Сегодня и вчера
Титульная страница рукописи «Стоглава» из Главного собрания библиотеки Троице-Сергиевой лавры (НИОР РГБ, ф. 304.I) Смотреть полностью
Примечание:
Рукопись № 215. (1919.)

Стоглав (постановления москов. Собора 1551 г.), полууст. четкий, современный, в четверть, 316 листов, заглавная заставка фигурная с золотом.
Читать примечание полностью...

Чтобы тот собор те положения утвердил, никак нельзя увериться, первое потому, что нигде не находится подлинного соборного деяния



Шпаков А.Я. Стоглав. Его значение для историка русского права: по поводу официального или неофициального происхождения этого памятника. —Киев, 1903. С. 36


С легкой руки митрополита Платона (Левшина), было заподозрено официальное происхождение Стоглава. Митрополит Платон в своем сочинении «Краткая церковная российская история» говорить о Стоглавом соборе следующее: «Что был сей собор и на нем были о предложенных от царя вопросах рассуждения и заготовлены на то положения, в том нет сомнения. Но чтобы тот собор те положения утвердил, никак нельзя увериться, первое потому, что нигде не находится подлинного соборного деяния, за руками бывших на соборе. Второе, что нигде в летописцах о сем соборе ни мало не упоминается; хотя о прочих бывших и не столь важных соборах не оставили написать. Третее, что и в самых степенных книгах, написанных о всех делах царствования Ивана Васильевича, особливо церковных, самим митрополитом Макарием, ни мало о сем не упомянуто». Отсюда начинается ряд исследователей, отрицающих официальное происхождение Стоглава.

«Нужно сознаться, — глубоко верно и правдиво говорит один из самых лучших его исследователей проф. Н. Лебедев,— что исторические суждения о Стоглаве православной науки до последнего времени держались не выше раскольничьих. Русская православная церковно-историческая наука с самого своего зарождения и до последнего времени никогда не относилась к Стоглаву беспристрастно, а при исследовании его всегда задавалась целями полемическими. Говоря о том, что вследствие такого характера исследований не все содержание Стоглава сделалось предметом исторического изучения, а только сравнительно небольшая не самая важная часть его, и что внимание ученых сосредоточилось на тех местах Стоглава, которые составляют спорные пункты между православными и раскольниками, покойный проф. Н. Лебедев справедливо говорить: «Так как самым действительным средством к опровержению раскольничьих мнений казалось то, если бы доказать, что Стоглавого собора совсем не было, или, что, если он был, то от него не сохранилось актов, или, что сохранившиеся акты попорчены, или, по самому своему характеру, эти акты не имеют значения официальных бумаг,— то усилия церковно-исторической критики (это один из первых у нас опытов критики) при исследовании Стоглава, направлены были к тому, чтобы или совсем отвергнуть самое существование собора, или подлинность сохранившихся его актов, или их неповрежденность, или официальный характер и т. д. Много было потрачено труда, остроумия, учености на исследование Стоглава, но редко когда критические усилия направлялись с таким жаром в ущерб исторической истине, как в данном случае. Сокращая объем исследований о Стоглаве, запирая их в довольно узкие рамки, ограничивая только противо-раскольничьими предметами, полемическое направление имело влияние, само собою понятно, на характер исследований и о самых этих предметах. Научный исторический элемент исчез решительно, все стало на служение полемике». Таков суровый, но и справедливый приговор, как будет доказано ниже, ученого специалиста о характере и направлении изысканий последователей митрополита Платона.




«Ядро» долго приписывалось князю А. Я. Хилкову, но в одном прошении на имя Петра I Манкеев сам свидетельствует о себе, как об авторе
«Все здешние начальные и чиновные люди встретили меня в замке и отдались с глубочайшей покорностью в протекцию Вашего императорского величества»
В полном своем объеме учредительная роль Вормского рейхстага почти нигде не изображена с надлежащею ясностью
21 августа (9 августа ст. ст.) 1828 года русские войска одержали победу над турками в сражении у стен крепости Ахалцых, которую удалось вскоре взять штурмом.
20 августа (8 августа ст. ст.) 1829 года русские войска заняли Адрианополь.
19 августа (7 августа ст. ст.) состоялось сражение близ деревни Валутина гора
И ныне слышене наше, что князи и избратели, и вся земля изобрали тебя государем на цесарство, и ты учинился на деда своего государьствех государем, и мы так же хотим с тобою быти в любви и в завещанье
Центром владений герцога Йорка в Северной Америке являлся Нью-Йорк, названный в его честь
14 августа (3 августа ст. ст.) 1790 г. Россия и Швеция подписали в деревне Вереле, на реке Кюмени в Финляндии, договор, завершивший Русско-шведскую войну 1788 – 1790 гг.
13 августа (1 августа ст. ст.) 1822 года император Александр I издает указ «Об уничтожении Масонских лож и всяких тайных обществ»



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты Сообщить об ошибке
Проект «РУНИВЕРС» реализуется
при поддержке компании Транснефть.