею народу, есть обязанность, налагаемая на каждого из его членов
Смешно верить таким выдумкам, что русское ядро не может убить английского адмирала
Александр стремился к воссозданию европейского общества на основаниях высокой евангельской нравственности.
Взгляните, какой жизненной правдой дышит обстановка этой избы
Призывали они нас к себе и говорили, чтоб мы помогли им достигнуть государства Московского и чтоб мы научили свою братью, чтоб Ваш Царской род извести
Как скоро начинают говорить о кредите, он падает
Сознательная и свободная душа обитает во всей нервной системе, но в нервах высших чувств и движения душа проявляет свое сознание чище и свою движимость свободно
Они служат доказательством, что при Государственных смятениях могут новые Народы и новые поселения получить свое бытие
Когда придет время поднять завесу, скрывающую тайные пружины происшествий той эпохи, то увидят, что вся Европейская политика вращалась около Александра



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Календарь побед русской армии Внешнеполитическая история России Границы России Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Лента времени Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"